способ комбинированного управления летательным аппаратом

Классы МПК:F41G7/22 системы самонаведения
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Конструкторское бюро приборостроения
Приоритеты:
подача заявки:
1997-11-25
публикация патента:

Изобретение относится к управлению беспилотными летательными аппаратами военного назначения, в частности к управлению артиллерийскими снарядами с головками самонаведения, траектории полета которых предполагают три участка: баллистический участок, участок полета с постоянным углом наклона продольной оси к горизонту (участок планирования) и участок самонаведения. Техническим результатом изобретения является уменьшение на участке планирования технического рассеивания артиллерийского снаряда, возникающего к концу баллистического участка полета, за счет сведения траектории планирования снаряда к опорной до момента начала самонаведения. Сущность изобретения заключается в ограничении углов отклонения элементов управления снарядом (например, аэродинамических рулей), что, в свою очередь, обеспечивается за счет ограничения входного сигнала на рулевой привод (РП) на участке планирования. При этом уровень сигнала на РП определяется значением управляющего сигнала, требуемого для движения снаряда по опорной траектории, лежащей ниже реальных траекторий. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ комбинированного управления летательным аппаратом (ЛА), включающий запуск ЛА из пускового устройства под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 к горизонту с начальной скоростью V0, наведение ЛА по баллистической траектории, инерциальное наведение ЛА с программным углом наклона продольной оси ЛА к горизонту, самонаведение до непосредственного попадания ЛА в цель, отличающийся тем, что величина сигналов управления Uвх на входе рулевого привода ЛА на участке инерциального наведения рассчитывается в соответствии с зависимостями

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

где Uогр - величина ограничения уровня входного сигнала;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688m - максимальный угол отклонения рулей;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр - программный угол наклона продольной оси ЛА;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 - текущий угол наклона продольной оси ЛА;

K - коэффициент передачи датчика угла тангажа;

K1 - коэффициент передачи рулевого привода;

nр - расчетная поперечная перегрузка ЛА в высшей точке баллистического полета при запуске под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880-3способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 с начальной скоростью способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 - среднеквадратическое отклонение угла запуска ЛА; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 среднеквадратическое отклонение скорости запуска ЛА.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области управления беспилотными летательными аппаратами (ЛА) военного назначения, в частности к управлению артиллерийскими снарядами с головками самонаведения (ГСН) и позволяет уменьшить рассеивание снарядов, образовавшееся на баллистическом участке полета, что, в свою очередь, обеспечивает повышение вероятности поражения цели.

Вероятность поражения цели снарядов с ГСН, в первую очередь, зависит от точности вывода снарядов в зону захвата ГСН излучения от цели.

Самонаводящиеся снаряды с большой дальностью стрельбы (15 - 20 км) основную часть времени полета движутся по баллистической траектории, т.е. управляются. Вследствие этого неизбежно возникает рассеивание снарядов, обусловленное техническим рассеиванием (вследствие разбросов коэффициента лобового сопротивления, угла и скорости запуска, массы снаряда) и ошибками подготовки стрельбы (ошибками определения дальности стрельбы, температуры метательного заряда, ветра, давления и температуры воздуха, способа расчета установок, упреждения движения цели и т.д.).

Известен способ вывода снаряда в зону захвата цели ГСН, предложенный на стадии предварительной разработки артиллерийского снаряда "Copperhead" с полуактивной лазерной ГСН, включающий запуск снаряда из пускового устройства (155 мм гаубицы) под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 к горизонту с начальной скоростью V0, баллистический полет и самонаведение на конечном участке траектории до попадания снаряда в цель [1].

Способ обладает тем недостатком, что при стрельбе на большие дальности по баллистической траектории устанавливаются такие высоты полета снаряда, которые превышают значения высот нижней границы облачности, т.е. между ГСН и целью устанавливается помеха в виде облачности. Эта помеха не позволяет оптическим ГСН принимать излучение от цели, тем самым существенно снижая дальность захвата ГСН цели.

