груз для балансировки роторов турбомашины
Классы МПК: | G01M1/32 путем добавления грузов к испытуемым объектам, например с помощью корректирующих грузов |
Автор(ы): | Никонов В.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Ленингралский металлический завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-09-09 публикация патента:
20.12.1998 |
Груз для балансировки роторов турбомашин выполнен в виде цилиндра с резьбой на боковой поверхности. Груз имеет также центральное отверстие и шлицевой паз на торце. Центральное отверстие по меньшей мере на части его длины выполнено резьбовым. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в упрощении монтажа груза при балансировке роторов турбомашин. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Груз для балансировки роторов турбомашин, выполненный в виде цилиндра с резьбой на боковой поверхности, центральным отверстием и шлицевым пазом на торце, отличающийся тем, что центральное отверстие по меньшей мере на части его длины выполнено резьбовым.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области турбомашиностроения, а его непосредственным объектом является груз для балансировки роторов турбомашин, в частности, турбин, насосов, гидромуфт и пр. В настоящее время динамическая балансировка роторов турбомашин является весьма трудоемким процессом, т.к. он связан с необходимостью осуществления операций по сборке и разборке ротора со статором (1). Это, в частности, вызвано необходимостью монтажа балансировочных грузов или технологических корректирующих масс, известное исполнение которых и существующие приспособления не позволяют устанавливать их через заглушаемые отверстия в статоре, т. к. между ним и ротором в турбомашинах, особенно в турбинах, существует значительное по глубине пространство. Настоящее изобретение направлено на решение данной проблемы. Груз в виде цилиндра с резьбой на боковой поверхности, центральным отверстием и по меньшей мере одним шлицевым пазом на его торце (2) является ближайшим аналогом одного из объектов настоящего изобретения. Данный груз способен смещаться по длине гнезда - радиального отверстия в роторе и фиксироваться в заданном положении. Однако для введения этого груза в ротор через отверстие в статоре трудно обеспечить надежный захват для его проведения через пространство между статором и ротором с направлением по оси радиального отверстия в роторе. В основу настоящего изобретения поставлена задача создания груза для балансировки роторов турбомашин, который можно было бы с использованием относительно простого монтажного приспособления надежно удержать и провести через отверстие в статоре при относительно большой глубине пространства между ним и ротором. Эта задача решена с помощью груза в виде цилиндра с резьбой на боковой поверхности, центральным отверстием и шлицевым пазом на торце, в котором, в соответствии с сущностью настоящего изобретения, центральное отверстие по меньшей мере на части его длины выполнено резьбовым. Такое выполнение груза для балансировки роторов турбомашин позволяет путем вворачивания наконечника монтажного приспособления в центральное отверстие груза надежно осуществить его захват, а после введения груза в отверстие ротора обеспечить его заглубление в гнездо. Сущность настоящего изобретения поясняется следующим далее подробным описанием одного из примеров его реализации, изображенного на прилагаемом чертеже. На чертеже сплошными тонкими линиями показаны ротор 1 и статор 2 турбомашины в сборе. Статор 2 выполнен с отверстием, которое может быть заглушено пробкой 3 и которое предназначено для прохода грузов для балансировки ротора 1, устанавливаемых в резьбовых гнездах его радиальных отверстий 4. Сплошными яркими линиями на чертеже изображены груз 5 для балансировки ротора 1 и монтажное приспособление для его установки. Груз 5 показан в положении его окончательной установки в гнезде ротора 1. Этот груз 5 выполнен в виде цилиндрического элемента с резьбой 6 на его боковой поверхности и центральным глухим отверстием 7, также имеющим резьбу на части его длины. На торце этого цилиндрического элемента выполнено два диаметральных шлицевых паза 8. Монтажное приспособление для установки в роторе 1 груза 5 содержит два подвижно установленных концентрично относительно друг друга элемента: центральный стержень 9 и охватывающую его трубу 10. На одном из концов стержень 9 содержит резьбовую головку 11, а на противоположном конце - рукоятку 12 для поворота этого стержня 9. Труба 10 на одном конце содержит выступающие жала 13, а на противоположном конце - рукоятки 14. Установку грузов 5 при балансировке ротора 1 осуществляют следующим образом. Груз 5 и стержень 9 соответственно центральным отверстием 7 и головкой 11 жестко соединяют друг с другом как обычную пару винт-гайка до упора головки 11 в дно резьбовой части центрального отверстия 7. После этого при соответствующем угле установки ротора, обеспечивающем соосное расположение одного из его радиальных отверстий 4 и отверстия в статоре 2, груз 5 с помощью монтажного приспособления вводят внутрь статора и в резьбовое гнездо отверстия 4 ротора. После этого вращением стержня 9 с помощью рукоятки 12 груз 5 полностью заглубляют в гнездо радиального отверстия 4 ротора. Если резьбовое отверстие 7 выполнено сквозным и поэтому возможно проворачивание груза 5 при его завинчивании в гнездо относительно стержня 9, трубу 10 вводят выступающими жалами 13 в один из шлицевых пазов на торце груза 5 и вращением этой трубы 10 обеспечивают заглубление груза 5 в гнездо ротора 1. Извлечение монтажного приспособления осуществляют путем удержания груза 5 от поворота за счет сцепления выступающих жал 13 трубы 10 со шлицевым пазом 8 груза 5 и вращением стержня 9 до расцепления его резьбовой головки 11 с резьбовой частью центрального отверстия 7 груза 5. Демонтаж грузов 5 осуществляют, в основном, в обратной последовательности, но при этом извлечение груза 5 после его сцепления со стержнем 9 осуществляют путем вращения трубы 10. Источники информации1. Авт. св. СССР N 1128126, G 01 M 1/00, 1984. 2. Авт. св. СССР N 1312422, G 01 M 1/32, 1987.
Класс G01M1/32 путем добавления грузов к испытуемым объектам, например с помощью корректирующих грузов