приводная станция для струговых установок
Классы МПК: | E21C27/34 перемещаемыми канатами или цепями вдоль забоя E21C29/14 для передвижения машины вдоль забоя |
Автор(ы): | Бернд Штайнкуль (DE), Адам Клабиш (DE), Норберт Хессе (DE) |
Патентообладатель(и): | ДБТ Дойче Бергбау-Техник ГмбХ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-01-22 публикация патента:
20.11.1998 |
Изобретение относится к горному делу. Приводная станция для используемых в подземных горных разработках струговых установок содержит корпус струга, на котором установлен привод струга с его редуктором и в котором размещена звездочка для привода и огибания цепи струга, кинематически связанная с выходным валом редуктора. Звездочка цепи струга расположена на установленном в корпусе струга опорном валу, который разъемной муфтой соединен с выходным валом редуктора непосредственно или через промежуточный вал. Звездочку цепи струга в виде узла с опорным валом при разъединенной муфте извлекают поперек оси вращения выходного вала редуктора, преимущественно на торцевой стороне корпуса струга и устанавливают в него. Преимущественно опорный вал опирается с каждой стороны звездочки цепи струга на подшипник в корпусе струга. Изобретение при улучшении расположения звездочки цепи струга обеспечивает ее монтаж и демонтаж без извлечения привода. 33 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Приводная станция для струговых установок, содержащая смонтированный, в частности на раме цепного скребкового конвейера корпус струга, на котором установлен привод струга с его редуктором и в котором размещена кинематически связанная с выходным валом редуктора звездочка для привода и огибания цепи струга, отличающаяся тем, что звездочка расположена на установленном в корпусе струга опорном валу, который через разъединяемую муфту соединен с выходным валом редуктора, при этом узел, состоящий из звездочки цепи струга, ее опорного вала с опорой и полумуфтой, при разъединенной муфте выполнен с возможностью извлечения поперек оси вращения выходного вала редуктора из корпуса струга и установки в нем. 2. Станция по п.1, отличающаяся тем, что опорный вал звездочки опирается с каждой ее стороны на подшипник в корпусе струга. 3. Станция по п.1 или 2, отличающаяся тем, что корпус струга имеет закрываемое крышкой в виде запора монтажное отверстие для монтажа и демонтажа названного узла. 4. Станция по п.3, отличающаяся тем, что запор выполнен с возможностью присоединения к корпусу струга посредством осевого резьбового соединения. 5. Станция по одному из пп.1 - 4, отличающаяся тем, что звездочка со своим опорным валом, его подшипниками и несущими их кольцами, а также установленной на опорном валу полумуфтой выполнена с возможностью демонтажа в виде узла из корпуса струга и монтажа в нем. 6. Станция по одному из пп.1 - 5, отличающаяся тем, что монтажное отверстие для монтажа и демонтажа узла выполнено на торце корпуса струга. 7. Станция по одному из пп.1 - 6, отличающаяся тем, что муфта установлена с приводной стороны звездочки в корпусе струга. 8. Станция по одному из пп.2 - 7, отличающаяся тем, что звездочка цепи струга установлена в промежутке между двумя вертикальными опорными плитами корпуса струга, в которых на подшипниках опирается опорный вал. 9. Станция по п.8, отличающаяся тем, что опорные плиты снабжены круглыми выемками для размещения подшипников в несущих кольцах (19) и разделены в направлении диаметра выемок, причем один сегмент неподвижно расположен на корпусе струга, а другой сегмент - на запоре, который образует запорную деталь, фиксирующую подшипники с их несущими кольцами в одном установленном положении. 10. Станция по одному из пп.3 - 9, отличающаяся тем, что запор выполнен в виде закрывающего кожуха. 11. Станция по одному из пп.8 - 10, отличающаяся тем, что корпус струга содержит с приводной стороны служащую для установки редуктора струга монтажную плиту, образующую вместе с внутренней опорной плитой, через которую проходит опорный вал, пространство в корпусе струга для размещения муфты. 12. Станция по п.11, отличающаяся тем, что запор состоит из запорного кожуха и т.п., вводимого между наружной опорной плитой и монтажной плитой. 13. Станция по одному из пп.9 - 12, отличающаяся тем, что несущие кольца подшипников зажаты за счет зажимных усилий присоединительных болтов запора между сегментами опорных плит, и выемках. 14. Станция по одному из пп.11 - 13, отличающаяся тем, что монтажная плита и внутренняя опорная плита прочно соединены на верхней и нижней сторонах траверсами, к которым преимущественно посредством осевого резьбового соединения присоединяют выполненный в виде закрывающего или запорного кожуха запор с помощью расположенных на нем траверс. 15. Станция по одному из пп.9 - 14, отличающаяся тем, что на несущих кольцах расположены уплотнительные элементы, герметизирующие боковые поверхности звездочки. 16. Станция по одному из пп.1 - 15, отличающаяся тем, что муфта состоит из фиксируемых друг с другом, например, посредством резьбового соединения полумуфт, из которых одна полумуфта жестко соединена с опорным валом, а другая полумуфта - с выходным валом редуктора или соединенным с ним промежуточным валом. 17. Станция по п.16, отличающаяся тем, что обе полумуфты муфты, состоящие из кольцеобразных дисков, соединены с валами посредством осевых зубчатых венцов, шпунтовых соединений и т. п. с вращательным замыканием, однако с возможностью осевого перемещения. 18. Станция по п.16 или 17, отличающаяся тем, что полумуфты выполнены с прижатием друг к другу посредством распределенных по их периметру стяжных сегментов, стягиваемых посредством стяжных элементов, преимущественно радиальных стяжных болтов. 