блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств

Классы МПК:G01S7/38 средства для создания помех, например ложных эхосигналов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Слипченко Николай Николаевич,
Михайленко Сергей Анатольевич,
Людвиг Владимир Алексеевич,
Щербаков Григорий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-06-11
публикация патента:

Блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств содержит генератор широкополосной помехи, передающую антенну, модулятор, два дополнительных генератора помех, выходы которых соединены с передающей антенной, выполненной в виде гибкого разомкнутого шлейфа, закрепленного на металлическом днище транспортного средства, при этом расстояние между днищем и шлейфом берется не менее 0,1% от максимальной длины волны электромагнитного поля излучаемой помехи, устройство включения и выключения, первый и второй пассивные нелинейные электрические элементы, выходы которых соединены с изолированными металлическими жилами шлейфовой антенны, другие жилы которой соединены с выходами дополнительных генераторов помех, исполнительный прибор радиолинии дистанционного включения блокиратора, выход которого соединен с первым входом устройства включения и выключения, реле времени, выход которого соединен с вторым входом устройства включения и выключения, причем первые входы дополнительных генераторов помехи генератора широкополосной помехи соединены с устройством включения и выключения, выход модулятора соединен с входами первого и второго пассивных нелийных электрических элементом, с вторыми входами дополнительных генераторов помех и вторым входом генератора широкополосной помехи. Блокиратор предназначен для борьбы с терроризмом и может быть использован для предотвращения дистанционного подрыва механических транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей) и других объектов, на которых несанкционированно установлены радиоуправляемые взрывные устройства. Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации механических транспортных средств. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств, содержащий генератор широкополостной помехи, передающую антенну и модулятор, отличающийся тем, что введены два дополнительных генератора помех, выходы которых соединены с передающей антенной, выполненной в виде гибкого разомкнутого шлейфа, закрепленного на металлическом днище транспортного средства, при этом расстояние между днищем и шлейфом берется не менее 0,1% от максимальной длины волны электромагнитного поля излучаемой помехи, устройство включения и выключения, первый и второй пассивные нелинейные электрические элементы, выходы которых соединены с изолированными металлическими жилами шлейфовой антенны, другие жилы которой соединены с выходами дополнительных генераторов помех, исполнительный прибор радиолинии дистанционного включения блокиратора, выход которого соединен с первым входом устройства включения и выключения, реле времени, выход которого соединен со вторым выходом устройства включения и выключения, причем первые входы дополнительных генераторов помех и генератора широкополосной помехи соединены с выходом устройства включения и выключения, выход модулятора соединен с входами первого и второго пассивных нелинейных электрических элементов, а также со вторыми входами дополнительных генераторов помех и вторым входом генератора широкополостной помехи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области технических средств борьбы с терроризмом и может быть использовано для предотвращения дистанционного подрыва механических транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей) и других объектов, на которых несанкционированно установлены радиоуправляемые взрывные устройства (РВУ).

Известны приборы для обнаружения взрывных устройств, а также средства разминирования. К первым относятся различные миноискатели, к вторым - заряды разминирования.

Однако существующие миноискатели не могут обнаружить взрывное устройство на фоне помех от металлического корпуса механического транспортного средства (автомобилей, автобусов и т.п.).

Срабатывание же зарядов разминирования приводит к повреждению этого средства.

Известны также устройства для создания активных помех радиолиниям управления, в том числе и взрывных устройств.

Типичным является, например, устройство для создания радарных помех, запатентованное в Великобритании. Оно содержит СВЧ-генератор непрерывного излучения, модулятор, генератор цифрового низкочастотного шума и передающую СВЧ-антенну. Также известен блокиратор взрывных устройств, закрывающий радиоэфир шумовой заградительной помехой в KB ...УКВ-диапазонах, тем самым блокируя дистанционное управление взрывным устройством. Блокиратор размещен в портфеле типа "дипломат" и состоит из транзисторного генератора немодулированного "белого" шума, автономного источника питания (аккумулятора) и встроенной в "дипломат" электрической антенны, а также устройства включения.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является устройство для создания радарных помех (Великобритания) - прототип.

