приводной вал из волокнистых композиционных материалов

Классы МПК:F16C27/00 Эластичные или податливые подшипники или опоры для них
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Круиз-91" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
1993-11-01
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в машиностроении, в частности в судостроении. Приводной вал из волокнистых композиционных материалов образован слоями различной жесткости. Внутренний слой выполнен из материала большей жесткости, чем наружный слой. При этом волокна во внутреннем слое расположены под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663(0oC10)o к образующей, а в наружном слое - под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663(40-50)o к образующей. Кроме того, величины G1, G2, приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 21226631 и приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 21226632 связаны между собой предложенной зависимостью. 1 с. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Приводной вал из волокнистых композиционных материалов различной жесткости, образующих коаксиально расположенные слои, отличающийся тем, что внутренний слой выполнен из материала с жесткостью, большей жесткости материала наружного слоя, волокна во внутреннем слое расположены под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663 (0 - 10)o к образующей, в наружном слое - под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663 (40 - 50)o к образующей, при этом характеристики внутреннего и наружного слоев определены соотношением

приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663

где G1, G2, приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 21226632, приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 21226631 - модули сдвига и допускаемые напряжения при межслойном сдвиге материалов соответствующих слоев;

d1, d2 - наружные диаметры внутреннего и наружного слоев.

2. Вал по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала внутреннего слоя использованы углепластик, а наружного слоя - стеклопластик.

3. Вал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен технологическими бандажами, установленными соответственно на наружных поверхностях внутреннего и наружного слоев и выполнены из волокнистого материала с расположением волокон под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663 (80 - 90)o к образующей.

4. Вал по пп.1 - 3, отличающийся тем, что между технологическим бандажом внутреннего слоя и внутренней поверхностью наружного слоя расположен слой балластного материала.

5. Вал по п.4, отличающийся тем, что в качестве балластного материала использован сферопластик.

6. Вал по пп.1 - 4, отличающийся тем, что внутренний слой расположен на сплошном сердечнике из сферопластика.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции приводных валов, испытывающих сжатие, кручение и изгиб. К таким валам относятся, например, гребной и промежуточные валы линии гребного вала морских судов.

Изобретение может быть использовано в судостроении, автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях промышленности.

Известны конструкции приводных валов из волокнистых композиционных материалов, испытывающих кручение и знакопеременный изгиб. Конструкция таких валов оговорена, например, патентами США N 4362521, N 4664644, N 4421497; патентом Франции N 2536131; патентами Великобритании N 2017260, N 2010446; заявкой Японии N 61-487 и др.

Перечисленные конструкции имеют структуру из чередующихся слоев низко- и высокомодульных волокон, ориентированных под углами 0 -15o и 60 - 90o, либо четко выраженных макрослоев, причем внешний слой выполнен из высокомодульных волокон (например, угольных), ориентированных под углами 15 - 40o, а внутренний - из таких же или низкомодульных волокон, намотанных под углами 45 -75o. Такая конструкция вала далека от оптимальной, т.к. сопряжена с перегрузкой материала одних слоев и недоиспользованием механических свойств материала других.

Попытка равномерного нагружения скручиваемого вала по слоям за счет оптимизации материала предпринята отечественными авторами, см.:

1. В. С.Ярин "К определению оптимального угла армирования стеклопластиковых стержней, работающих в условиях кручения". Сб. трудов ЛМИ, Л.: 1970, N 82, c.101-105.

2. А.М.Закржевский, В.В.Хитров. "Несущая способность толстостенных валов из композитов, работающих на кручение". Механика композиционных материалов, 1988, М., N 1, с.110-118.

3. А.М.Закржевский. "Технологические методы управления несущей способностью толстостенных намотанных стержней из стеклопластика, работающих на кручение". Автореферат канд. дис., Рига, 1988.

Предложенные ими конструкции приводных валов имеют оптимизированную структуру армирования композиционного материала с постепенным уменьшением угла расположения волокон (к оси вала) от внутренних слоев к внешним с 45 до 23o.