19. Станция по п.18, отличающаяся тем, что U-образные стяжные сегменты снабжены на своих внутренних коленах расходящимися к оси муфты стяжными поверхностями, взаимодействующими с ответными поверхностями по периметру полумуфт. 20. Станция по п. 18 или 19, отличающаяся тем, что полумуфты имеют на своей наружной периферии распределенные по ней карманы для размещения стяжных сегментов. 21. Станция по одному из пп.18 - 20, отличающаяся тем, что одна из полумуфт имеет открытые со стороны периферии в направлении ее боковой поверхности карманы для вставки головок радиальных стяжных болтов. 22. Станция по одному из пп.16 - 21, отличающаяся тем, что на верхней стороне корпуса струга выполнено вводное отверстие для штангообразного инструмента и т.п., вставляемого для вращения муфты в инструментальные отверстия, выполненные в полумуфте с распределением в окружном направлении и образованные преимущественно косыми расточками. 23. Станция по одному из пп.1 - 22, отличающаяся тем, что прорезь для набегающей на звездочку или сходящей с нее цепи струга выполнена с противоположной монтажному отверстию стороны корпуса струга или со стороны запора. 24. Станция по п.23, отличающаяся тем, что отклонитель цепи расположен с возможностью отделения на внутренней стороне запора или со стороны корпуса струга, противоположной установленному запору. 25. Станция по одному из пп.1 - 24, отличающаяся тем, что корпус струга выполнен симметричным относительно его горизонтальной средней плоскости. 26. Станция по одному из пп.1 - 25, отличающаяся тем, что одна полумуфта прочно, преимущественно за одно целое, соединена с опорным валом, а другая полумуфта содержит прочно соединенную с ним шейку с наружным зубчатым венцом. 27. Станция по одному из пп.1 - 26, отличающаяся тем, что корпус струга установлен с возможностью перемещения на машинной раме в направлении натяжения цепи струга, осуществляемого приводом натяжения цепи, преимущественно гидроприводом натяжного цилиндра. 28. Станция по п.27, отличающаяся тем, что установленная со стороны машинной рамы опорная плита имеет возможность перемещения в направлении натяжения цепи и во встречном направлении по направляющей плите, образованной боковой щекой машинной рамы или расположенной на боковой щеке. 29. Станция по п.28, отличающаяся тем, что направляющая плита снабжена на своих верхней и нижней сторонах образующими сообща Т-образную направляющую направляющими деталями, а соответствующая опорная плита приблизительно Т-образного сечения выполнена с направляющими планками. 30. Станция по одному из пп.1 - 29, отличающаяся тем, что муфта преимущественно образована расположенным между опорным валом и выходным валом редуктора в качестве промежуточного вала соединительным валом, который с вращательным замыканием и разъемно соединен с выходным валом редуктора и опорным валом посредством цапф, входящих в выемки валов, причем по меньшей мере одна из выемок валов проходит по всему периметру соответствующего вала. 31. Станция по одному из пп. 1 - 30, отличающаяся тем, что опорное пространство, в котором размещен опорный вал звездочки цепи струга с подшипниками, заключен снаружи в кожух, причем с одной стороны звездочки расположен смазочный ниппель для нагнетания консистентной смазки в опорное пространство, а с противоположной стороны звездочки - выход для консистентной смазки, при этом звездочка снабжена смазочными каналами, соединяющими смазочные камеры с обеих ее противоположных сторон. 32. Станция по одному или нескольким пп.1 - 31, отличающаяся тем, что узел, состоящий из звездочки, ее опорного вала с соединительным концом и подшипниками, установлен на держателе, разъемно закрепленном в рабочем положении узла на корпусе струга с возможностью извлечения из него для демонтажа узла. 33. Станция по п. 32, отличающаяся тем, что держатель установлен на корпусе струга с возможностью перемещения по направляющей скольжения или поворотной направляющей корпуса струга между рабочим положением узла и внешним положением обслуживания. 34. Станция по п.22 или 23, отличающаяся тем, что держатель состоит из сегмента корпуса струга, установленного с возможностью перемещения относительно установленного корпуса струга. Приоритет по пунктам:23.01.96 - по пп.1 и 2;
15.05.96 по пп.3 - 34.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к приводной станции для струговых установок в соответствии с ограничительной частью п. 1 формулы изобретения. У стругов с цепной тягой для добычи угля подземным способом принято располагать звездочку цепи струга, служащую для ее привода и огибания в корпусе струга, устанавливаемом в большинстве случаев сбоку на раме цепного скребкового конвейера. Для того, чтобы сходящую со звездочки цепь струга вывести из зацепления с ней, используют отклонители цепи, которые своим отклоняющим язычком входят в окружное профилирование звездочки. Отклонители цепи разъемно крепят в корпусе струга в качестве заменяемых быстроизнашивающихся деталей (заявка ФРГ N 3814396 A1, патент ФРГ N 2928789 C2). Для того, чтобы у известных приводов стругов можно было заменить подверженную износу звездочку на месте, необходимо тяжелый приводной агрегат с редуктором демонтировать из корпуса струга и извлечь сбоку из рамы цепного скребкового конвейера. Согласно уровню техники, однако уже был предложен привод струга, у которого корпус струга с редуктором устанавливают спереди на раме цепного скребкового конвейера. При этом корпус струга имеет на своей боковой стороне, противоположной стороне установки редуктора, монтажное отверстие для монтажа и демонтажа узла, состоящего из звездочки и отклонителя цепи (заявка ФРГ N 3935162 