газотурбинный двигатель
Классы МПК: | F01D11/22 путем механического воздействия на элементы статора или ротора, например путем смещения секций кожуха относительно ротора |
Автор(ы): | Кузнецов В.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Авиадвигатель" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-11-24 публикация патента:
27.12.1998 |
Газотурбинный двигатель содержит статор и ротор с радиально-упорным подшипником, наружное кольцо которого выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора и контактирующего с обеих сторон с активными силовыми элементами. Радиальный зазор между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника составляет 0,1-0,4 мм. Полость радиального зазора соединена с полостью опоры отверстиями. Такое выполнение двигателя позволяет регулировать радиальные и осевые зазоры с одновременным демпфированием колебаний. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Газотурбинный двигатель, содержащий статор и ротор с радиально-упорным подшипником, отличающийся тем, что наружное кольцо радиально-упорного подшипника выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора и контактирующего с обеих сторон с активными силовыми элементами. 2. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что радиальный зазор между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника составляет 0,1 - 0,4 мм. 3. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что полость радиального зазора соединена с полостью опоры отверстиями.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей /ГТД/, например к ротору низкого давления ГТД, и может найти применение как в авиадвигателестроении, так и при наземном использовании двигателей. Улучшение параметров ГТД, в частности уменьшение удельного расхода топлива требует повышения КПД лопаточных машин двигателя, в том числе вентилятора, подпорных ступеней и турбины низкого давления. Одним из путей повышения КПД является уменьшение зазоров между плотнительными элементами статора и ротора этих узлов в проточной части двигателя. Известна конструкция ГТД, в которой осуществляется регулирование зазоров между наружным воздушным уплотнением турбины и законцовкой турбинных лопаток ротора. Недостатком данной конструкции является малый диапазон регулирования зазоров, а также невозможность их регулирования при внезапном выключении двигателя при прогретых дисках турбины, что связано с разной скоростью прогрева тонкостенных лопаток и толстостенного статора. Это приводит к снижению КПД турбины и эффективности двигателя. Известна конструкция ГТД, в которой осуществляется регулирование зазоров между наружным воздушным уплотнением статора турбины законцовкой турбинных лопаток ротора. Устройство включает в себя смонтированные вокруг корпуса турбины перфорированные трубки, соединенные с трубопроводом подвода воздуха, отбираемого из вентиляторного контура. Уменьшение зазоров достигается обдувом корпуса турбины охлаждающим воздухом, в результате чего температура корпуса и соответственно его диаметр уменьшаются. При этом сокращаются радиальные зазоры между уплотнением статора и законцовками турбинных лопаток. Недостатком данной конструкции является невозможность регулирования осевых и радиальных зазоров с одновременным демпфированием колебаний ротора на рабочих режимах ГТД. При низких температурах корпуса вентилятора или подпорных ступеней осуществление регулирования зазоров невозможно из-за отсутствия необходимой для регулирования разницы температур между охлаждающим воздухом и корпусом. Регулирование зазоров невозможно при внезапном выключении двигателя и запуске только что остановленного двигателя при прогретых дисках турбины, что связано с разной скоростью подогрева тонкостенных лопаток, более толстостенного статора и еще более массивных и толстостенных дисков. Это приводит к увеличению зазоров между плотнительными элементами статора и ротора на рабочих режимах ГТД и соответственно к снижению КПД турбины и эффективности двигателя. Техническая задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в осуществлении регулирования осевых и радиальных зазоров между плотнительными элементами статора и ротора с одновременным демпфированием колебаний. Эта задача решается путем сдвижки всего ротора двигателя относительно статора в осевом направлении, которое осуществляется в результате того, что в газотурбинном двигателе, содержащем статор и ротор с регулируемыми зазорами, наружное кольцо радиально-упорного подшипника ротора выполнено в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора и контактирующего с обеих сторон с активными силовыми элементами, а периферийная проточная часть лопаток выполнена конусообразной с острым углом