способ преобразования крутящего момента и ременный вариатор для его осуществления

Классы МПК:F16H9/16 с двумя шкивами, составленными из регулируемых раздвижных конусных фланцев 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Ратников Александр Юрьевич,
Юрьев Дмитрий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-03-03
публикация патента:

Изобретение предназначено для регулирования скорости и мощности вращательного движения. Способ преобразования крутящего момента предусматривает его передачу посредством ремня от ведущего шкива к ведомому. По меньшей мере один из шкивов выполнен из подвижных прямолинейных элементов, образующих поверхность однополостного гиперболоида вращения и установленных с возможностью изменения угла наклона относительно плоскости расположения ремня для изменения радиуса охватываемой им поверхности. Такое выполнение повышает надежность изобретения. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ преобразования крутящего момента, предусматривающий его передачу посредством ремня от ведущего шкива ведомому шкиву, по меньшей мере один из которых образован подвижными элементами, установленными с возможностью изменения радиуса охватываемой ремнем поверхности, отличающийся тем, что подвижные элементы выполнены прямолинейными, образующими поверхность однополосного гиперболоида вращения, а изменение радиуса охватываемой ремнем поверхности осуществляют путем изменения угла наклона подвижных элементов к плоскости расположения ремня.

2. Ременный вариатор, содержащий ведущий и ведомый шкивы, по меньшей мере один из которых выполнен в виде подвижных в осевом направлении дисков, соединенных подвижными элементами, и охватывающий шкивы ремень, отличающийся тем, что подвижные элементы выполнены в виде шарнирно закрепленных в дисках с постоянным окружным шагом жестких прямолинейных стержней, образующих однополостной гиперболоид вращения, а диски установлены с возможностью относительного окружного перемещения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам регулирования и передачи крутящего момента.

Известен способ преобразования крутящего момента, предусматривающий его передачу посредством ремня от ведущего шкива ведомому шкиву, по меньшей мере один из которых образован подвижными элементами, выполненными в виде упругих полос, закрепленных между двумя дисками, установленными с возможностью изменения радиуса охватываемой ремнем поверхности при осевом перемещении дисков и выгибании упругих полос (SU, авторское свидетельство N 844862, кл. F 16 H 9/16, 1981).

Недостатком этого способа является низкая надежность, связанная с созданием выпуклой поверхности для охвата ремнем, что способствует соскальзыванию по ней ремня в сторону уменьшения радиуса охватываемой поверхности.

Известен ременный вариатор, содержащий ведущий и ведомый шкивы, по меньшей мере один из которых выполнен в виде подвижных в осевом направлении дисков, соединенных подвижными элементами, выполненными в виде упругих полос, и охватывающий шкивы ремень (там же).

Этот вариатор реализует описанный выше способ и обладает всеми его недостатками.

Техническим результатом группы изобретений является повышение надежности.

Этот результат достигается тем, что в способе преобразования крутящего момента, предусматривающем его передачу посредством ремня от ведущего шкива ведомому шкиву, по меньшей мере один из которых образован подвижными элементами, установленными с возможностью изменения радиуса охватываемой ремнем поверхности, согласно изобретению подвижные элементы выполнены прямолинейными, образующими поверхность однополостного гиперболоида вращения, а изменение радиуса охватываемой ремнем поверхности осуществляют путем изменения угла наклона подвижных элементов к плоскости расположения ремня.

Этот же результат достигается тем, что в ременном вариаторе, содержащем ведущий и ведомый шкивы, по меньшей мере один из которых выполнен в виде подвижных в осевом направлении дисков, соединенных подвижными элементами, и охватывающий шкивы ремень, согласно изобретению подвижные элементы выполнены в виде шарнирно закрепленных в дисках с постоянным окружным шагом жестких прямолинейных стержней, образующих однополостной гиперболоид вращения, а диски установлены с возможностью относительного окружного перемещения.

Это позволяет повысить надежность преобразования крутящего момента за счет размещения ремня на вогнутой поверхности, исключающей его соскальзывание.

На фиг. 1 изображен вариатор, продольный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез.

Ременный вариатор для реализации предлагаемого способа содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы и охватывающий их ремень 3. Например, ведущий шкив 1 выполнен в виде двух дисков 4, установленных с возможностью относительного осевого и окружного перемещения, соединенных шарнирно закрепленными в них прямолинейными жесткими стержнями 5, образующими однополостной гиперболоид вращения. Стержни 5 закреплены в дисках 4 с постоянным окружным шагом.

На описанном выше вариаторе предлагаемый способ осуществляется следующим образом. При вращении ведущего шкива 1 крутящий момент передается на ведомый шкив 2 посредством находящегося в сцеплении с ними ремня 3. Варьирование скорости вращения и передаваемой мощности от ведущего шкива 1 ведомому шкиву 2 осуществляется при относительном осевом и окружном перемещении дисков 4, в данном случае ведущего шкива 1. Их относительное перемещение приводит к повороту в шарнирах стержней 5 и изменению угла их наклона к плоскости расположения ремня 3. В результате этого изменяется радиус охватываемой ремнем 3 поверхности в седловине однополостного гиперболоида вращения, образуемого стержнями 5. При осевом сближении дисков 4 и их повороте в сторону наклона стержней 5 относительно плоскости расположения ремня 3 происходит уменьшение радиуса охватываемой ремнем 3 поверхности, а при противоположном перемещении - увеличение. В данном случае в результате осуществления таких действий в первом варианте происходит уменьшение скорости вращения ведомого шкива 2 и повышение передаваемой мощности, а во втором варианте в случае увеличения радиуса охватываемой ремнем 3 поверхности - увеличение скорости вращения ведомого шкива 2 и падение передаваемой мощности.

В случае выполнения ведомого шкива 2 таким образом, как описано выше, выполнение ведущего шкива 1 и изменение радиуса охватываемой ремнем 3 поверхности будет приводить к обратному результату.

В случае одинакового выполнения ведущего 1 и ведомого 2 шкивов, как описано выше, выполнение ведущего шкива 1, достижение увеличения скорости вращения ведомого шкива 2 и снижение передаваемой мощности будет достигаться при увеличении радиуса охватываемой ремнем 3 поверхности на ведущем шкиве 1 и/или при уменьшении охватываемой ремнем 3 поверхности на ведомом шкиве 2. Снижение скорости вращения ведомого шкива 2 и увеличение передаваемой мощности может быть осуществлено при выполнении противоположных действий.

Следует отметить, что при совершении любых перечисленных действий, направленных на преобразование передаваемого крутящего момента, охватываемая ремнем 3 поверхность шкивов 1 и/или 2 остается вогнутой, что исключает самопроизвольное соскальзывание ремня 3 с нее и повышает надежность достижения желаемого результата при преобразовании крутящего момента.

Таким образом, предлагаемая группа изобретений позволяет повысить надежность преобразования крутящего момента.

Наверх