поляризационный антиослепитель
Классы МПК: | F21V9/14 для получения поляризованного света |
Автор(ы): | Крапивин В.Л., Шарин А.А. |
Патентообладатель(и): | Крапивин Владимир Леонтьевич, Шарин Александр Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-04-15 публикация патента:
27.12.1998 |
Изобретение относится к поляризационным антиослепителям и предназначено для подавления слепящего излучения и таким образом обеспечения безопасности движения транспортных средств, а также может быть использовано в локационных устройствах, использующих поляризованное излучение. Технический результат - повышение эффективности устройства за счет использования подвижного козырька, боковых зеркал, зеркала заднего вида или заднего стекла с поляризационными фильтрами с расширенным углом подавления слепящего кроссполяризационного излучения, просветляющего покрытия на поляризационных фильтрах, источника поляризованного излучения с повышенным энергетическим потенциалом за счет использования обеих ортогональных поляризационных составляющих излучения подсвета. Дополнительно содержит устройство управления угловым положением в пространстве плоскости максимального подавления слепящего излучения фильтром подвижного козырька с электрическим или электромеханическим приводом для расширения углов работы при максимальном поперечном крене транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Поляризационный антиослепитель для транспортных средств, содержащий по крайней мере два поляризационных фильтра, один из которых установлен перед приемником излучения, а второй перед источником неполяризованного излучения подсвета, и устройство управления поляризационным фильтром принимаемого излучения, отличающийся тем, что поляризационный фильтр перед приемником излучения выполнен убирающимся в виде подвижного козырька с расширенной областью подавления слепящей, кроссполяризационной составляющей и состоит по крайней мере из двух последовательно установленных поляризаторов, сдвинутых на угол![поляризационный антиослепитель, патент № 2124161](/images/patents/347/2124006/177.gif)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к антиослепительным системам, использующим поляризованное излучение в своей работе для обеспечения безопасности, и в частности для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Изобретение может быть использовано в локации. Известны устройства для автомобильного транспорта, использующие поляризованное излучение для исключения ослепления водителей встречными автомобилями [1, 2]. Во всех случаях используется источник неполяризованного излучения (лампа накаливания), поляризатор излучения, поляризационный фильтр перед приемником излучения, вращатели плоскости поляризации и устройства управления ими. Недостатками известных устройств являются: ослабление видимости, потери интенсивности излучения подсвета [1, 2], уменьшение их эффективности при изменении взаимной ориентации в пространстве (поперечном крене) встречных транспортных средств, сложность устройства при пространственной ориентации излучения подсвета по плоскости поляризации [2]. Наиболее близким по технической сущности и выбранным в качестве прототипа является светозащитное устройство [2], содержащее защитный поляризационный фильтр, источник поляризованного света (фара), а также исполнительное устройство переключения плоскости поляризации и систему автоматического управления. Недостатки прототипа:При использовании неполяризованного излучения установка поляризационных фильтров на фары (излучатель) вдвое снижает интенсивность излучения света за счет поглощения неиспользуемой кроссполяризационной составляющей излучения подсвета, что потребует удвоения мощности излучателя (светового прибора) для обеспечения требуемой освещенности и повлечет увеличение вдвое потребляемой мощности от источника питания излучателя, утяжелит тепловой режим излучателя (фары) [2]. Установка защитного поляризационного фильтра на неподвижном основании перед стеклом переднего обзора [2] приводит к поглощению половины приходящего отраженного естественного излучения подсвета (света), что снижает видимость в сумерках, когда использование собственного излучения (света, фар) неэффективно [2]. Устройство не защищает при ослеплении через боковые зеркала источниками излучения (света) транспортных средств, движущихся попутно [2]. Отказ (выход из строя) исполнительного устройства поворота поляризационного фильтра источника излучения фары или системы автоматического управления исполнительным устройством приведет к ослеплению водителей встречных и попутных транспортных средств [2]. Техническая сложность оснащения дорог в характерных местах указателями - задатчиками режима работы светозащитных устройств [2]. Заявляемое техническое решение в приложении к транспортным средствам направлено на обеспечение безопасности движения транспортных средств, улучшение экономических, надежностных показателей оборудования и условий работы и комфорта водителей в сумеречное и темное время суток за счет исключения