композиция к топливам
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/26 содержащие фосфор |
Автор(ы): | Губарев И.С., Губарев О.С., Губарев С.М. |
Патентообладатель(и): | Научно-внедренческий центр "ГИС" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-07-01 публикация патента:
27.11.1998 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для введения в моторные топлива. Изобретение позволяет повысить биоцидные свойства моторных топлив путем введения в маслорастворимый диалкилдитиофосфат молибдена дибутилфталата, оксиэтилированного нонилфенола и дополнительно формалина при следующем соотношении компонентов, мас.%: диалкилдитиофосфат молибдена 40-45, дибутилфталат 33-45, оксиэтилированный нонилфенол 14-17, формалин 1-3. 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Композиция к топливам на основе маслорастворимого диалкилдитиофосфата молибдена, дибутилфталата и оксиэтилированного нонилфенола, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит формалин при следующем соотношении компонентов, мас.%:Диалкилдитиофосфат молибдена - 40 - 45
Дибутилфталат - 35 - 45
Оксиэтилированный нонилфенол - 14 - 17
Формалин - 1 - 3
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для введения в топлива для двигателей внутреннего сгорания. Известна топливная композиция (АС N 1784632 - C 10 L 1/24, 1992), содержащая дивинилсульфоксид с целью подавления развития микроорганизмов в авиационных топливах в условиях влажных тропиков. Известна смазочная и топливная композиция (АС N 467093 - C 10 M 1/20, C 10 L 1/18, 1/24, 1/38, 1975), содержащая гетерилацетофеноны с целью повышения защитных свойств масел, смазок и топлив в тропических условиях. Они токсичны для человека, не всегда растворимы в нефтепродуктах в обычных условиях эксплуатации техники, не обладают достаточной эффективностью, дефицитны и дорогие. Известна (прототип) нагароочищающая композиция (патент РФ N 2062288, C 10 L 1/18, 1/26, 1996) на основе маслорастворимого диалкилдитиофосфата молибдена, дибутилфталата и оксиэтилированного нонилфенола для повышения нагароочищающих свойств моторных топлив. Однако эта композиция обладает низкими биоцидными свойствами, особенно в бензинах и дизельных топливах, что при их хранении и применении ведет к накоплению в топливных системах двигателей значительного количества органических загрязнителей (смол, микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности), определяющих повышенное образование нагара и смол, ржавление, коррозию, и заклинивание деталей, загрязнение масла. Поставленная задача повышения биоцидных свойств моторных топлив при хранении и применении в качестве профилактики, снижающей накопление отложений нагара и смол на деталях и в топливной аппаратуре, ржавление и коррозию металлов в эксплуатации, решена путем введения в композицию к топливам на основе маслорастворимого диалкилдитиофосфата молибдена, дибутилфталата и оксиэтилированного нонилфенола дополнительно формалина, представляющего водный раствор 37-40% формальдегида, 6-15% метилового спирта и являющийся эффективным дезинфицирующим средством, при следующем соотношении компонентов, мас.%:Диалкилдитиофосфат молибдена - 40-45
Дибутилфталат - 35-45
Оксиэтилированный нонилфенол - 14-17
Формалин - 1-3
Композицию приготавливают смешением диалкилдитиофосфата молибдена, дибутилфталата, оксиэтилированного нонилфенола и формалина в течение 30 минут при температуре 60oC. Свойства образцов товарного бензина А-76 (ГОСТ 2084-77) и дизельного топлива Л (ГОСТ 305-82), содержащих 2% конденсатной воды (обычная концентрация при хранении и применении топлив в условиях автотранспортных предприятий центральных и южных районов РФ) и 0,05% полученной композиции, определяли по содержанию фактических смол (ГОСТ 1567-56) до и после хранения их в течение 30 суток (минимальный период от производства до применения топлив) при температуре 202oC. Пример 1. Образец N 1, содержащий 40% диалкилдитиофосфата молибдена, 45% дибутилфталата, 14% оксиэтилированного нонилфенола и 1% формалина показал незначительное накопление фактических смол в бензине за период его хранения с 6 до 10, в дизельном топливе с 28 до 34 мг/10 мл топлива. Пример 2. Образец N 2, содержащий соответственно 45, 35, 17 и 3% указанных в примере 1 компонентов показал минимальное накопление фактических смол в бензине с 7 до 9, в дизельном топливе с 30 до 32 мг/100 мл топлива. Пример 3. Образец N 3, содержащий соответственно 42, 40, 16 и 2% указанных в примере 1 компонентов затормозил накопление фактических смол в бензине с 7 до 10, в дизтопливе с 30 до 33 мг/100 мл. В то же время как образцы N 4 и 5, не содержащие формалин, имели после хранения фактических смол в несколько раз больше, а это при работе двигателей интенсивно накапливает смолы и нагар, что приводит к нарушениям подачи топлива и поломкам деталей. Продукты микробиологической коррозии топлив вызывают интенсивное ржавление и коррозию металлов, которое определяли по ГОСТ 18597-73 испытаниями топлив, содержащих 2% конденсатной воды и 0,05% полученной композиции (образцы N 1, 2, 3), показавших отсутствие потери массы стальной и медной пластинок. Образец N 4 (прототип) и товарные топлива без присадок (образец N 5) вызвали значительное ржавление стальной и коррозию медной пластинок. Составы и свойства полученной композиции представлены в таблице. Полученная композиция придает моторным топливам повышенные биоцидные свойства, действуя профилактически и значительно уменьшая загрязнение приборов топливных систем, деталей и масла смолами и нагаром, снижая износ, ржавление и коррозию металлов, и может найти применение при введении в топлива для двигателей внутреннего сгорания. Длительный период массовой эксплуатации автобусов, легковых и грузовых отечественных и зарубежных автомобилей в условиях Северного Кавказа и центральных районов РФ подтвердил правильность сделанных выводов по результатам физико-химических испытаний и экономическую целесообразность широкого применения полученной композиции, являющейся базовым элементом современной технологии эксплуатации техники.
Класс C10L1/18 содержащие кислород