клинкет для забортных устройств судовых навигационных приборов
Классы МПК: | G01P1/02 корпуса G01S7/52 систем, отнесенных к группе 15/00 |
Автор(ы): | Осюхин Борис Александрович, Правдин Константин Алексеевич, Тхоржевская Наталья Олеговна |
Патентообладатель(и): | Осюхин Борис Александрович, Правдин Константин Алексеевич, Тхоржевская Наталья Олеговна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-09-19 публикация патента:
20.11.1998 |
Клинкет предназначен для установки забортных устройств судовых навигационных приборов (лагов, эхолотов) с возможностью их замены без докования судна. Полый корпус клинкета выполнен разъемным по высоте. В нижней, устанавливаемой на днище судна части корпуса размещено уплотняющее устройство. В верхней, съемной части корпуса размещено запирающее устройство. Съемная часть с запорным устройством используется только при снятии и установке забортных устройств и не подвергается постоянному воздействию морской воды. Это повышает эксплуатационную надежность клинкета, позволяет выполнить его из более дешевых материалов. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Клинкет для забортных устройств судовых навигационных приборов, состоящий из полого корпуса с запорным и как минимум одним уплотняющим устройствами, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и снижения себестоимости, корпус выполнен разъемным по высоте, причем уплотняющее устройство размещено в нижней, устанавливаемой на днище судна части корпуса, а запорное устройство - в верхней, съемной его части.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области морского приборостроения и предназначено, преимущественно, для установки заборных устройств судовых навигационных приборов/лагов, эхолотов /на днище судна с возможностью их замены без докования последнего. Известны клинкеты для забортных устройств судовых навигационных приборов, состоящие из полого корпуса с запорным и уплотняющим устройствами /1,2,3/. Известен также клинкет, описанный в /4/ и выбранный авторами в качестве прототипа. Клинкет-прототип содержит полый корпус с запорным и уплотняющим устройствами. Запорное устройство /запорный вентиль/ размещено в нижней части корпуса, а уплотняющее устройство /стакан с сальниковой набивкой/ в верхней. Клинкет устанавливается на приваренном фланце над прорезью в днище судна под забортное устройство. При установке забортного устройства оно частично вводится в клинкет и перекрывает собой полость его корпуса. Запорное устройство при этом закрыто. Далее запорное устройство открывают, опускают в рабочее положение и поджимают уплотняющее устройство. При необходимости извлечения забортного устройства указанные действия в обратной последовательности повторяются. Недостатками прототипа и аналогов являются недостаточная эксплуатационная надежность и высокая себестоимость. В известных конструкциях запорное устройство и клинкет в целом постоянно находятся под воздействием морской воды. В связи с этим они выполняются из дорогостоящих цветных металлов. Однако воздействием морской воды. В связи с этим они выполняются из дорогостоящих цветных металлов. Однако воздействием морской воды, как показывает опыт, даже при использовании цветных металлов может привести к выходу из строя запорного устройства, заданию его привода от отложения солей. Целью предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности и снижение себестоимости клинкета. Указанная цель достигается тем, что корпус клинкета выполнен разъемным по высоте, причем уплотняющее устройство размещено в нижней, жестко установленной на днище судна части корпуса, а запорное устройство в верхней, съемной части. В предложенной конструкции верхняя часть клинкета с запорным устройством хранится отдельно и используется только в моменты съема и установки забортных устройств и практически избавлена от воздействия морской воды. Перед использованием запорное устройство легко может быть проверено на функционирование. Отсутствие постоянного воздействия морской воды на съемную часть позволяет снизить себестоимость