Недостатком известного устройства является низкая надежность предотвращения подрыва автомобилей (механических транспортных средств), что не обеспечивает необходимую безопасность их эксплуатации. При размещении известного устройства внутри металлического корпуса механического транспортного средства (во время поездки) интенсивность электромагнитного поля СВЧ-генератора непрерывного излучения вне корпуса резко падает, что не обеспечивает подавление команды радиоуправления взрывом. Особенно сильно при этом уменьшается электромагнитное поле между днищем автомобиля и поверхностью полупроводящей среды (дорожного покрытия, грунта). Но именно на металлическое днище автомобилей чаще всего скрытно устанавливаются радиовзрывные устройства. В качестве устройства крепления используют, как правило, сильный постоянный магнит, "прилипающий" к металлическому днищу автомобиля. Кроме того, СВЧ электромагнитное поле помехи, создаваемое известным устройством вблизи автомобиля, имеет зоны интерференционных минимумов. При случайной установке РВУ в эту зону оно не "подавляется" известным устройством, что снижает безопасность эксплуатации автомобилей (механических транспортных средств).

Заявляемое изобретение направлено на решение задачи повышения безопасности эксплуатации механических транспортных средств путем предотвращения их подрыва радиоуправляемыми взрывными устройствами террористов.

Для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата в устройство, содержащее генератор широкополосной помехи, передающую антенну и модулятор, введены два дополнительных генератора помех, выходы которых соединены с передающей антенной, выполненной в виде гибкого разомкнутого шлейфа, закрепленного на металлическом днище транспортного средства, при этом расстояние между днищем и шлейфом берется не менее 0,1% от максимальной длины волны электромагнитного поля излучаемой помехи, устройство включения и выключения, первый и второй пассивные нелинейные электрические элементы, выходы которых соединены с изолированными металлическими жилами шлейфовой антенны, другие жилы которой соединены с выходами дополнительных генераторов помех, исполнительный прибор радиолинии дистанционного включения блокиратора, выход которого соединен с первым входом устройства включения и выключения, реле времени, выход которого соединен с вторым входом устройства включения и выключения, причем первые входы дополнительных генераторов помех и генератора широкополосной помехи соединены с выходом устройства включения и выключения, выход модулятора соединен с входами первого и второго пассивных нелинейных электрических элементов, а также с вторыми входами дополнительных генераторов помех и вторым входом генератора широкополосной помехи.

Введение нелинейных электрических элементов с дополнительными генераторами помех резко расширяет спектр излучаемой помехи, что повышает надежность подавления команды управления взрывом. Подключение же нелинейных элементов и дополнительных генераторов к изолированным металлическим жилам шлейфовой антенны обеспечивает необходимую их взаимную "развязку".

В блокиратор также введен исполнительный прибор радиолинии дистанционного включения, при этом выход исполнительного прибора подключен к устройству включения и выключения блокиратора.

Общими признаками с прототипом являются наличие генератора широкополосной помехи и передающей антенны.

В то же время сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается от прототипа наличием новых признаков: выполнением антенны в виде многожильного гибкого шлейфа и его расположением относительно защищаемого объекта (механического транспортного средства), введением пассивных нелинейных электрических элементов и дополнительных генераторов помех, исполнительного прибора дистанционного включения и выключения блокиратора, реле времени в устройстве его ручного выключения и их новыми связями с остальными элементами устройства, а также между собой.

Таким образом, заявляемый блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств обладает совокупностью существенных признаков, достаточных для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата.

На чертеже представлена структурная схема блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.

Блокиратор РВУ содержит генератор широкополосной помехи 1, дополнительные генераторы помех 2 и 3, нелинейные электрические элементы 4 и 5, каждый из которых подсоединен к отдельной металлической жиле гибкой шлейфовой антенны 7. Эта антенна прикрепляется к металлическому днищу защищаемого механического транспортного средства 8 на расстоянии 9, которое не менее 0,1% от максимальной длины волны электромагнитного поля излучаемой помехи. Расстояние 9 может быть заполнено любым диэлектрическим материалом (полиэтиленовой лентой, клеем-герметиком, битумной мастикой и т.п.).