A1). Наконец известно также, что весь привод струга с корпусом струга устанавливают в направлении движения цепи струга сбоку на раме забойного конвейера с возможностью перемещения, благодаря чему с помощью соответствующего корпусу струга гидропривода натяжного цилиндра можно натягивать цепь струга и при эксплуатации при необходимости подтягивать ее (патент ФРГ N 3604488 C2, заявка ФРГ N 3923321 A1). У известных приводов струга звездочка, как правило, установлена консольно на выходном валу редуктора, опирающемся на подшипники в корпусе редуктора. При высокой потребной мощности современных высокопроизводительных струговых установок это консольное расположение звездочки требует особенно мощного вала передачи, опирающегося на жесткие подшипники с тем, чтобы можно было передавать высокие крутящие моменты на звездочку без чрезмерного прогиба вала редуктора. Изобретение исходит из упомянутых выше относительно уровня техники публикаций, раскрытое содержание которых является содержанием настоящего описания изобретения. Задачей изобретения является создание для добычных установок, служащих для подземной добычи угля или другого минерального сырья, приводной станции родового вида, которая при боковой установке на конвейере или его раме и при улучшении расположения звездочки цепи струга обеспечивает ее монтаж и демонтаж без необходимости для этого отделения от корпуса струга тяжелого привода струга с редуктором и его бокового извлечения. Эта задача решается, согласно изобретению, посредством признаков, приведенных в отличительной части п. 1 формулы изобретения. У приводной станции струга, согласно изобретению, звездочка цепи струга расположена на установленном в корпусе струга опорном валу, который через разъемную муфту кинематически связан с выходным валом редуктора непосредственно или косвенно коротким промежуточным валом. Опорный вал образует короткое продолжение выходного вала редуктора и установлен в корпусе струга, благодаря чему опора вала находится в непосредственной близости от звездочки цепи струга и, тем самым, достигается особенно надежная опора звездочки. Преимущественно опорный вал опирается при этом с каждой стороны звездочки цепи струга на подшипник вала в корпусе струга. К тому же несущий звездочку опорный вал через передающую крутящий момент привода муфту разъемно связан с выходным валом редуктора, так что при разъединенной муфте узел из звездочки и опорного вала может быть извлечен поперек оси вращения выходного вала редуктора и звездочки из корпуса струга и установлен в нем. Монтаж и демонтаж звездочки можно, следовательно, производить без необходимости для этого отделения тяжелого привода струга от корпуса струга и его бокового извлечения. Рекомендуется соединять звездочку с опорным валом с вращательным замыканием и разъемно, например, посредством мелкошлицевого соединения, шпунтового соединения и т. п. , так что при замене звездочки не обязательно требуется замена самого опорного вала. В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения корпус струга имеет монтажное отверстие для монтажа и демонтажа узла звездочки цепи струга, закрываемое крышкой в виде запора, целесообразно разъемно располагаемого на корпусе струга посредством осевого резьбового соединения. Монтажное отверстие, предусмотренное для монтажа и демонтажа звездочки вместе с опорным валом и опорой вала, выполнено целесообразно на торцовой стороне корпуса струга, а именно либо на входной и выходной стороне цепи, либо на противоположной торцовой стороне. Если монтажное отверстие выполнено на торцовой стороне корпуса струга, образующей входную и выходную сторону цепи струга, то на крышке или запоре предусмотрена прорезь для цепи, набегающей на звездочку или сходящей с нее. Преимущественно запор выполнен так, что он фиксирует или блокирует в корпусе струга названный узел звездочки в его установленном положении. Расположение целесообразно выбирают так, что звездочка, образующая узел с ее опорным валом, его подшипниками и несущими их кольцами, а также с установленной на опорном валу полумуфтой муфты вала, может быть демонтирована в виде узла из корпуса струга или установлена в нем. В частности, расположение может быть предпочтительно выбрано так, что звездочка установлена в промежутке между двумя вертикальными стенками или опорными плитами корпуса струга, в каждой из которых опорный вал опирается на подшипник. При этом опорные плиты целесообразно снабжены круглыми опорными выемками, в которых подшипники вала установлены в опорных или несущих кольцах, причем опорные выемки в опорных плитах, через которые проходит опорный вал, выполнены в виде круглого отверстия. В предпочтительной форме выполнения изобретения опорные плиты вертикально разделены в направлении диаметров их опорных выемок, причем один сегмент опорных плит прочно закреплен на корпусе струга, а другой - на отделяемом запоре, образующем закрывающий кожух, так что при отделении запора названные опорные выемки в опорных плитах открываются и названный узел звездочки может быть извлечен из корпуса струга через названное монтажное отверстие после предварительного отсоединения опорного вала от выходного вала редуктора. Запор образует здесь, следовательно, разъемную блокировку, которая в установленном положении фиксирует в рабочем положении подшипники опорного вала и, тем самым, также звездочку. В остальном на запоре, образующем крышку или запорный кожух с внутренней стороны с возможностью отделения может быть установлен также отклонитель цепи, хотя его расположение возможно также на стороне корпуса струга, противоположной запору. Корпус струга, согласно изобретению, целесообразно содержит на приводной стороне служащую для установки редуктора струга монтажную плиту, которая вместе с внутренней опорной плитой, через которую проходит опорный вал и которая образует промежуточную стенку, образует и ограничивает пространство в корпусе струга для размещения муфты. Рекомендуется монтажную плиту и внутреннюю опорную плиту или ее отделяемый сегмент соединить по меньшей мере в плоскости разделения опорных плит на верхней и нижней сторонах посредством траверс, что придает жесткость корпусу струга. Эти траверсы могут также служить для присоединения запора посредством осевых стяжных болтов и т.