клинкета за счет отказа от использования цветных металлов и перехода на более дешевые материалы, например, на черные металлы. Таким образом, за счет изменения расположения на корпусе запорного и уплотняющего устройств и выполнения корпуса разъемным по высоте достигается повышение эксплуатационной надежности и снижение себестоимости. В качестве дополнительных преимуществ можно отметить меньшие габариты клинкета в рабочем положении по высоте, а также экономию цветных металлов при изготовлении забортных устройств. Действительно, при существующей конструкции клинкета забортное устройство должно быть по длине не менее высоты клинкета, т.к. уплотняющее устройство расположено в верхней части корпуса последнего. Если не требуется выдвижение забортного устройства, например, антенны эхолота за пределы обводов корпуса судна, то при использовании предложенной конструкции /уплотняющее устройство в нижней части клинкета/ длина забортного устройства может быть уменьшена до размеров собственно датчика. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведено схематическое изображение клинкета. Предложенный клинкет состоит из нижней части корпуса 1 с уплотняющим устройством 2 и верхней части 3 корпуса с запорным устройством 4, соединенных накидной гайкой 5 через уплотнение 6. Дополнительно могут быть предусмотрены уплотняющее устройство 7 и съемное спуско-подъемное устройство 8 с элементами захвата забортного устройства 9, размещенные на верхней части 3 корпуса клинкета. Однако их использование не является обязательным. Запорное устройство 4 может быть выполнено, например, в виде горизонтальной плоской заслонки с ходовым винтом и резиновым уплотнением 10. В этом случае достигается самоуплотнение под давлением забортной воды. Уплотняющие устройства 2, а также 7 могут быть выполнены, например, в виде поджимаемых сальниковых уплотнений. Винты для поджатия на чертеже не указаны. Нижняя часть 1 корпуса клинкета жестко установлена на днище 11 судна. Работа клинкета осуществляется следующим образом. В рабочем положении забортное устройство 9 /датчик лага, антенна эхолота/ установлено в нижней части 1 корпуса клинкета и зажато уплотнением 2. Верхняя часть 3 корпуса клинкета снята. Для надежного стопорения забортного устройства 9 может использоваться запирающая накидная гайка /на чертеже не указана/, устанавливаемая на место накидной гайки 5 верхней части 3 корпуса клинкета. При необходимости извлечь забортное устройство 9, например, для осмотра или замены используют верхнюю часть 3 клинкета. Кабель 12 забортного устройства 9 пропускают через нее и с помощью накидной гайки 5 соединяют верхнюю 3 и нижнюю 1 части клинкета. Запорное устройство 4 при этом открыто. Уплотнение 2 ослабляют и непосредственно или с помощью спуско-подъемного устройства 8 поднимают забортное устройство 9 выше заслонки запорного устройства 4. Далее закрывают запорное устройство 4 и окончательно извлекают забортное устройство 9. При использовании спуско-подъемного устройства 8 последнее снимается с верхней части 3 клинкета. В ходе работы при необходимости может быть поджато уплотнение 7. Установку забортного устройства 9 в рабочее положение производят в обратном порядке. После установки затягивают уплотняющее устройство 2, снимают верхнюю часть 3 корпуса клинкета, осушают ее и укладывают на штатное место. При необходимости извлечения забортного устройства 9 на длительный срок вместо него может быть установлена заглушка, аналогичная ему по форме. Перечень использованных источников. 1. Судовые измерители скорости /А.А.Хребтов, В.Н.Кошкарев, Б.А.Осюхин и др. - Л.: Судостроение, 1978, с. 20, 31. 2. Гидроакустический корреляционный лаг /К.А.Виноградов, В.Н.Кашкарев, Б.А.Осюхин и др. // Судостроение за рубежом, 1977, N 7, с. 53 - 64. 3. К.А.Виноградов, Б.А.Осюхин, Лаги фирмы Jungner Marine AB. /Судостроение за рубежом, 1982, N 12, с. 48 - 52. 4. Абсолютные и относительные лаги /К.А.Виноградоов, В.Н.Кошкарев, Б.А. Осюхин и др. - Л.: Судостроение, 1990, с. 140 - 141.Класс G01S7/52 систем, отнесенных к группе 15/00