раскрытия, причем радиальный зазор между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника составляет 0,1 - 0,4 мм. Для исключения перегрева масла полость радиального зазора между рабочими поверхностями кольца и опоры подшипника соединена с полостью опоры отверстиями. Выполнение наружного кольца радиально-упорного подшипника ротора в виде поршня с возможностью осевого перемещения относительно статора позволяет осуществлять сдвижку всего ротора относительно статора в осевом направлении. То, что поршень контактирует с обеих сторон с активными силовыми элементами, позволяет после окончания переходных процессов на режимах максимальной экономичности уменьшать радиальные зазоры 1 по вентилятору и 2 по подпорным ступеням, а также осевые зазоры 2 по уплотнительным элементам турбины низкого давления до величины, близкой к нулю. Между величинами радиального зазора 1, осевой сдвижкой 1 и углом образующей конуса проточной части лопаточной машины по периферии () существует зависимость 1= 1tg. Для уменьшения величины осевой сдвижки ротора 1 относительно статора и увеличения диапазона регулирования радиального зазора 1 угол выполнен острым, максимально большим, что обеспечивается профилировкой проточной части лопаточной машины. Размер радиального зазора 3 между рабочей поверхностью выступа наружного кольца подшипника и неподвижной опорой выбран в интервале 0,1 - 0,4 мм исходя из следующих соображений: при 3 < 0,1 мм масло не сможет поступать в зазор, а при 3 > 0,4 мм наблюдается возрастание амплитуды колебаний ротора при запуске и выбеге. Полость радиального зазора соединена с полостью опоры сливными отверстиями, обеспечивающими прокачку масла и исключающими перегрев масла в зазоре 3.Изобретение иллюстрируется следующими чертежами. На фиг. 1 представлен общий вид ГТД. На фиг. 2 показан элемент I с фиг. 1 - ротора вентилятора с подпорными ступенями и радиально-упорным подшипником. На фиг. 3 показан элемент II с фиг. 2 - радиально-упорный подшипник вентилятора при работе на экономичном режиме, на фиг. 4 показан элемент II с фиг. 2 - при работе на нерасчетном режиме. На фиг. 5 изображен элемент III с фиг. 1 - турбина низкого давления с системой активного управления осевыми и радиальными зазорами. Газотурбинный двигатель 1 состоит из статора 2 и ротора 3 и низкого 4 давлений. Ротор 4 состоит из рабочего колеса вентилятора 5, ротора подпорных ступеней 6 и ротора турбины низкого давления 7, соединенных между собой с помощью вала 8. Ротор 4 с валом 8 установлен в шариковом радиально-упорном подшипнике 9, воспринимающем осевые усилия, действующие на ротор, и вес части ротора, а также двух роликовых подшипниках 10, воспринимающих только вес ротора 4. Роликовые подшипники 10 не имеют буртиков на наружном кольце подшипника и позволяют ротору перемещаться относительно статора. Радиально-упорный подшипник 9 имеет наружное кольцо, выполненное в виде поршня с уплотнительными кольцами 12 по цилиндрическим выступам этого кольца. Радиальный зазор между рабочими поверхностями выступа 13 и неподвижной опорой 14 составляет 0,1 - 0,4 мм. Причем осевая длина рабочей поверхности не менее ширины внутреннего кольца подшипника 9. Между кольцом 11 и опорой 14 с одной стороны имеется полость, в которую через трубу 15 поступает рабочая жидкость от маслонасоса ГТД с высоким давлением P = 30 - 40 кг/см2. Полость A уплотнена от утечек масла с помощью резиновых колец 12. В выступе 13 имеется отверстие 16, соединяющее демпфирующую полость высокого давления Б между выступом 13 и опорой 14 с полостью масляной опоры В низкого давления. На опоре 14 установлен фланец 17, удерживающий пакет пластинчатых пружин 18, прижимающих кольцо 11 к опоре 14 при неработающем двигателе или на переходных режимах. Кольцо 11 и фланец 17 имеют упорные торцы T1 и T2, по которым они контактируют при работе на длительном экономичном режиме и между которыми на нерабочих и переходных режимах образуется осевой зазор 1.
На кольце 11 и фланце 17 имеются шлицы 19, с помощью которых кольцо 11 фиксируется от проворачивания. Между плотнительными элементами статора и ротора, т.е. между корпусом 20 вентилятора 5, существует радиальный зазор 1.
Между корпусом 21 подпорных ступеней и законцовками рабочих лопаток ротора подпорных ступеней 6 существует радиальный зазор 2. Между сотовым уплотнением 22 разрезного кольца 23 турбины 24 и гребешком 25 рабочей лопатки 26 ротора 7 турбины низкого давления существует осевой зазор 2.
Над наружным корпусом 27 турбины 24 установлены перфорированные трубы 28 подвода охлаждающего воздуха, через которые на корпус турбины 27 подается воздух для активного регулирования радиального зазора 4 между гребешком 25 и сотовым уплотнением 23.