п. Названная муфта, которая может иметь различные формы выполнения, целесообразно установлена с приводной стороны звездочки в корпусе струга. Она может состоять из фиксируемых друг на друге, например посредством резьбового соединения, полумуфт, например в виде кольцеобразных дисков, из которых одна полумуфта жестко соединена с приводным валом, а другая - с выходным валом редуктора или соединенным с ним коротким промежуточным валом. Обе полумуфты или образующие их диски могут быть соединены посредством осевых зубчатых венцов или шпунтовых соединений и т.п. с названными валами с вращательным замыканием, однако с возможностью осевого перемещения, за счет чего они могут быть притянуты друг к другу, например при помощи стяжных болтов, с фрикционным и/или геометрическим замыканием их поверхностей. Возможно, однако и такое расположение, при котором одна полумуфта прочно и целесообразно за одно целое соединена с опорным валом звездочки, а другая содержит неподвижную шейку вала с внешним зубчатым венцом, которой ее вставляют в снабженное внутренним зубчатым венцом отверстие выходного вала редуктора. В предпочтительной форме выполнения названной муфты оба диска прижимаются друг к другу посредством распределенных по их окружности стяжных сегментов, сжимаемых стяжными элементами, преимущественно радиальными стяжными болтами. При этом стяжные сегменты целесообразно выполнить U-образными, причем они на своих внутренних коленах снабжены расходящимися в сторону муфты стяжными поверхностями, взаимодействующими с ответными поверхностями по окружности обоих дисков. Корпус струга может иметь на своей верхней стороне вводное отверстие для штангообразного инструмента и т.п., который вставляют в инструментальные отверстия, распределенные в одном диске в направлении его окружности и образованные преимущественно косыми расточками с тем, чтобы вращать замкнутую муфту с наружной стороны корпуса струга в положения, в которых можно отделить различные стяжные сегменты и, тем самым, разомкнуть муфту. В другой предпочтительной форме выполнения изобретения опорная плита, расположенная со стороны конвейера или его рамы, имеет возможность перемещения в направлении натяжения или во встречном направлении по направляющей плите, образованной боковой щекой рамы или же расположенной на боковой щеке, так что с помощью натяжного устройства, преимущественно натяжного гидроцилиндра, цепь струга можно известным образом натягивать или подтягивать. Направляющая плита может быть при этом снабжена на своих верхней и нижней сторонах направляющими деталями, образующими вместе Т-образную направляющую, тогда как соответствующая опорная плита имеет приблизительно Т-образное сечение, за счет чего образуется направляющая по типу Т-образной пазовой направляющей. Сущность изобретения более подробно поясняется на чертеже, на котором представляют: фиг. 1 - в схематичном упрощенном и общем виде сверху приводную станцию забойного конвейера, который выполнен в виде цепного скребкового конвейера, образующую одновременно приводную станцию струга, согласно изобретению; фиг. 2 - приводную станцию струга, согласно изобретению, при виде с торца в направлении стрелки II на фиг. 1, причем корпус струга показан выше горизонтальной средней линии в сечении без закрывающего или запорного кожуха и ниже этой средней линии при виде на установленный закрывающий или запорный кожух; фиг. 3 - приводную станцию струга согласно фиг. 2, при виде сверху в направлении стрелки III на фиг. 2; фиг. 4 - в схематичном упрощенном виде узел соединения опорного вала с выходным валом редуктора через промежуточный вал; фиг. 5 - частично в разрезе измененную форму выполнения муфты вместе с монтируемым и демонтируемым узлом, состоящим из звездочки цепи струга, опорного вала и его опоры; фиг. 6 - вид сверху на один из обоих дисков муфты, согласно фиг. 5, причем один из стяжных сегментов изображен в разрезе. Для понимания изобретения производится ссылка на приведенные выше в уровне техники публикации. На фиг. 1 в качестве примера изображена приводная станция для забойного конвейера, которая одновременно образует приводную станцию струговой установки для подземной добычи угля. Приводная станция содержит раму 1, между вертикальными боковыми щеками 2 которой установлен цепной барабан 3 для привода и отклонения бесконечной скребковой цепи цепного скребкового конвейера, используемого обычным образом в качестве забойного конвейера. Скребковая цепь показана только на коротком отрезке 4. Она может состоять, как известно, из одной или двух параллельных круглозвенных цепей, несущих скребки (не показаны). Конвейерный привод 5, вращающий цепной барабан 3, установлен со своим редуктором 5" на боковой щеке 2 рамы 1. Последняя соединена присоединительным желобом 6 с транспортным желобом цепного скребкового конвейера (не показан), состоящий из отдельных звеньев. На противоположной конвейерному приводу стороне рамы 1 на ее боковой щеке 2 установлен привод для угольного струга с цепной тягой. Звездочка 7, служащая для привода и огибания бесконечной цепи