способ переноса бака с запасным топливом на вертолете и устройство для его осуществления
Классы МПК: | B64D1/08 устройств, несущих грузы |
Патентообладатель(и): | Бундаков Виктор Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-04-26 публикация патента:
27.12.1998 |
Использование: изобретение относится к летательным аппаратам и, в частности, способам переноса бака с запасным топливом на вертолете с применением элементов наружной подвески. Сущность: способ переноса бака с запасным топливом на вертолете осуществляется путем наполнения бака топливом и закрепления его к днищу корпуса вертолета. Устройство для переноса бака содержит лебедку с грузовыми тросами, к которым прикреплены замки с предохранительной саморасцепкой и фиксаторы, закрепленные в корпусе вертолета. На поверхности бака имеются фигурные пальцы, взаимодействующие с замками. Замки и фиксаторы имеют шарнирно закрепленные захваты. Фигурные пальцы имеют заплечики. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Способ переноса бака с запасным топливом на вертолете, отличающийся тем, что бак наполняют запасным топливом и закрепляют его к днищу корпуса вертолета. 2. Устройство для переноса бака с запасным топливом на вертолете, содержащее лебедку, замки с предохранительной саморасцепкой, фиксатор и грузовой трос вертолета, прикрепленный к замкам с предохранительной саморасцепкой, отличающееся тем, что на поверхности бака с запасным топливом выполнены фигурные пальцы, взаимодействующие с замками с предохранительной саморасцепкой. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что фигурные пальцы имеют верхние и нижние заплечики.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к летательным аппаратам и, в частности, к способам переноса бака с запасным топливом на вертолете и устройство для его крепления с применением элементов наружной подвески с возможностью перевозки грузов на вертолете. В данной области техники известна заправка топливом основных рабочих баков вертолета и их крепление на вертолете, но не известен перенос бака с запасным топливом на вертолете с возможностью снятия переносного бака с топливом на период работ с целью увеличения коммерческой загрузки вертолета, передачи запасного топлива другому вертолету, взятия переносного топливного бака с запасным топливом с возможностью его использования в полете, аварийного сброса переносного бака с запасным топливом в аварийной ситуации с возможностью слива топлива из основных баков с целью снижения посадочного веса при аварийной посадке. Известно устройство для наружной подвески грузов на вертолете, принятое за прототип (cм. Техническое описание "Вертолет МИ-6А", книга 3.- М.: Машиностроение, 1974 г., стр. 40, 50). Это известное устройство содержит лебедку, замки с предохранительной саморасцепкой, замок-фиксатор (вертлюг) и грузовой трос, прикрепленный к замкам с предохранительной саморасцепкой. Недостатками этого устройства являются невозможность надежной перевозки на вертолете бака с запасным топливом, топливный бак, находящийся на тросе внешней подвески, под действием индуктивного потока, исходящего от вертолета и набегающего потока, раскачивается и вращается, что снижает устойчивость и скорость вертолета, невозможность использования топлива из переносного бака в качестве основного топлива из-за значительного удаления переносного бака от вертолета и его вращения, взлет и посадка на площадку с переносным баком, находящимся на внешней подвеске, невозможны, необходимость наличия такелажной бригады для подцепки и сотцепки перевозимого груза. Техническим результатом изобретения является надежная (фиксированная) перевозка на вертолете бака с запасным топливом и возвращение на базу порожнего бака, передача переносного бака с топливом другому вертолету, возможность увеличения коммерческой загрузки вертолета путем снятия переносного бака с топливом с вертолета на период выполняемых работ, слива излишнего топлива с основных баков в переносной бак с последующим его снятием с вертолета на период выполнения монтажных работ (перевозки тяжеловесов), увеличение дальности полета, улучшение взлетно-посадочных характеристик в аварийной ситуации путем аварийного сброса переносного бака с топливом. Указанный технический результат достигается тем, что способ переноса бака с запасным топливом на вертолете согласно изобретению выполняется путем наполнения бака топливом и закрепления его к днищу корпуса вертолета. Поставленная цель также достигается тем, что в устройстве для переноса бака с запасным топливом на вертолете, содержащем лебедку, замки с предохранительной саморасцепкой (замок-вертлюг), фиксатор и грузовой трос вертолета, прикрепленный к замкам с предохранительной саморасцепкой, согласно изобретению на поверхности бака с запасным топливом прикреплены фигурные пальцы, взаимодействующие с замками с предохранительной саморасцепкой. Именно в заявленном способе захвата фигурных пальцев замками с предохранительной саморасцепкой