способ буксирования танков и устройство для его осуществления

Классы МПК:B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства 
B60P3/12 для перевозки поврежденных транспортных средств 
F41H7/00 Боевые или бронированные машины
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Военная академия бронетанковых войск
Приоритеты:
подача заявки:
1998-01-08
публикация патента:

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача. Способ заключается в том, что под танк подводят подъемное приспособление, приподнимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в приподнятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение. Устройство согласно предложенному способу включает буксирные штанги, выполненные в виде боковых захватов с приводом и стопором, подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, и выполненное Z -образной формы. Верхняя горизонтальная часть приспособления шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк. К наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача. В гидроцилиндре установлен гидрозамок. Техническим результатом является уменьшение массы буксируемого танка и увеличение массы тягача. В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом увеличивается. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ буксирования танка, при котором сцепляют тягач с танком жесткой сцепкой и осуществляют буксировку танка, отличающийся тем, что сначала под переднюю или заднюю часть танка подводят подъемное приспособление, приподнимают танк, фиксируют в приподнятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка, а затем осуществляют буксировку танка.

2. Устройство буксирования танка, содержащее буксирные штанги и сцепные приспособления, отличающееся тем, что оно снабжено подъемным приспособлением Z-образной формы с упором, верхняя горизонтальная часть которого шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя выполнена с возможностью подведения под танк, при этом к наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а его шток шарнирно соединен с корпусом тягача, в гидроцилиндре установлен гидрозамок, причем буксирные штанги выполнены в виде боковых захватов с возможностью взаимодействия с ведущими или направляющими колесами танка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача.

Известны буксирные средства для эвакуации бронетанковой техники, в качестве которых используются бронированные и небронированные тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины технической помощи (МТП). Например, тягачи: БТС-4, БТС-4А, БТС-4В; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1; машина технической помощи МТП; и др. [1, 2, 3].

Все эти тягачи для буксирования танков с исправной ходовой частью применяют мягкую параллельную сцепку, перекрестную сцепку, сцепку треугольников, сцепку одним тросом по диагонали.

Вышеперечисленные устройства не позволяют осуществлять сцепку тягача с танком без выхода экипажа из машины, а также затрудняют буксировку в случае, когда масса танка больше массы тягача.

Известна также жесткая сцепка (см. Руководство по эксплуатации бронетанковой техники. - М.: Воениздат, 1981, с. 46 - 54), применяемая для буксировки неуправляемых машин.

При этом способ буксирования танков жесткой сцепкой включает

устранение причин, мешающих буксированию танка;

разворачивание башни танка пушкой назад и стопорение ее по-походному;

при исправной ходовой части и механизмах управления буксируемого танка установку рычага кулисы коробок передач в нейтральное положение и растормаживание машины. Кроме этого, учитывая особенности конструкции современных танков [4], например Т-72, перед их буксированием на расстояние более 5 км в картеры левой и правой коробок передач с помощью насоса МЗН БУКСИРА необходимо закачать масло, для чего открывают крышу над трансмиссией, переводят рычаг крана-распределителя привода стартера-генератора в положение 3Б (например, для танка Т-72), замеряют уровень масла в баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии, включают рычагом избирателя 2 или 4 передачу, включают насос МЗН БУКСИРА и, выжимая и отпуская педаль сцепления, заполняют маслом картера коробок передач до тех пор, пока уровень масла в баке по щупу не уменьшится на 100 - 120 мм для танка Т-72, затем закрывают трансмиссию;

установку на крюки буксируемого танка серег для подсоединения башмаков и буксирных штанг и стопорение их на крюках с помощью струбцин со специальными гайками;

подсоединение башмаков к серьгам;

подсоединение буксирных штанг к башмакам. При этом буксирные штанги предварительно соединяют со специальным буксирным устройство тягача.

Описанный способ в большинстве случаев требует выполнения подготовительных работ, направленных на устранение причин, мешающих буксированию танка, которые включают в себя необходимый ремонт ходовой части: замену или снятие заклиненных опорных катков, направляющих и (или) ведущих колес, надевание гусениц или устранение их заклинивания; обеспечение свободного перематывания гусениц при наличии заклинивания в отдельных агрегатах трансмиссии или их неисправности: разъединение полужесткого соединения механизмов поворота с бортовыми передачами (там, где это возможно), в отдельных случаях надевание гусениц минуя ведущие колеса и др.; снятие с машины отдельных поврежденных деталей, мешающих ее эвакуации.

