зубчатая планетарная передача
Классы МПК: | F16H1/46 многозвенные планетарные передачи |
Автор(ы): | Ефимов И.Н., Плеханов Ф.И., Красильников С.Н. |
Патентообладатель(и): | Чайковский филиал Ижевского государственного технического университета |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-10-22 публикация патента:
20.01.1999 |
Изобретение предназначено для использования в машиностроении. Ведущая солнечная шестерня зубчатой планетарной передачи выполнена с внешними эвольвентными зубьями. Тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями. Неподвижное центральное колесо выполнено с внутренними укороченными зубьями. Сателлиты с осями установлены на опорном кольце, которое выполнено в виде трех колец, два из которых имеют меньшую толщину и больший диаметр. Такое выполнение повышает нагрузочную способность передачи и снижает мертвый ход. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Зубчатая планетарная передача, содержащая ведущую солнечную шестерню с внешними эвольвентными зубьями, сателлиты и их оси, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями, тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками и опорное кольцо, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передачи и снижения мертвого хода, тихоходное центральное колесо выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями, а опорное кольцо выполнено в виде трех колец, два из которых имеют меньшую толщину и больший диаметр.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях народного хозяйства. Известна зубчатая планетарная передача, содержащая ведущую шестерню с внешними зубьями, два центральных колеса с внутренними зубьями, сателлиты и водило (1). Но эта конструкция сложна и дорогостояща из-за наличия сложного в изготовлении водила и большого числа подшипников сателлитов. Известна также планетарная передача, содержащая ведущее центральное колесо с внешними зубьями, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями и тихоходное центральное колесо в виде барабана с отверстиями эвольвентной формы. Указанная конструкция нетехнологична из-за сложности изготовления тихоходного колеса (2). Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является планетарный механизм, содержащий ведущую солнечную шестерню с внешними зубьями, сателлиты и их оси, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями, тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками и опорное кольцо (3) (прототип). Недостатками этой конструкции является низкая ее нагрузочная способность, что обусловлено большой концентрацией напряжений в месте соединения перемычки тихоходного колеса с собственно зубом, из-за острого угла в указанном месте и наличие большого мертвого хода (люфта), обусловленного зазорами во внутренних зацеплениях сателлита. Изобретение направлено на повышение нагрузочной способности передачи и снижение мертвого хода. Решение поставленной задачи достигается тем, что тихоходное центральное колесо выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями, а опорное кольцо выполнено в виде трех колец, два из которых имеют меньшую толщину и больший диаметр. Повышение нагрузочной способности обеспечивается за счет снижения напряжений в местах соединения перемычек с собственно зубьями при наличии скруглений, а снижение мертвого хода за счет смещения сателлитов в радиальном направлении при выполнении двух податливых колец большим диаметром, чем третье (жесткое) кольцо. Сущность изобретения поясняется чертежом. Передача содержит ведущую солнечную шестерню с внешними эвольвентными зубьями 1, сателлиты 2 и их оси 3, неподвижное центральное колесо с внутренними укороченными зубьями 4, тихоходное центральное колесо с неэвольвентными зубьями-перемычками 5, два гибких кольца 6 и жесткое кольцо 7. Колесо 5 выполнено со скруглениями в местах соединения перемычек с собственно зубьями (радиус скругления R). Ширина сателлита 2 больше на 2R ширины его венца для предотвращения заклинивания. Гибкие кольца 6 имеют толщину в 2-3 раза меньшую, чем жесткое кольцо 7. Диаметр колец 6 больше диаметра кольца 7, причем разница диаметров не менее удвоенной величины радиального зазора внутреннего зацепленияr= n/sinw,
где
n - - боковой зазор в зацеплении,
w - - угол зацепления. При работе передачи гибкие кольца 6 смещают сателлиты 2 в радиальном направлении, прижимая их к центральным колесам 4, 5 и выбирая радиальный зазор. В случае возникновения пиковых нагрузок на выходном валу передачи сателлиты 2 смещаются в сторону шестерни 1, однако поломки гибких колец 6 при этом не происходит, так как оси 3 сателлитов опрутся на жесткое кольцо 7. Источники информации
1. Самоустанавливающиеся механизмы. Справочник. Решетов Л.Н. М., Машиностроение, 1979, с. 261, рис. 5.31. 2. А.С. N 1048200, МКИ F 16 H 1/46, БИ N 38, 1983. 3. А.С. N 1036983, МКИ F 16 H 1/46, БИ N 31, 1983 (прототип).
Класс F16H1/46 многозвенные планетарные передачи