обеспечивается надежный перенос бака с запасным топливом на вертолете. Это позволяет сделать вывод, что заявляемые изобретения связаны между собой единым изобретательским замыслом. Сравнение заявляемых технических решений с прототипом позволяет установить соответствие их критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, идентичные заявляемым изобретениям, не были выявлены, и поэтому признаки заявляемых технических решений обеспечивают соответствие критерию "изобретательский уровень". Изобретение поясняется чертежами, где показано: на фиг. 1 - замок с предохранительной саморасцепкой и фигурный палец устройства, не соединенные; на фиг. 2 - то же, что на фиг. 1 и соединение замка с пальцем; на фиг. 3 - фиксатор и соединение замка с пальцем; на фиг. 4 - соединение фиксатора с пальцем и отсоединенный замок; на фиг. 5 - вариант закрепления замков с предохранительной саморасцепкой с фигурными пальцами бака; на фиг. 6 - вариант соединения фиксатора вертолета с фигурными пальцами бака и разъединенных замков; на фиг. 7 - момент отцепки бака от вертолета. Устройство для переноса бака с запасным топливом содержит установленные на вертолете 1 лебедки 2 с грузовыми тросами 3, к которым прикреплены замки 4 с предохранительной саморасцепкой и фиксаторы 5, закрепленные на корпусе вертолета 1. На поверхности бака 6 с запасным топливом выполнены фигурные пальцы 7, взаимодействующие с замками 4 с предохранительной саморасцепкой и с фиксаторами 5. Замки имеют шарнирно закрепленные захваты 8, связанные с магнитным механизмом (не показан), управляемый из кабин вертолета. Фиксаторы 5 тоже имеют шарнирно закрепленные захваты 9, связанные с магнитным механизмом (не показан), управляемым из кабины вертолета. Фигурные пальцы 7 имеют заплечики верхние 10 и нижние 11. Устройство работает следующим образом. При зависании вертолета 1 над заполненным запасным топливом баком 6 (фиг. 5) или при посадке вертолета вытаскиваются замки 4 с предохранительной саморасцепкой и надеваются на фигурные пальцы 7 бака. При этом захваты 8 зацепляются за верхние его заплечики 10 и при помощи магнитного механизма крепко сжимают их. После этого лебедками 2 при помощи тросов 3 замки 4 в соединении с пальцами 7 бака затаскиваются в фиксаторы 5 вертолета. Захваты 9 зацепляются за нижние заплечики 11 (фиг. 4) пальцев 7 бака при помощи магнитного механизма. При этом замки 4 расцепляются с пальцами 7 бака при помощи магнитов. Вертолет, закрепив бак с запасным топливным баком, таким образом, переносит его на объект работы. При приземлении вертолета по сигналу из кабины магнитным механизмом захваты 9 отсоединяются от заплечиков 11 и фигурные пальцы выходят из захватов фиксаторов 5. Бак 6 с запасным топливом будет отцеплен от вертолета. Варианты подцепки и отцепки бака вертолетом. Способ подцепки. 1. Топливный бак 6, находящийся на ровной поверхности, подкатывается под вертолет 1 (фиг. 7) на выдвинутой амортстойке и силами наземной бригады либо с помощью тягача. Вертолет, способный изменить клиеренс путем обжатия амортстоек 12, уменьшая клиеренс вертолета, садится на топливный бак до момента зацепа фиксаторов 5. Вертолет, увеличивая клиеренс путем выхода амортстоек 12, поднимается вместе с топливным баком 6 до рабочего положения (фиг. 6). 2. Вертолет 1 зависает над топливным баком 6. Бортовой оператор выпускает трос лебедки 3 с замками 4. Наземная бригада производит подсоединение замка сцепки 4 с наконечником 10 фигурного пальца 7 и поднимает топливный бак 6 тросом 3 лебедки 2 до момента зацепа подвесного бака 6 с фиксатором 5 (фиг. 4 и 5). 3. Вертолет садится рядом с переносным баком 6. Бортовой оператор выпускает трос 3 лебедки 2, производит подцепку переносного бака 6 и пилот по команде бортового оператора производит зависание вертолета 1 непосредственно над переносным баком 6. Бортовой оператор затягивает трос 3 лебедки 2 до момента зацепа фиксатором 5 переносного бака 6 с вертолетом 1. Способ отцепки. 1. Вертолет, способный изменить клиеренс путем изменения выхода амортстоек 12 шасси, приземляется на земную поверхность, уменьшает криеренс путем обжатия амортстоек 12, устанавливает перевозимый топливный бак 6 на ровную поверхность и, пилот, подавая электросигнал на фиксатор 5, производит отцеп топливного бака 6. Поднимаясь над топливным баком 6 путем выхода амортстоек 12, вертолет 1 оставляет бак 6 с топливом на грунте. 2. Вертолет 1 зависает над ровной поверхностью. Бортовой оператор с помощью тросов 3 лебедки 2 выпускает трос 3 и опускает топливный бак 6 на зеленую поверхность. Наземная бригада производит отцеп топливного бака 6, бортоператор затягивает трос 3 лебедки 2 в вертолет 1. 3. Вертолет зависает над предполагаемым местом для посадки, бортовой оператор выпускает трос 3, устанавливает топливный бак 6 с топливом на твердую поверхность и садится рядом с перевозимым топливным баком. Бортовой оператор выходит из вертолета и отсоединяет трос 3.Класс B64D1/08 устройств, несущих грузы