Малые значения дальности захвата ГСН цели и большие значения ошибок стрельбы (в первую очередь, технического рассеивания снарядов) не позволяют обеспечить высокой вероятности поражения цели.

Увеличить дальность захвата цели ГСН позволяет способ наведения артиллерийского снаряда Copperhead", предложенный на этапе инженерной разработки [2], включающий запуск ЛА из пускового устройства под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 к горизонту с начальной скоростью V0, баллистический полет, участок полета с заданным углом тангажа (участок инерциального наведения) и самонаведения до попадания снаряда в цель.

Применение инерциального наведения в рассматриваемом способе позволяет при стрельбе на большие дальности уменьшить высоты траектории полета снаряда (т. е. обеспечить более пологие траектории полета до момента захвата цели), тем самым увеличить дальности захвата ГСН цели. Кроме того, участок инерциального наведения позволяет увеличить дальность полета снаряда на 25% по сравнению со способом, изложенным в [1].

Однако, способу по работе [2] присущ существенный недостаток, который заключается в том, что техническое рассеивание снарядов, образовавшееся к концу участка баллистического полета, будет сохранено и на всем участке инерциального наведения вплоть до момента начала самонаведения, поскольку на участке инерциального наведения полет снаряда (планирование) осуществляется под постоянным, заранее заданным углом наклона продольной оси снаряда, который обеспечивается системой стабилизации угла тангажа, см. фиг. 1.

Большие значения технического рассеивания снаряда, образовавшиеся к концу баллистического участка траектории, сохранившиеся на инерциальном участке наведения до момента начала самонаведения, снижают вероятность захвата ГСН цели, уменьшают вероятность попадания снаряда в область начальных промахов, выбираемых в процессе самонаведения, что в целом уменьшает вероятность поражения цели.

Предлагаемый способ комбинированного управления, позволяющий повысить вероятность поражения цели вследствие уменьшения технического рассеивания за счет программного изменения угла наклона продольной оси снаряда к горизонту на участке инерциального наведения, включает запуск снаряда из пускового устройства под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 к горизонту с начальной скоростью V0 наведение снаряда по баллистической траектории, инерциальное наведение снаряда с программным углом наклона продольной оси снаряда к горизонту, самонаведение до непосредственного попадания снаряда в цель, отличающийся тем, что величина сигналов управления Uвх на входе рулевого привода снаряда на участке инерциального наведения рассчитывается в соответствии с зависимостями:

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

где

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688m - максимальный угол отклонения рулей;

K1 - коэффициент передачи рулевого привода;

np - расчетная поперечная перегрузка в высшей точке баллистического полета при запуске под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880-3способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 с начальной скоростью V0-3способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688V0;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 среднеквадратическое отклонение угла запуска снаряда;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 среднеквадратическое отклонение скорости запуска снаряда;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр - программный угол наклона продольной оси снаряда;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 - текущий угол наклона продольной оси снаряда;

K - коэффициент передачи датчика угла тангажа.

Уменьшение технического рассеивания снаряда к моменту начала самонаведения достигается посредством сведения траектории планирования снаряда к опорной траектории.

В качестве опорной траектории из всей совокупности траекторий, определяемых техническим рассеиванием снаряда, выбрана такая, при которой устанавливаются наименьшие высоты полета, т.е. реальные траектории полета снаряда на баллистическом участке будут располагаться всегда выше опорной траектории полета.

Технически программное изменение угла наклона снаряда к горизонту осуществляется за счет ввода ограничений на углы отклонений элементов управления снарядом (например, аэродинамических рулей), которые, в свою очередь, достигаются через ограничения, накладываемые на уровень входного сигнала на рулевой привод.

Величина ограничения уровня входного сигнала на рулевой привод (Uогр) определяется значением входного сигнала, требуемого для движения снаряда по опорной траектории. Это значение входного сигнала определяется располагаемой перегрузкой снаряда и обеспечивает компенсацию ускорения свободного падения и инерциальное наведение.