Выход модулятора 6 подключен к управляющим входам генераторов 1, 2, 3 и электрическим нелинейным элементам 4, 5. Блокиратор содержит также устройство включения и выключения 10, первый управляющий вход которого дополнительно подключен к выходу исполнительного прибора радиолинии дистанционного включения 11 блокиратора. Выход реле времени 12 подключен к второму входу устройства включения и выключения 10 блокиратора.

Устройство работает следующим образом. При подходе к автомобилю (механическому транспортному средству) водитель на безопасном расстоянии (на практике не менее 50...70 м) включает блокиратор. При этом формируется широкополосное электромагнитное поле заградительной помехи между днищем автомобиля и поверхностью дороги, то есть там, где наиболее вероятна установка РВУ. В качестве устройства дистанционного включения 11 блокиратора может использоваться стандартная противоугонная радиосигнализация защищаемого автомобиля. При включении блокиратора возможны два варианта: подавление сигнала управления взрывом (в большинстве случаев) или подрыв автомобиля. Последнее возможно только для простейших самодельных радиолиний, имеющих низкую имитостойкость и весьма опасных для террористов в эксплуатации (при установке на автомобиль взрывных устройств). Однако в обоих случаях обеспечивается безопасность водителя защищаемого автомобиля. После поездки водитель включает реле времени 12 (на практике 1...2 минуты), которое через устройство включения и выключения 10 обесточивает генераторы 1-3 и нелинейные элементы 4, 5. За это время водитель закрывает автомобиль и удаляется на безопасное расстояние (не менее 50...70 м).

С целью проверки работоспособности предлагаемого устройства был изготовлен и испытан опытный образец блокиратора, установленный на автомобиле ВАЗ-2109. Генератор широкополосной помехи 1 и дополнительные генераторы 2, 3 выполнены на мощных СВЧ-транзисторах. Модулятор - импульсный с частотой следования 1 кГц. В качестве нелинейного элемента 4 использован туннельный СВЧ-диод, а элемента 5 - умножительный СВЧ-диод. Использование нелинейных элементов, "связывающих" между собой излучаемые генераторами 1-3 шумовые сигналы, позволило расширить спектр излучаемой помехи на 30...40%, а также в значительной мере сгладить пространственные интерференционные минимумы электромагнитного поля вдоль шлейфовой антенны 7. В качестве гибкой шлейфовой антенны использован плоский многожильный (8 жил) провод, часть жил которого соединена между собой параллельно. Антенна закреплялась на металлическом днище ВАЗ-2109 с использованием металлических хомутов. Расстояние между антенной и днищем составляло 10 мм.

Напряженность электрической составляющей электромагнитного поля помехи под днищем составила не менее 20...30 мВ/м, что оказалось вполне достаточным для подавления сигнала управления взрывом. При экспериментах использовались реальные образцы радиолиний управления KB... УКВ-диапазонов.

Подача команд радиоуправления осуществлялась на "безопасном" расстоянии - 50...70 м от автомобиля.

Класс G01S7/38 средства для создания помех, например ложных эхосигналов

способ определения моментов выдачи команд на пуск и подрыв защитного боеприпаса. радиовзрыватель -  патент 2525303 (10.08.2014)
система противодействия радиолокационной станции противника "антирадар" -  патент 2518515 (10.06.2014)
способ радиопротиводействия системам ближней радиолокации гетеродинного типа -  патент 2516434 (20.05.2014)
способ защиты объекта радиосвязи от радионаводимого высокоточного оружия и система его реализации -  патент 2516265 (20.05.2014)
способ радиомаскировки стационарных объектов -  патент 2513985 (27.04.2014)
способ функционального поражения радиоэлектронных средств -  патент 2510516 (27.03.2014)
способ защиты радиолокационной станции от противорадиолокационных ракет на основе дополнительных активных источников излучения -  патент 2507533 (20.02.2014)
имитатор радиолокационной цели при зондировании преимущественно длительными сигналами -  патент 2504799 (20.01.2014)
способ защиты объекта от поражения его ракетой или снарядом -  патент 2502082 (20.12.2013)
устройство искажения радиолокационного изображения объекта -  патент 2486538 (27.06.2013)
Наверх