Выполнение всех этих работ при эвакуации танков существующим способом требует обязательного выхода экипажа из тягача. Это либо затрудняет, либо делает невозможным эвакуацию танков из-под огня противника, из зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения, а также делает невозможным спасение оставшегося в живых экипажа поврежденного танка. Кроме того, опыт выполнения эвакуационных работ, подтвержденный математическими расчетами, показывает, что в достаточно большом количестве случаев буксирование современных танков с помощью существующих эвакосредств (тягачей, БРЭМ) становится невозможным в результате несоответствия тяговых усилий тягачей потребному усилию для буксирования танков. Это объясняется тем, что масса современных танков достигла 40 - 45 т, а масса существующих наиболее распространенных в войсках тягачей составляет: 31,4 т (БТС-4), 32,О т (БТС-2), а БРЭМ-1-4 40,8 т. Это приводит к тому, что, как показывают расчеты, потребное тяговое усилие для буксирования танков массой 40 - 45 т с исправной ходовой частью для усредненных условий снежной дороги (коэффициент сопротивления движению f = 0,17) составляет 6,8 - 7,65 тс, максимальное тяговое усилие на крюке тягача при установившемся движении, обеспечиваемое двигателем, при тех же условиях составляет 9,8 тс (БРЭМ-1 14,2 тс), а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом (коэффициент сцепления = 0,3) составляет всего 4,1 - 5,3 тс, что на 1,5 - 3,55 тс меньше потребного тягового усилия для буксирования. В случае если у буксируемого танка гусеницы заклинены, то практически во всех дорожных условиях буксирование его невозможно как по тяговому усилию, обеспечиваемому двигателем, так и по сцеплению.

Задачей предлагаемого изобретения является увеличение эффективности буксирования танков, масса которых больше массы тягача.

Указанная задача достигается тем, что под танк подводят подъемное приспособление, поднимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в поднятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение.

Указанная задача достигается с помощью предлагаемого устройства.

В качестве прототипа взята жесткая сцепка (см. Руководство по эвакуации бронетанковой техники. - М.: Воениздат, 1981. - с. 75 - 77, рис. 90 - 93), которая включает

буксирные штанги;

сцепные приспособления, состоящие из серег, устанавливаемых на крюки буксируемого танка, и башмаков, соединяющих шарнирно серьги со штангами.

Недостатком прототипа является необходимость выхода экипажа тягача для установки на крюки буксируемого танка сцепных приспособлений и соединения с ними буксирных штанг, установленных предварительно на тягаче. Для облегчения установки жестких штанг применяется цепная подвеска. Кроме того, это устройство не обеспечивает перераспределение массы танка и тягача.

Задача предлагаемого изобретения решается с помощью того, что буксирные штанги выполнены криволинейной формы в виде боковых захватов (краб), на которые может воздействовать привод со стопором, кроме того, на тягаче установлено подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, это приспособление выполнено Z-образной формы, верхняя горизонтальная часть которого шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк, к наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача, в гидроцилиндре установлен гидрозамок.

Изобретение поясняется фиг. 1 и 2. На фиг. 1, 2 приведен общий вид устройства для осуществления способа буксирования танков и обозначено:

1 - тягач;

2 - буксирная штанга;

3 - привод со стопором;

4 - упор;

5 - ведущее колесо;

6 - боковой захват (краб);

7 - танк;

8 - подъемное приспособление;

9 - шарнир;

10 - рабочий гидроцилиндр с гидрозамком.