В реальных пусках снаряды, движущиеся по траекториям, превышающим опорную, имеют меньшую перегрузку вследствие меньшей плотности воздуха. Соответственно для планирования с заданным углом наклона траектории на высоте полета большей высоты опорной траектории требуется большая команда управления. Ограничение же команды приводит к недокомпенсации силы тяжести и, как следствие, искривлению траектории в направлении опорной (фиг. 2). По мере приближения к опорной траектории возрастает скорость снаряда и плотность воздуха, а следовательно, растет и перегрузка. Этот процесс продолжается до тех, пор пока развиваемая под действием команды Uогр перегрузка не скомпенсирует действие ускорения свободного падения. Это произойдет, когда снаряд окажется на опорной траектории или в непосредственной близости от нее. Далее движение снаряда происходит вблизи или по этой траектории.

Для иллюстрации изложенного метода управления приведем пример.

Исходные данные:

масса ЛА, m = 50 кг;

площадь миделевого сечения, S = 0,0181 м2;

коэффициент лобового сопротивления, Cx = 0,4;

коэффициент подъемной силы, Cспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688y = 27;

коэффициент стабилизирующего момента, mспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688z = -1,2;

коэффициент управляющего момента, mспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688z = 0,6;

плотность воздуха на уровне моря, способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 = 1,226 кг/м3;

ускорение свободного падения, способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

начальная скорость ЛА, способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

угол пуска способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880 = (45способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 212468815)o;

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688m = 10o; K1 = 5o/В; K = 1 В/0;

угол наклона траектории на участке инерциального наведения способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр = -25o;

Параметры траектории на баллистическом участке могут быть определены по зависимостям [3, стр. 38, 74]:

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 (2.6)

где

Vs, Ys - скорость и высота в вершине траектории.

Располагаемая перегрузка снаряда в любой точке траектории может быть определена по зависимости [4, стр. 128):

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

Параметры траектории на участке инерциального наведения могут быть определены по зависимостям: [4, стр. 128 - 129]

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688

Для опорной траектории 1 (фиг. 3) при способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688*0 = 40способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 в вершине траектории (при способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = 0) получим в соответствии с системой уравнений (2,1 - 2,6) b1=0,0197; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 ts=24,7 c; Ys=3540 м; Xs=7300 м.

Располагаемая перегрузка в соответствии с (3) будет равняться 1,8 ед, а уровень ограничения Uогр, из уравнения (1,1 - 1,3) будет равен 1,01 В.

В соответствии с уравнением (4,5) для удержания наклона траектории под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -25o необходимо задать программный угол тангажа, равный способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -22,5o. К началу участка инерциального наведения (при способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -25o), пренебрегая управляющим воздействием во время набора балансированного угла атаки, получим следующие параметры траектории способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 34,5 c; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 207,5 м/с; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 3135 м; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 9330 м. При дальнейшем движении под углом способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -25o промах ЛА относительно цели, расположенной на дальности 16500 м, составит "минус" 211 м.

Для траектории 2 (фиг. 3), полученной при способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 21246880= 50o, к началу инерциального наведения (способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688u= -25o), будет иметь способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 37,4 с; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 171,6 м/с; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 4970 м; способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 8700 м; np=0,8 ед.

При известном способе наведения при отсутствии ограничения на величину команды управления ЛА будет сохранять угол наклона траектории, начиная с 40 с, равный способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -25o. Промах по цели, расположенной на дальности 16500 м, составит 1205 м (траектория 2, фиг. 3).

В предлагаемом способе наведения, в следствии того, что развиваемая снарядом перегрузка будет к началу участка инерциального наведения ограничена величиной: способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 то под действием ускорения силы тяжести угол наклона траектории снаряда будет увеличиваться до тех пор, пока растущая с набором скорости и повышением плотности воздуха развиваемая перегрузка снаряда не приблизится к величине gспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688cosспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688. Это произойдет при угле наклона траектории "минус" 37o в момент времени t=50,4 с. После этого под действием команды Uогр угол продольной оси снаряда начнет приближаться к программному значению, а угол наклона траектории к "минус" 25o.