ослепления, улучшения видимости, упрощения технической реализации и улучшения энергетики подсвета. Это достигается тем, что в известном светозащитном устройстве, содержащем по крайней мере два поляризационных фильтра, одни из которых установлен перед приемником излучения, а второй перед источником излучения подсвета - фарой, и устройство управления поляризационным фильтром принимаемого излучения, поляризационный фильтр перед приемником излучения из переднего сектора обзора выполнен убирающимся в виде подвижного козырька и имеет расширенную область подавления слепящей кроссполяризационной составляющей и состоит по крайней мере из двух последовательно установленных поляризаторов, сдвинутых относительно плоскости максимального подавления на угол
![поляризационный антиослепитель, патент № 2124161](/images/patents/347/2124006/177.gif)
1 - излучатели (фары) поляризованного излучения - подсвета - света
2 - подвижный козырек
3 - зеркало заднего вида
4 - боковые зеркала
5 - заднее стекло
6 - приемник излучения (глаз, телевизионная камера)
7 - транспортное средство (вид сверху)
8, 9 - поляризационные фильтры, плоскости поляризации которых сдвинуты на угол
![поляризационный антиослепитель, патент № 2124161](/images/patents/347/2124006/177.gif)
10 - коэффициент передачи кроссполяризационной составляющей
11 - -Q - угол поворота плоскости поляризации излучения подсвета
12 - прозрачная основа
13 - поляризационный фильтр
14 - просветляющее покрытие
15 - поляризационный фильтр
16 - основание (корпус)
17 - поляризационный фильтр с оптически активным элементом
18 - оптически активный элемент
19 - механизм вращения поляризационного фильтра подвижного козырька
20 - ось вращения поляризационного фильтра подвижного козырька относительно основания. 21 - источник неполяризованного излучения (лампа накаливания)
22 - отражатель
23 - фильтр-делитель поляризационных составляющих излучения
24 - оптически активный элемент
25 - выходной поляризационный фильтр
26 - рассеиватель
27 - корпус
28 - пластинка (вращатель плоскости поляризации), согласующая плоскости поляризации ортогональных поляризационных составляющих излучения
29 - отражатель поляризованного излучения. 30 - принимаемое излучение
31 - датчик угловой информации о угловом положении плоскости поляризации слепящего излучения
32 - преобразователь угловой информации
33 - угловой дискриминатор
34 - сигнал управления приводом фильтра подвижного козырька
Таким образом заявляемое устройство (см. фиг. 1), устанавливаемое на транспортное средство (7), состоит из источника поляризованного излучения подсвета (фары) (1), используемого для подсвета местных предметов, дороги и предметов, находящихся на ней; поляризационного фильтра на подвижном козырьке (2), который может быть убран в случае неиспользования собственного излучения подсвета, который производит поляризационную селекцию излучения, падающего на приемник излучения (6) - глаз, телевизионная камера из переднего сектора обзора; боковых зеркал (4), зеркала заднего вида (3) или заднего стекла (5) с поляризационными фильтрами, производящими поляризационную селекцию излучения из заднего сектора обзора. Плоскость поляризации источников излучения (1) устанавливается таким образом, чтобы ориентация ее в пространстве была взаимно ортогональна для транспортных средств, движущихся во встречном направлении (например 45o к горизонту или вертикали). Плоскость поляризации фильтра на подвижном козырьке (2) совпадает с плоскостью поляризации излучения излучателя (1), а плоскость поляризации фильтров на зеркалах (3, 4), заднем стекле (5) ортогональна плоскости поляризации излучения излучателя (1). Установленные на транспортном средстве (7) подвижный козырек (2), зеркала (3, 4), заднее стекло (5) имеют поляризационные фильтры с расширенным углом подавления кроссполяризационной (слепящей) составляющей излучения (фиг. 2), что достигается последовательной установкой по крайней мере двух поляризационных фильтров (8, 9) со смещением на угол
![поляризационный антиослепитель, патент № 2124161](/images/patents/347/2124006/177.gif)
![поляризационный антиослепитель, патент № 2124161](/images/patents/347/2124006/177.gif)
1. Исключить ослепление как встречными, так и попутными транспортными средствами, оборудованными предлагаемыми устройствами, снизив аварийность, увеличив безопасность, улучшив условия труда и комфорт. 2. Улучшить различимость предметов, препятствий, местности с сумеречное время за счет откидывания подвижного козырька. 3. Упростить техническую реализацию, исключив подстройку плоскости поляризации излучения на излучателе (фарах) и увеличив, таким образом, надежность системы. 4. Упростить техническую реализацию за счет использования подвижного козырька, а не переключаемых системой автоматического управления защитных поляризационных фильтров. 5. Улучшить энергетику подсвета за счет использования обеих ортогональных поляризационных составляющих неполяризованного излучения источника излучения.
Класс F21V9/14 для получения поляризованного света