струга, находится в корпусе 8 струга, который установлен сбоку на раме 1 и к которому привод струга присоединен своим редуктором 9. Приводимая цепь струга проходит обычным образом в каналах направляющей струга, которая установлена на забойном конвейере, либо со стороны очистного забоя, либо со стороны закладки. Струговые установки названного вида давно используются в горном деле в различных выполнениях. Для изобретения существенным является выполнение приводной станции струга с корпусом для размещения звездочки. Предпочтительная форма выполнения этой приводной станции изображена на фиг. 2 и 3. В изображенном корпусе 8 струга звездочка 7 установлена в промежутке между двумя вертикальными опорными плитами 10, 11 на опорном валу 12. Обе опорные плиты 10, 11 и также вертикальная внешняя монтажная плита 13, к которой прифланцован привод струга с его редуктором 9, соединены между собой в мощный, крутильно-жесткий корпус 8 струга, устанавливаемый в виде узла сбоку на цепном скребковом конвейере, как правило, на его раме 1. В изображенном примере выполнения корпус 8 струга своей расположенной со стороны рамы 1 опорной плитой 11 установлен с возможностью перемещения в направлении движения цепи, т.е. в направлении двойной стрелки S на фиг. 3, с геометрическим замыканием по направляющей плите 14, которая как известно из патента ФРГ N 3604488 C2, прочно присоединена к соответствующей боковой щеке 2 рамы 1 с наружной стороны, например посредством резьбового соединения, однако может быть образована самой боковой щекой 2. Направляющая плита 14 имеет приблизительно C-образный профиль, причем она своими снабженными на верхней и нижней сторонах направляющими деталями 15 образует T-образную направляющую, в которой опорная плита 11 приблизительно T-образного сечения проходит с геометрическим замыканием своими направляющими планками 16, расположенными на верхнем и нижнем краях плиты. Весь корпус 8 струга с приводом, прифланцованным посредством редуктора 9 к монтажной плите 13, выполнен, таким образом, с возможностью перемещения для натяжения бесконечной цепи струга в направлении S, причем корпусу струга соответствует натяжной привод, преимущественно гидропривод 17 натяжного цилиндра (фиг. 1). Такие системы натяжения цепи известны, например из патента ФРГ N 3604488 C2 и не требуют поэтому дальнейшего пояснения. Если отказаться от возможности натяжения цепи струга, то корпус 8 струга может быть со стороны его опорной плиты 11 прочно установлен на боковой щеке 2 рамы 1. Как показано на фиг. 2, горизонтальный опорный вал 12 опирается с обеих сторон своей звездочки 7 на подшипники 18 на опорных плитах 10, 11, которые для этой цели снабжены круглыми отверстиями или выемками 20 для размещения подшипников 18 в несущих кольцах 19, причем опорный вал 12 проходит через выемку 20 внутренней опорной плиты 10. Промежуток между монтажной 13 и опорной 10 плитками корпуса 8 струга образует пространство для размещения муфты 21, которая кинематически соединяет несущий звездочку 7 опорный вал 12 с выходным валом 22 редуктора 9. В изображенном примере выполнения муфта 21 состоит из двух фиксируемых друг на друге полумуфт 23, 24, образованных кольцеобразными дисками, причем полумуфта 23 осевым внутренним зубчатым венцом установлена на осевом наружном зубчатом венце 25 опорного вала 12 с вращательным замыканием, однако с возможностью осевого перемещения, тогда как полумуфта 24 таким же образом установлена осевым внутренним зубчатым венцом на осевом наружном зубчатом венце 26 выходного вала 22 редуктора. В изображенном примере выполнения обе полумуфты 23, 24 стягиваются друг с другом и фиксируются, например с фрикционным или геометрическим замыканием своих обращенных друг к другу поверхностей, посредством распределенных по периферии дисков пригоночных или стяжных болтов 27, что создает кинематическую связь между выходным валом 22 редуктора и образующим его продолжение опорным валом 12. Корпус 8 струга имеет на одной из своих узких торцовых сторон, из которых одна образует входную и выходную сторону для бесконечной струговой цепи, монтажное отверстие, закрываемое отделяемым запором 28 в виде закрывающего кожуха, который на фиг. 2 изображен только ниже горизонтальной средней плоскости корпуса струга, тогда как выше этой средней плоскости видны выходной вал 22 редуктора и соосный с ним опорный вал 12 вместе с муфтой 21, звездочкой 7 и подшипниками 18. Опорный вал 12 содержит в промежутке между обеими опорными плитами 10, 11 осевой внешний зубчатый венец или мелкошлицевое соединение 29, которым звездочка 7 находится в зацеплении с осевым внутренним зубчатым венцом на своем центральном отверстии, что создает соединение с вращательным замыканием между звездочкой 7 и опорным валом 12. Изображенный на фиг. 2 выходной вал 22 редуктора может быть выполнен также в виде короткого промежуточного вала, который соединен с показанным только средней линией 22" выходным валом редуктора жестко и целесообразно с возможностью осевого перемещения, например также посредством осевого наружного и внутреннего зубчатого зацепления между выходным валом редуктора и промежуточным валом. Звездочка 7 установлена с возможностью извлечения из корпуса 8 струга в виде узла со своим опорным валом 12 и его опорными деталями 18, 19, а также с полумуфтой 23 без необходимости для этого отделения привода струга с его редуктором 9 от корпуса 8 и бокового извлечения. Детали 7, 12, 18, 19 и 23 образуют следовательно узел, устанавливаемый в корпусе 8 струга и демонтируемый из него. Для этой цели каждая опорная плита 10, 11 выполнена разделенной в вертикальном направлении по диаметру своей выемки 20. Вертикальная плоскость разделения обозначена на фиг. 3 поз. 30. Каждая опорная плита 10, 11 состоит в соответствии с этим из двух сегментов 10", 10"" и 11", 11"", причем сегменты 10", 11" являются постоянной составной частью корпуса 8 струга, а сегменты 10". 