В момент времени t=69 с снаряд окажется в точке с координатами x=14300 м, y= 1330 м. При этом располагаемая перегрузка будет равна np=2,85 ед, скорость способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 угол тангажа снаряда способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -22,5o, угол наклона траектории способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = -29o. С этого момента угол тангажа снаряда и соответственно угол наклона траектории будут находиться вблизи программных значений. Промах относительно цели в предлагаемом способе составит 275 м вместо 1205 м по известному способу (кривая 3, фиг. 3).

Технически приведенный способ управления реализуется на усилителе-ограничителе с двойным ограничением по амплитуде [3]. Уровни ограничения устанавливаются непосредственно перед пуском снаряда таким образом, чтобы амплитуда первого ограничения равнялась A=Uогр, а амплитуда второго ограничения была равна B=0 (фиг. 4).

Тогда, если измеренный угол наклона продольной оси снаряда способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 будет больше способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр, то управляющий сигнал на РП Uвх обнуляется. В случае, когда способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 < способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр, а требуемое значение Uвх не превышает Uогр, осуществляется управление по линейному закону Uвх= Kспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688(способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр-способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688). При достижении способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 некоторого значения способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688огр, при котором Kспособ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688(способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688пр-способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688)>Uогр, управляющий сигнал ограничивается на уровне Uогр.

Величина расчетной поперечной перегрузки снаряда в высшей точке опорной траектории может быть определена заранее и внесена в таблицы стрельбы или в случае автоматизированного расчета установок в вычислителе должен быть реализован алгоритм расчета располагаемой перегрузки.

Приближенно значение располагаемой перегрузки может быть определено по зависимости (3) при Y=Ys", V=Vs".

Значение высоты траектории Ys и скорости в вершине траектории Vs определяются по зависимостям (2.1 - 2.5), полагая в них способ комбинированного управления летательным аппаратом, патент № 2124688 = 0. В начале задаются приближенные значения Ys и Vs и по зависимости (2.5) вычисляется b1, затем по зависимостям (2.2) и (2.4) определяются уточненные значения b1. Как только два последовательно вычисленных значения Ys" и Vs" будут отличаться друг от друга не более заданий величины (например 1%), то вычисляется nпр по зависимости (3).

Литература.

1. Журнал "Ракетная техника и космонавтика", т. 16, N 2, февраль 1978 г. , "Мир", Москва, стр. 184 - 194.

2. Журнал "Ракетная техника и космонавтика", т. 18, N 2, февраль 1980 г. , "Мир", Москва, стр. 128 - 138.

3. Окунев Б.Н. Основная задача внешней баллистики и аналитические методы ее решения. ОНТИ, ГТТИ, Ленинград, Москва 1934 г.

4. Дмитриевский А.А. Внешняя баллистика - М.: Машиностроение, 1972 г., стр. 584.

5. Тетельбаум И. М. , Шнейдер Ю.Р. Практика аналогового моделирования динамических систем: Справочное пособие - М.: Энергоатомиздат, 1987 г., стр. 149.

Класс F41G7/22 системы самонаведения

способ наведения летательных аппаратов на наземные объекты -  патент 2525650 (20.08.2014)
способ приведения летательного аппарата к наземному объекту -  патент 2521890 (10.07.2014)
способ инерциального автосопровождения заданного объекта визирования и система для его осуществления -  патент 2498193 (10.11.2013)
способ управления движением летательного аппарата -  патент 2496081 (20.10.2013)
способ и устройство поражения низколетящих целей -  патент 2490583 (20.08.2013)
комплексная головка самонаведения (варианты) -  патент 2483273 (27.05.2013)
способ формирования сигналов управления вращающимся по углу крена самонаводящимся снарядом -  патент 2482426 (20.05.2013)
способ поражения цели-постановщика когерентных помех ракетами с активными радиолокационными головками самонаведения -  патент 2468381 (27.11.2012)
способ стрельбы управляемой ракетой с лазерной полуактивной головкой самонаведения -  патент 2468327 (27.11.2012)
оптико-электронная система зенитного ракетного комплекса -  патент 2433370 (10.11.2011)
Наверх