Демичев Борис Васильевич, Буров Сергей Вячеславович
Патентообладатель(и):
Демичев Борис Васильевич
Приоритеты:
подача заявки: 1996-05-30
публикация патента: 10.01.1999
Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения. Имитатор дороги выполнен в виде бесконечной ленты. Имеются модель автомобиля и органы дистанционного управления. Отличительные признаки предложенного технического решения заключаются в том, что игровой тренажер оснащен внешней прижимной пружиной, связанной с объемной моделью автомобиля, устройством для создания помех и объемными элементами, закрепленными на бесконечной ленте. Имитатор дороги может поворачиваться вокруг собственной оси. Изобретение обеспечивает увеличение динамичности при обучении правил движения в дорожной среде, наглядности движения транспортных средств в трехмерном пространстве с программой задач на правила движения, программой помех и происшествий в изменяющейся дорожной обстановке. 6 з.п.ф-лы, 7 ил.
1. Игровой тренажер, содержащий установленный с возможностью поворота вокруг собственной оси имитатор дороги, размещенную на нем управляемую объемную модель автомобиля и связанный с приводами упомянутых имитатора и модели пульт управления, отличающийся тем, что в него введены внешняя пружинная опора, соединенная с моделью автомобиля с возможностью прижатия ее к имитатору дороги с обеспечением движения по всей его площади, поднятия над ним при критических положениях и передачи к модели автомобиля по внутренним проводам электрических сигналов от пульта управления, узел создания случайных движущихся помех и объемные препятствия, закрепленные на имитаторе дороги, при этом последний выполнен в виде бесконечной движущейся ленты. 2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что имитатор дороги выполнен в виде движущейся ленты, расположенной горизонтально с поворотом на 180o на торцах. 3. Тренажер по п.1 или 2, отличающийся тем, что имитатор дороги имеет дополнительные боковые движущиеся ленты с изображением боковой дорожной обстановки и помех. 4. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен двумя видеокамерами, установленными с возможностью передачи информации о дорожной обстановке на расположенные на шлеме оператора видеомониторы и с помощью зеркал - на окуляры. 5. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен двумя световодами, установленными с возможностью передачи оператору информации о дорожной обстановке. 6. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен внешней опорой вогнутой формы, с которой через свободно движущееся кольцо соединена эластичная тяга. 7. Тренажер по п.6, отличающийся тем, что внешняя опора размещена над моделью автомобиля, а эластичная тяга соединена с передней частью модели.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к игровым устройствам для получения понятий и навыков вождения автомобиля в динамике с объемными препятствиями, перемещающимися в трехмерном пространстве. Известно устройство для развлечения и приобретения элементарных навыков вождения автомобиля, включающее пульт управления в виде руля и переключателя скоростей и плоскости с препятствиями, двигающейся по кругу и автомобиля на плоскости, авторское свидетельство N 1326308, A 83 H 18/10, 1980 г. Однако такое устройство двигается по кругу в одной плоскости, что не дает разнообразия и утомляет оператора. Изобретение направлено на решение задачи увеличения динамичности при получении навыков разгона, торможения, заднего хода автомобиля, переключения сигналов поворота, пользования зеркалами заднего вида. Это достигается тем, что в устройство введены внешняя пружинная опора, соединенная с моделью автомобиля с возможностью прижатия ее к имитатору дороги с обеспечением движения по всей его площади, поднятия над ним при критических ситуациях положений и передачи к модели автомобиля по внутренним проводам электрических сигналов от пульта управления, узел создания случайных движущихся помех и объемных препятствий, закрепленные на имитаторе дороги, при этом последний выполнен в виде бесконечной движущейся ленты. Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображен игровой автотренажер, общий вид, на фиг. 2 тренажер выполнен из движущей ленты, расположенной горизонтально с поворотом на 180o на торцах. На фиг. 3 - имитатор дороги с дополнительными боковыми движущимися лентами с изображением боковой дорожной обстановки и помех. На фиг. 4 - игровой автотренажер с видеокамерами на модели и видеомониторами на шлеме оператора с зеркалами и окулярами. На фиг. 5 - тренажер со световодами; на фиг. 6 - игровой автотренажер с внешней опорой в виде вогнутой полуовальной жесткой опоры и эластичной тягой. На фиг. 7 - игровой автотренажер с полужесткой Г-образной подвижной опорой, расположенной над и перед моделью автомобиля и соединенной эластичной тягой с моделью. Игровой автотренажер состоит из имитатора дороги 1 в виде бесконечной ленты с приводом 2, модели автомобиля 3 с инерционным механизмом, управляемыми колесами, тормозами, со световыми приборами, зеркалами заднего вида, подвеской, внешней пружинной опорой 4 в виде гибкой пружинной ленты, прижимающей модель автомобиля к бесконечной ленте и поднимающей модель автомобиля над бесконечной лентой при критических ситуациях модели автомобиля, а также позволяющей модели автомобиля двигаться по всей площади двигающейся бесконечной ленты. Игровой автотренажер оснащен кабелем, прикрепленным к внешней опоре 4 и передающем управляющее воздействие на модель