11"" - постоянной составной частью образующего закрывающий кожух запора 28, имеющего приблизительно форму полуцилиндра. Как показано прежде всего на фиг. 3, запор 28 вводят в корпус 8 струга с торцовой стороны по стрелке X, причем он проходит одной своей боковой щекой 31 с внутренней стороны по неподвижной монтажной плите 13 корпуса 8 струга, а своим образующим другую боковую щеку сегментом 11"" - с геометрическим замыканием посредством направляющих планок 16 по направляющей плите 14. В изображенном установленном положении узел, состоящий из звездочки, 7 опорного вала 12, и подшипников 18 вместе с их несущими кольцами 19, фиксирован в рабочем положении в корпусе 8 струга, поскольку круглые выемки 20 в стыкующихся между собой сегментах 10", 10"" и 11", 11"" опорных плит 10, 11 закрыты и тем самым несущие кольца 19 фиксированы в закрытых опорных выемках 20, преимущественно посредством геометрического замыкания, а это как показано на фиг. 2, может быть осуществлено тем, что каждое несущее кольцо 10 имеет на своей наружной периферии кольцеобразно огибающее его ребро, входящее в кольцевой паз опорных плит 10, 11 или их сегментов. Запор 28, вводимый с торцовой стороны в корпус струга в виде вставной детали, образует, как сказано, элемент, который фиксирует несущие кольца 19 и тем самым подшипники 18 в выемках 20 и, следовательно, звездочку 7 с ее опорным валом 12 в рабочем положении. На фиг. 2, 3 показано, что корпус 8 струга содержит на своих верхней и нижней сторонах в зоне плоскости 30 разделения расположенные поперек плоскости монтажной плиты 13 траверсы 32, которые прочно соединяют монтажную плиты 13 с лежащими в плоскости 30 разделения концами сегментов 10" корпуса 8 струга, придавая ему жесткость, причем эти траверсы 32 одновременно служат для разъемного присоединения установленного коробчатого запора 28. Он содержит на своих верхней и нижней сторонах соответствующие мощные траверсы 33, которые в установленном положении запора прилегают в плоскости 30 разделения к траверсам 32, причем образующий закрывающий кожух запор 28 разъемно крепят на корпусе струга или его неподвижных траверсах 32 посредством горизонтальных осевых болтов 34. Одновременно с этим сегмент 11", образующий составную часть запора 28, соединяют с неподвижно расположенным на корпусе 8 струга сегментом 11" посредством осевых болтов 34 сверху и снизу. На фиг. 2 в разрезе выше средней линии изображены отверстия 35 под болты 34 в верхней траверсе 32 и на верхней направляющей планке 16 сегмента 11". Если резьбовое соединение запора 28 с корпусом 8 струга ослабляют путем отвинчивания навинченных на болты 34 гаек, то запор 28 можно извлечь из корпуса 8 струга против стрелки X на фиг. 3, в результате чего открывается торцовое монтажное отверстие корпуса струга и одновременно открываются выемки 20 опорных плит 10, 11 в плоскости 30 разделения. С открытой торцовой стороны корпуса 8 струга можно затем разомкнуть муфту 21, что в изображенном на фиг. 2, 3 примере выполнения осуществляют путем ослабления стяжных болтов 27 на обеих полумуфтах 23, 24. После этого отделенный от выходного вала 22 редуктора или от названного промежуточного вала опорный вал 12 вместе со звездочкой 7 и подшипниками 18 с несущими кольцами 19, а также полумуфтой 23 можно извлечь из корпуса 8 струга против стрелки X на фиг. 3 через торцовое монтажное отверстие, после чего, заменив изношенную звездочку 7 или другие демонтированные детали, весь узел снова вводят в корпус 8 струга с его торцовой стороны по стрелке X и после замыкания муфты 21 запор 28 снова приводят в изображенное установленное положение на фиг. 3, в котором его фиксируют на корпусе 8 струга болтами 34. В описанном выше выполнении корпуса 8 струга его торцовая сторона, на которой находятся монтажное отверстие и запор 28, может быть расположена с той стороны корпуса 8 струга, где цепь, движущая струг вдоль очистного забоя, набегает на установленную в корпусе 8 струга звездочку 7 или после ее огибания выходит из него. В этом случае запор 28 снабжен между сегментами 10"", 11"" прорезью 36 для цепи. В частности из фиг. 3 видно, что в прорези 36 может быть установлен отклонитель 37 цепи, который своим отклоняющим язычком 38 входит в окружное профилирование звездочки 7, обеспечивая таким образом безупречный сход цепи с нее. Отклонитель 37 установлен с внутренней стороны запора 28 с возможностью легкого отделения и замены, например посредством резьбового соединения с сегментами 10"", 11"". В форме выполнения на фиг. 1 - 3 возможно также расположение корпуса 8 струга на машинной раме 1 таким образом, что цепь входит в корпус и выходит из него с той торцовой стороны, которая противоположна стороне присоединения запора 28. В этом случае отклонитель 37 может быть разъемно установлен не на запоре 28, а на корпусе 8 струга между сегментами 10", 11"". В описанной выше приводной станции струга звездочка 7 находится в открытом сверху и снизу промежутке между опорными плитами 10, 11. На несущих кольцах 19 могут быть сбоку расположены уплотнительные элементы 39 (фиг. 2), которые уплотняют боковые поверхности звездочки 7. Понятно, что на корпусе 8 струга монтажная плита 13 и сегмент 10" плиты и/или оба сегмента 10", 11" могут быть соединены посредством поперечных соединений, придающих жесткость корпусу струга. При демонтированном запоре 28 внутреннее пространство корпуса 8 струга легко доступно через торцовое монтажное