зубчатая планетарная передача

Классы МПК:F16H1/46 многозвенные планетарные передачи 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Чайковский филиал Ижевского государственного технического университета
Приоритеты:
подача заявки:
1997-10-22
публикация патента:

Изобретение предназначено для использования в машиностроении. Ведущая солнечная шестерня зубчатой планетарной передачи выполнена с внешними эвольвентными зубьями. Тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями. Неподвижное центральное колесо выполнено с внутренними укороченными зубьями. Сателлиты с осями установлены на опорном кольце, которое выполнено в виде трех колец, два из которых имеют меньшую толщину и больший диаметр. Такое выполнение повышает нагрузочную способность передачи и снижает мертвый ход. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Зубчатая планетарная передача, содержащая ведущую солнечную шестерню с внешними эвольвентными зубьями, сателлиты и их оси, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями, тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками и опорное кольцо, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передачи и снижения мертвого хода, тихоходное центральное колесо выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями, а опорное кольцо выполнено в виде трех колец, два из которых имеют меньшую толщину и больший диаметр.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях народного хозяйства.

Известна зубчатая планетарная передача, содержащая ведущую шестерню с внешними зубьями, два центральных колеса с внутренними зубьями, сателлиты и водило (1). Но эта конструкция сложна и дорогостояща из-за наличия сложного в изготовлении водила и большого числа подшипников сателлитов.

Известна также планетарная передача, содержащая ведущее центральное колесо с внешними зубьями, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями и тихоходное центральное колесо в виде барабана с отверстиями эвольвентной формы.

Указанная конструкция нетехнологична из-за сложности изготовления тихоходного колеса (2).

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является планетарный механизм, содержащий ведущую солнечную шестерню с внешними зубьями, сателлиты и их оси, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями, тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками и опорное кольцо (3) (прототип).

Недостатками этой конструкции является низкая ее нагрузочная способность, что обусловлено большой концентрацией напряжений в месте соединения перемычки тихоходного колеса с собственно зубом, из-за острого угла в указанном месте и наличие большого мертвого хода (люфта), обусловленного зазорами во внутренних зацеплениях сателлита.

Изобретение направлено на повышение нагрузочной способности передачи и снижение мертвого хода.

Решение поставленной задачи достигается тем, что тихоходное центральное колесо выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями, а опорное кольцо выполнено в виде трех колец, два из которых имеют меньшую толщину и больший диаметр.

Повышение нагрузочной способности обеспечивается за счет снижения напряжений в местах соединения перемычек с собственно зубьями при наличии скруглений, а снижение мертвого хода за счет смещения сателлитов в радиальном направлении при выполнении двух податливых колец большим диаметром, чем третье (жесткое) кольцо.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Передача содержит ведущую солнечную шестерню с внешними эвольвентными зубьями 1, сателлиты 2 и их оси 3, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями 4, тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками 5, два гибких кольца 6 и жесткое кольцо 7. Колесо 5 выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями (радиус скругления R). Ширина сателлита 2 больше на 2R ширины его венца для предотвращения заклинивания. Гибкие кольца 6 имеют толщину в 2-3 раза меньшую, чем жесткое кольцо 7. Диаметр колец 6 больше диаметра кольца 7, причем разница диаметров не менее удвоенной величины радиального зазора внутреннего зацепления

зубчатая планетарная передача, патент № 2125194r= зубчатая планетарная передача, патент № 2125194n/sinзубчатая планетарная передача, патент № 2125194w,

где

зубчатая планетарная передача, патент № 2125194n - - боковой зазор в зацеплении,

зубчатая планетарная передача, патент № 2125194w - - угол зацепления.

При работе передачи гибкие кольца 6 смещают сателлиты 2 в радиальном направлении, прижимая их к центральным колесам 4, 5 и выбирая радиальный зазор. В случае возникновения пиковых нагрузок на выходном валу передачи сателлиты 2 смещаются в сторону шестерни 1, однако поломки гибких колец 6 при этом не происходит, так как оси 3 сателлитов опрутся на жесткое кольцо 7.

Источники информации

1. Самоустанавливающиеся механизмы. Справочник. Решетов Л.Н. М., Машиностроение, 1979, с. 261, рис. 5.31.

2. А.С. N 1048200, МКИ F 16 H 1/46, БИ N 38, 1983.

3. А.С. N 1036983, МКИ F 16 H 1/46, БИ N 31, 1983 (прототип).

Класс F16H1/46 многозвенные планетарные передачи 

электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2478849 (10.04.2013)
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2472993 (20.01.2013)
способ работы электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2472992 (20.01.2013)
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2464464 (20.10.2012)
безводильная планетарная передача -  патент 2463499 (10.10.2012)
двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной нагрузкой по потокам -  патент 2446330 (27.03.2012)
безводильная планетарная передача -  патент 2292503 (27.01.2007)
редуктор воздушного винта для турбовинтового авиационного двигателя -  патент 2272195 (20.03.2006)
планетарная передача -  патент 2270388 (20.02.2006)
редуктор скорости -  патент 2257497 (27.07.2005)
Наверх