Такая конструкция является более совершенной, но и она имеет существенные недостатки: оптимальность ее относится лишь к одному конкретному сочетанию действующих нагрузок и при изменении режима работы вала утрачивается; кроме того, расположение относительно толстого наружного слоя волокон, ориентированных под малыми углами, сопряжено с малой плотностью укладки волокон, большой пористостью матрицы и, следовательно, со снижением упругих и механических свойств композита.

Наиболее близким аналогом в предлагаемой конструкции приводного вала конструкция, приведенная на рис. 6.22 в книге "Углеродные волокна" под ред. С. Симамуры, изд-во "Мир", М., 1987, принятая за прототип. Внутренний слой такого вала намотан под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663 45o из угольных и стеклянных волокон, а наружный - из угольных, намотанных под углом 0 -10o.

Техническим результатом настоящего изобретения является снижение веса, трудоемкости монтажа, стоимости, а кроме того и увеличение работоспособности приводного вала из волокнистых композиционных материалов различной жесткости.

Изобретение поясняет чертеж.

Как видно из чертежа, приводной вал предлагаемой конструкции включает в себя сплошной сердечник 1 (из сферопластика), состыкованный с торцевым фланцем 2, на сердечнике 1 и частично в проточке фланца 2 расположен внутренний слой 3 из волокнистого композиционного материала повышенной жесткости, например углепластика, армированного под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663 (0-10)o с наружным диаметром d1. Наружный слой 6 диаметром d2 из композита пониженной жесткости, например, стеклопластика с углом армирования приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663 (40-50)o, расположен на некотором расстоянии от первого, которое заполнено "балластным" материалом 5, например тем же сферопластиком. Поверх того и другого слоев: 3 и 6 расположены технологические слои из стеклопластика 4, армированные под углом приводной вал из волокнистых композиционных материалов, патент № 2122663(80-90)o и выполняющие вспомогательную роль уплотнения материалов слоев. Технологические слои 4 могут быть затем после отверждения уплотненных ими слоев удалены и в конструкции вала отсутствовать.

При нагружении приводного вала изгибающим и скручивающим моментами первый воспринимается слоем 3, как более жестким и армированным преимущественно вдоль оси, а второй - слоем 6, армированным под углом ~ 45o. Нагружение верхнего слоя 6 преимущественно постоянным скручивающим моментом и среднего - из углепластика - слоя 3 переменным изгибающим моментом, к которому углепластик из всех композиционных материалов является одним из наиболее стойких, позволяет максимально использовать свойства материала того и другого силовых слоев.

Вместо сферопластика в качестве материала слоя 5 и сердечника 1 могут использоваться другие материалы: пенопласты, сотовые наполнители, пенометаллы и т.д., а в качестве силовых слоев - металлокомпозиты типа алюминий-бор и др.

Класс F16C27/00 Эластичные или податливые подшипники или опоры для них

узел для подкрепляющего кольца и способ его изготолвения -  патент 2526735 (27.08.2014)
упругая подшипниковая опора -  патент 2508482 (27.02.2014)
подшипниковое устройство (варианты) и подшипниковый кронштейн с магнитным радиальным и поддерживающим подшипниками для вращающейся машины (варианты) -  патент 2499167 (20.11.2013)
газодинамический подшипник -  патент 2496032 (20.10.2013)
комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения -  патент 2489615 (10.08.2013)
устройство для стабилизации вращения вертикального ротора -  патент 2489613 (10.08.2013)
демпфирующее устройство дренажно-предохранительного клапана -  патент 2486383 (27.06.2013)
эластичный подшипник и способ его текущего ремонта и технического обслуживания -  патент 2470200 (20.12.2012)
виброизоляционный композитный материал подшипника скольжения, вкладыш подшипника скольжения и узел подшипника скольжения -  патент 2461746 (20.09.2012)
подшипник качения -  патент 2457371 (27.07.2012)
Наверх