отверстие в нем, так что при необходимости возможны также легкая замена полумуфты 24 и промежуточного вала 22 в случае его наличия. Также образующие монтируемый и демонтируемый узел детали соединены между собой в узел с возможностью легкого отделения и замены. Понятно, что изобретение не ограничено описанным выше примером выполнения, а может содержать различные изменения. Например, вместо муфты 21, выполненной в виде дисковой муфты, между опорным валом 12 и выходным валом редуктора или промежуточным валом может быть установлена другая муфта. На фиг. 4 изображена муфта 21, у которой опорный вал 12 может быть разъемно соединен с выходным валом 22" редуктора через короткий промежуточный вал, образующий здесь соединительный вал 40. Промежуточный или соединительный вал 40 соединяют в изображенном примере выполнения с вращательным замыканием в качестве вставного вала с выходным валом 22" редуктора путем вставки шейки 41 с геометрическим замыканием в открытое на торце вала 22" отверстие 42, причем жесткое соединение может быть осуществлено посредством внутреннего и наружного зубчатых венцов деталей 41, 42 или же за счет того, что последние имеют некруглую форму. Соединительный вал 40 имеет на своей противоположной стороне паз 43, который проходит по всему диаметру вала 40, т.е. заканчивается своими концами на его окружности. Опорный вал 12 снабжен цапфой 44, которая входит в торцовую выемку 43 соединительного вала 40 с геометрическим и вращательным замыканием и целесообразно состоит из огибающего опорный вал 12 ребра. С целью разъединения муфты для монтажа и демонтажа опорного вала 12, требуется лишь путем поворота выходного вала 22" редуктора привести соединительный вал 40 в положение, в котором паз 43 ориентирован приблизительно горизонтально, так что при демонтаже опорного вала 12 со звездочкой 7 цапфу 44 извлекают из паза 43 против стрелки X на фиг. 3, а при монтаже опорного вала 12 цапфу 44 вставляют сбоку в паз 43. Также в качестве муфты 21 можно использовать, например дисковую или пластинчатую муфту с гидроприводом или же соединительную гильзу, которая установлена на опорном валу 12 и выходном валу 22" редуктора или соединенном с ним промежуточном валу с возможностью осевого перемещения и посредством своего осевого внутреннего зубчатого венца находится в зацеплении с осевыми наружными зубчатыми венцами валов 12, 22" таким образом, что за счет осевого перемещения соединительной гильзы по выходному валу 22" редуктора или соединенному с ним промежуточному валу или по опорному валу 12 они отсоединяются друг от друга. На фиг. 5 и 6 изображена другая, предпочтительная форма выполнения муфты 21 вместе с монтируемым и демонтируемым узлом, преимущественно используемой в корпусе 8 струга, согласно изобретению. Также эта муфта 21 выполнена в виде дисковой муфты. Ее полумуфта 24 имеет соединенную с ней за одно целое шейку 45 вала, которая снабжена осевым наружным зубчатым венцом отверстие выходного вала 22" редуктора с образованием соединения с валом с вращательным замыканием. Полумуфта 23 муфты 21 соединена за одно целое с соответствующим концом опорного вала 12. Для центрирования обеих полумуфт 23, 24 последняя содержит на своей торцовой стороне ввинченное в центрирующее отверстие центрирующее кольцо 47, которое входит в соответствующее круглое центрирующее отверстие на торцовой поверхности полумуфты 23. Также эту муфту 21 замыкают посредством резьбового соединения обеих полумуфт 23, 24, однако здесь посредством радиальных относительно опорного вала 12 болтов 48 и соответствующих стяжных сегментов 49. Из фиг. 6 видно, что по периметру полумуфт 23, 24 на равном расстоянии в окружном направлении друг от друга расположено три стяжных сегмента 49, каждый из которых вставляют в выполненный по периметру полумуфт 23, 24 карман 50, причем на фиг. 6 изображен один из карманов без вставленного в него стяжного сегмента 49. Стяжные сегменты 49 приблизительно U-образной в сечении формы радиально надевают на дугообразные ребра 51, расположенные по периферии полумуфт 23, 24. Как видно из фиг. 5, внутренние поверхности колен каждого стяжного сегмента 49 выполнены в виде расходящихся в направлении оси опорного вала 12 стяжных поверхностей 52, которые прилегают к соответственно наклоненным ответным поверхностям 53 на наружной стороне ребер 51, так что при затягивании гаек 48" на стяжных болтах 48 возникает эффект клина, который прижимает друг к другу обе полумуфты 23, 24 на их обращенных друг к другу торцовых поверхностях для передачи крутящего момента привода. Далее из фиг. 5 видно, что полумуфты 23, 24 имеют в зоне своих карманов 50 на ребрах 51 выемки, образующие в каждом кармане 50 карман 54 для размещения стяжного болта 48, причем карман 54 полумуфты 24 открыт к ее торцовой поверхности со стороны шейки 45 вала, так что радиальные стяжные болты 48 могут быть введены своими головками сбоку в карманы 54, после чего стяжные сегменты 49 надевают их радиальными отверстиями 55 на стяжные болты 48, а затем путем навинчивания гаек 48" на наружные резьбовые концы стяжных болтов 48 притягивают к поверхностям 52, 53 с замыканием муфты 21 с эффектом клина. На фиг. 5 и 6 показано также, что полумуфта 24 имеет смещенные относительно друг друга в окружном направлении инструментальные отверстия в виде косых расточек 56, которые проходят от свободной наружной стороны полумуфты 24 наискось наружу и заканчиваются между карманами 50 и стяжными сегментами 49 на наружной периферии полумуфты 24. В эти отверстия 56 может быть со стороны периферии муфты 21 вставлен штангообразный инструмент с тем, чтобы привести замкнутую муфту 21 с соответствующими деталями вала в