автомобиля с внешнего пульта управления и контроля 5, в который входит педаль тормоза 6, педаль сцепления 7, педаль управления дроссельной заслонкой 8, рычаг переключения передач 9, переключатель сигналов поворота 10, спидометр 11, ключ зажигания 12, руль управления моделью 13, зеркала заднего вида. На бесконечной ленте закреплены объемные помехи в виде следующих задач: змейка 14, горка 15, гараж 16 и другие задачи и объемные помехи в виде приклеенного поролона к ленте. Игровой автотренажер имеет устройство для сброса помех 17 в виде шаров различной величины, цилиндров 18, свободно двигающихся моделей автомобилей с горки 19. Во второе исполнение игрового автотренажера добавлено поворотное устройство 20, поворачивающее имитатор дороги на 180o на торцах по отношению к пульту управления 5. В третий вариант игрового тренажера добавлены боковые движущиеся ленты 21 с боковой программой помех и информации. В четвертом варианте игровой автотренажер оснащен двумя видеокамерами 22 на модели автомобиля и двумя мониторами 23 с зеркалами и окулярами, установленными на шлеме оператора. В пятом варианте игрового тренажера на модель установлены два гибких световода 24, которые передают информацию о дорожной обстановке с местоположения водителя на модели автомобиля на окуляры на шлеме водителя /оператора/. В шестом варианте игровой автотренажер оснащен внешней эластичной тягой 25, которая одним концом закреплена к свободно передвигающимся кольцу по вогнутой полуовальной жесткой опоре 26, другим концом к полужесткой тяге 27, прикрепленной внизу к центру 28 модели автомобиля 3, проходящей через ограничитель 29 между управляемыми колесами модели автомобиля. В седьмом варианте игрового автотренажера устройство оснащено Г-образной опорой 30, свободно поворачивающейся на конце на пульте управления, а к другому концу закреплена эластичная тяга 25, закрепленная к полужесткой тяге 27, которая укреплена на оси 28 внизу в центре модели автомобиля и которая проходит через ограничитель 29. Устройство, игровой автотренажер, работает следующим образом. Оператор /водитель/ садится за пульт управления 5, включает ключ зажигания 12 для обеспечения тренажера к действию, включает скорость рычагом переключения передач 9, манипулируя педалями сцепления 7, газа 8 и начинают управлять моделью автомобиля 3 среди объемных задач 14, 15, 16, выполненных из поролона, гибкой резины и приклеенных к бесконечной ленте 1. Для создания случайных ситуаций устройство 17 выпускает шары и цилиндры 18 различной величины и сопротивления качению по разным траекториям и свободно двигающихся с горки 17 моделей автомобилей 19. Оператор, управляя моделью автомобиля, отрабатывает навыки вождения среди объемных помех и получает понятия об особенностях вождения с учетом изменяющейся дорожной обстановки. Во втором варианте игрового автотренажера для усложнения в устройство добавлен поворотный механизм 20, который поворачивает имитатор дороги 1 на 180o на торцах по отношению к пульту 5. При этом движение ленты может повернуться в обратную сторону. Для устранения критических ситуаций, например, водитель не успевает вывернуть модель автомобиля параллельно движению бесконечной ленты 1, автомат приподнимает модель над лентой и лента при этом останавливается. Третий вариант игрового автотренажера, включающий бесконечную ленту 1, модель автомобиля 3 с пультом управления и контроля 5 работает аналогично первому варианту с добавлением боковых движущихся лент 21, создающих иллюзию бокового движения и программы задач на внимательность бокового зрения: допустим на боковой ленте появляется знак "дети" и рисунок школы, водитель обязан автоматически увеличить внимательность и снизить до соответствующего разрешающего знака скорость. Возможно подключение отвлекающих звуков, изображений или помех в виде катящихся шаров. Четвертый вариант в устройство входит модель автомобиля 3, на водителя установлены две миниатюрные видеокамеры 22, которые по кабелю передают информацию о дорожной обстановке на два монитора 23, установленных на шлеме оператора, и передают информацию на окуляры через зеркала. Пятый вариант игрового автотренажера работает следующим образом. Модель автомобиля 3 оснащена инерционным механизмом и подсоединена с помощью эластичной тяги 25 к свободно двигающемуся кольцу на вогнутой полуовальной жесткой тяге 26. Другой конец тяги 25 подсоединен к полужесткой тяге 27, прикрепленной внизу в центре модели к оси 28, положенной на ограничитель 29 между управляемыми колесами модели 3. Вся система имеет большую инерционность с целью получения навыков правильно манипулировать педалью торможения, сцепления, газа, то есть скоростью движения ленты, рулем поворота и переключения переключателя поворотов. На бесконечной ленте закреплены объемные задачи и помехи, а также имеется устройство для сброса движущихся помех 17. В седьмом варианте тяга 26 заменена на полужесткую Г-образную тягу 30, свободно двигающуюся на оси с боковыми пружинными ограничителями 31. Электрические сигналы управления и контроля подводятся к модели с помощью кабеля 4. С помощью игрового автотренажера возможно в динамике, в трехмерном пространстве площади движущейся бесконечной ленты с управляемой моделью автомобиля с пульта управления и контроля объемными препятствиями и случайными движущимися помехами водители /операторы/ в игровой форме отрабатывают навыки управления автомобилем, тренируют внимание, психическую устойчивость, скоростную реакцию управления.