Способ буксирования танков и устройство для его осуществления работают следующим образом. Перед началом эвакуации механик-водитель тягача 1 разводит в противоположные стороны буксирные штанги 2 с помощью привода 3. Затем тягач 1 подъезжает задним ходом к танку 7, предназначенному для эвакуации, механик-водитель опускает до касания с грунтом подъемное приспособление 8, которое подвешено на корпусе тягача 1 посредством шарнира 9, и переводит рабочий гидроцилиндр 10 в плавающий режим. Тягач движется задним ходом до соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 подъемного приспособления 8. Взаимное расположение тягача 1 по отношению к танку 7 обеспечивается маневрированием тягача, при этом механик-водитель ведет наблюдение посредством зеркал заднего вида или любого другого известного средства (в данной заявке не патентуется), например телевизионной установки. При этом требования к точности взаимного расположения танка и тягача не высокие. После соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 механик-водитель включает рабочий гидроцилиндр 10 и приводит в действие подъемное приспособление 8. По достижении установленного усилия гидроцилиндр 10 становится на гидрозамок. Затем механик-водитель включает привод 3, посредством которого буксирные штанги 2 перемещаются по направлению к танку 7 и входят боковыми захватами (крабами) 6 в зацепление с ведущими (или направляющими) колесами 5 танка. В таком положении буксирные штанги 2 фиксируются стопорами. Далее производится буксирование в ближайшее укрытие из-под огня противника или из зараженной зоны.

Таким образом, за счет усилия, развиваемого в рабочем гидроцилиндре 10, как бы уменьшается масса буксируемого танка 7 и увеличивается масса тягача 1. При этом задние подвески тягача должны быть разгружены любым известным способом (в данной заявке не патентуется). В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления с грунтом увеличивается. Величина этих изменений зависит от установленного максимального усилия в рабочем гидроцилиндре. При реализации заявляемого способа буксирования танков и устройства для его осуществления не требуется выполнения подготовительных работ и работ по обеспечению перематывания гусениц. Кроме того, для осуществления такой сцепки не требуется выхода экипажей из тягача и из танка, что обеспечивает надежную защиту от поражающих факторов оружия противника. Ыа

Класс B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства 

тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
тросопневматическое тягово-догружающее устройство прицепных систем колесных автопоездов -  патент 2493018 (20.09.2013)
тросовый увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2484979 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса буксируемых автомобильных прицепов -  патент 2484611 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2483962 (10.06.2013)
автоматический корректор сцепного веса для увеличения проходимости и повышения производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами -  патент 2482974 (27.05.2013)
автотракторный поезд -  патент 2464197 (20.10.2012)
автопоезд -  патент 2457141 (27.07.2012)
устройство для повышения проходимости колесного трактора с двухосным прицепом -  патент 2456194 (20.07.2012)
автопоезд -  патент 2448858 (27.04.2012)

Класс B60P3/12 для перевозки поврежденных транспортных средств 

способ перемещения автотранспортных средств -  патент 2514323 (27.04.2014)
автоэвакуатор с частичной погрузкой и подвижным балластным грузом -  патент 2400379 (27.09.2010)
опорно-силовая конструкция автоэвакуатора с частичной погрузкой -  патент 2391228 (10.06.2010)
эвакуатор автомобилей и способ проведения эвакуаторных работ им -  патент 2332317 (27.08.2008)
транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств -  патент 2233752 (10.08.2004)
транспортное средство для перевозки крупногабаритных грузов, например для эвакуации автомобилей -  патент 2149775 (27.05.2000)
эвакуационный тягач для вытаскивания застрявших транспортных средств -  патент 2101201 (10.01.1998)
грузоподъемное устройство на транспортном средстве для перевозки поврежденных автомобилей -  патент 2089411 (10.09.1997)
транспортное средство для буксировки аварийных транспортных средств -  патент 2081765 (20.06.1997)
прицеп для буксирования поврежденных транспортных средств -  патент 2066643 (20.09.1996)

Класс F41H7/00 Боевые или бронированные машины

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2528512 (20.09.2014)
способ усиления центральной стойки кузова и места крепления двери атомобиля при бронировании -  патент 2522463 (10.07.2014)
способ снижения загазованности боевого отделения танка -  патент 2521852 (10.07.2014)
способ удаления пороховых газов из боевого отделения танка при стрельбе из танкового орудия -  патент 2521064 (27.06.2014)
устройство для контроля оптимальных режимов работы военной гусеничной машины -  патент 2519620 (20.06.2014)
способ отвода пороховых газов из боевого отделения танка -  патент 2518887 (10.06.2014)
Наверх