положение, в котором каждый стяжной сегмент 49 доступен для ослабления его стяжного болта 48. Для этой цели рекомендуется выполнить на верхней стороне пространства для установки муфты 21, которое в примере выполнения на фиг. 1 - 3 ограничено с боков монтажной 13 и опорной 10 плитами отверстие, через которое снаружи в это пространство и в одно из отверстий 56 может быть вставлен штангообразный инструмент с тем, чтобы привести муфту 21 с соединенными с ней деталями редуктора в нужное положение поворота, в котором каждый стяжной болт 48 с соответствующим стяжным сегментом 49 можно отделить от муфты 21 и снять. За счет ступенчатого вращения муфты посредством вводимого в различные отверстия 56 штангообразного инструмента можно тем самым отделить все стяжные сегменты 49, после чего узел со звездочкой 7 описанным образом извлекают из корпуса 8 струга. Замыкание муфты 21 за счет надевания стяжных сегментов 49 и за счет резьбового соединения посредством стяжных болтов 48 осуществляется таким же образом. Стяжные сегменты 49 с их стяжными болтами 48 могут быть после снятия запора 28 демонтированы через открытое в корпусе 8 струга монтажное отверстие, а также через отверстие, выполненное в корпусе струга над установленной муфтой 21. То же относится к установке стяжных сегментов при замыкании муфты. На фиг. 6 показано кроме того, что стяжные сегменты 49 имеют с обеих сторон своего центрального отверстия для радиального стяжного болта 48 резьбовые отверстия 57, в которые снаружи ввинчивают прижимные винты с тем, чтобы при прочной посадке стяжных сегментов 49 в соответствующих им карманах 50 полумуфт выдавить стяжные сегменты 49 в радиальном направлении из карманов 50. На фиг. 5 показано также, что несущий звездочку 7 опорный вал 12 со своими опорами 18, состоящими из подшипников качения, полностью заключен в кожух, а именно за счет расположенных с обеих сторон звездочки 7 несущих колец 19 и запорной крышки 58, которая привинчена снаружи к несущему кольцу 19, находящемуся на противоположной муфте 21 стороне. Со стороны муфты опорное пространство звездочки 7 закрыто полумуфтой 23 и крепежным кольцом 59, привинченным сбоку к находящемуся здесь несущему кольцу, а также кольцевыми уплотнениями 60 между кольцом 59 и боковой поверхностью полумуфты 23. Соответствующие кольцевые уплотнения расположены между боковыми поверхностями звездочки 7 и обоими несущими кольцами 19. Таким образом опорное пространство для размещения опорного вала 12 и его подшипников 18 полностью закрыто наружу. В это опорное пространство снаружи через смазочный ниппель 61 может нагнетаться консистентная смазка для смазывания подшипников вала. При этом консистентной смазкой может быть заполнено все опорное пространство. Видно, что звездочка 7 снабжена смазочными каналами 62, соединяющими пространства с обеих ее сторон и образованными осевыми расточками, так что нагнетаемая через смазочный ниппель 61 внутрь опорной камеры консистентная смазка может проникать также по смазочным каналам 62 также к противоположной стороне звездочки 7 для смазывания находящегося здесь подшипника 18. На расположенном здесь несущем кольце 19 расположен также соединенный с опорным пространством дополнительный ниппель 63 или другое смазочное устройство, через которое при нагнетании консистентной смазки в опорное пространство через ниппель 61 наружу выдавливается старая смазка. На фиг. 5 показана, кроме того, цепь 64 струга на звездочке 7. Корпус 8 струга, согласно изобретению, со своим запором 28 может, как сказано, иметь различное выполнение. Преимущественно он, как показано на фиг. 2, выполнен симметричным относительно своей горизонтальной продольной плоскости, образованной средней осью выходного вала редуктора, так что его можно устанавливать на выбор в одном или другом повернутом положении на конвейере или на его раме. Кроме того, корпус струга может быть выполнен так, что звездочку 7 с ее опорным валом 12 и соответствующими подшипниками вместе с полумуфтой можно извлечь из корпуса струга вверх, а при монтаже установить в него также сверху. Это можно осуществить, сохранив описанный принцип монтажа, путем замены вертикальной плоскости 30 разделения между корпусом струга и запором горизонтальной. В любом случае разделение должно происходить в плоскости разделения так, чтобы за счет зажимного усилия болтов 34 несущие кольца 19 подшипников 18 были прочно зажаты между сегментами 10", 10"", 11", 11"". В описанных выше примерах выполнения запор, служащий для фиксации положения звездочки вместе с опорным валом и подшипниками, образует снимаемую с корпуса струга деталь. Изобретение включает в себя однако и такое расположение, при котором узел, состоящий из звездочки, ее опорного вала с соединительным концом и подшипниками, установлен с возможностью отделения и замены на держателе, который в рабочем положении звездочки в корпусе струга разъемно соединяют с ним и который для демонтажа узла извлекают вместе с ним из корпуса струга в положение обслуживания, в котором детали узла можно заменить. Этот держатель может быть установлен с возможностью перемещения по направляющей скольжения, благодаря чему его можно выдвигать из рабочего положения узла в корпусе струга в положение обслуживания, причем направляющая скольжения может быть выполнена наподобие направляющей для выдвижного ящика. Вместо этого держатель может также состоять из поворотной детали или поворотного сегмента корпуса струга, присоединенного к нему с возможностью поворота вместе с узлом из рабочего положения в положение обслуживания и обратно.Класс E21C27/34 перемещаемыми канатами или цепями вдоль забоя
Класс E21C29/14 для передвижения машины вдоль забоя