гидротрансформатор
Классы МПК: | F16H41/30 относящиеся к вентилированию, смазке, охлаждению, циркуляции охлаждающей среды F16H45/02 с механическими выключаемыми муфтами для шунтирования передач гидродинамического типа |
Автор(ы): | Бовшовский С.З., Туловский В.В. |
Патентообладатель(и): | Военный автомобильный институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-07-22 публикация патента:
20.01.1999 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции гидродинамического трансформатора для передачи энергии между двигателем и потребителем мощности с одновременным автоматическим и бесступенчатым изменением крутящего момента и частоты вращения. Изобретение направлено на расширение диапазона значений с высоким КПД в зависимости от частоты вращения выходного вала гидротрансформатора. Решение поставленной задачи достигается тем, что гидротрансформатор дополнительно снабжен третьим реактором, установленным посредством спиц на третьей муфте свободного хода и расположенным под первым и вторым реакторами между внутренними торами турбинного и насосного колес, при этом на внутренней поверхности торов турбинного и насосного колес по периферии выполнены проходные отверстия, соединенные с входами турбинного колеса и выходами насосного колеса, кроме того, в турбинном колесе выполнены лопастные каналы, имеющие углы выхода больше, чем углы выхода гидравлического потока, связанные гидравлически с входами турбинного колеса и через его входные отверстия лопастных каналов турбинного колеса выполнены чередующимися лопастными каналами, имеющими углы выхода и входа гидравлического потока. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Гидротрансформатор, содержащий насосное колесо, которое через входной вал механически связано с тяговым двигателем, турбинное колесо, механически связанное с выходным валом, первый и второй реакторы, установленные последовательно каждый соответственно на первой и второй муфтах свободного хода и расположенные между выходами лопастных каналов турбинного колеса и входами лопастных каналов насосного колеса, имеющие между собой гидравлическую связь и образующие при меридиональном сечении однотипные внутренний и наружный торы с расположенными между ними лопастными каналами с углами входа и выхода гидравлического потока, и механизм блокировки насосного и турбинного колес, размещенный в общем герметичном корпусе, отличающийся тем, что он снабжен дополнительно третьим реактором, установленным посредством спиц на третьей муфте свободного хода и расположенным над первым и вторым реакторами между внутренними торами турбинного и насосного колес, при этом на внутренней поверхности торов турбинного и насосного колес по периферии выполнены проходные отверстия, соединенные с входами турбинного колеса и выходами насосного колеса, кроме того, в турбинном колесе дополнительно выполнены лопастные каналы, имеющие углы выхода больше, чем углы выхода гидравлического потока, связанные гидравлически с входами турбинного колеса и через его выходы с входами третьего реактора, а входные отверстия лопастных каналов турбинного колеса выполнены чередующимися с лопастными каналами, имеющими углы выхода и входа гидравлического потока.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции гидродинамического трансформатора для передачи энергии между двигателем и потребителем мощности с одновременным автоматическим и бесступенчатым изменением крутящего момента и частоты вращения. Известен гидротрансформатор [1], выбранный в качестве прототипа, содержащий насосное колесо, которое через входной вал механически связано с тяговым двигателем, турбинное колесо механически связанное с выходным валом, первый и второй реакторы, установленные последовательно каждое соответственно на первой и второй муфтах свободного хода и расположенные между выходами лопастных каналов турбинного колеса и входами лопастных каналов насосного колеса, имеющие между собой гидравлическую связь и образующие при меридиональном сечении однотипные внутренний и наружный торы с расположенными между ними лопастными каналами с углами входа и выхода гидравлического потока, и механизм блокировки насосного и турбинного колес, размещенные в общем герметичном корпусе. Недостатком известного гидротрансформатора является невозможность получения высоких значений КПД во всем диапазоне изменения частоты вращения выходного вала, так как это обусловлено постоянством конструкционных параметров рабочей полости гидротрансформатора, изменение которых, например, в сторону уменьшения приводит к увеличению КПД на пониженных частотах вращения и уменьшению КПД на повышенных частотах, а при увеличении конструктивных параметров рабочей полости - наоборот [2, 3]. Изобретение направлено на расширение диапазона значений с высоким КПД в зависимости от частоты вращения выходного вала гидротрансформатора. Решение поставленной задачи достигается тем, что гидротрансформатор снабжен дополнительно третьим реактором, установленным посредством спиц на третьей муфте свободного хода и расположенным над первым и вторым реакторами между внутренними торами турбинного и насосного колес, при этом на внутренней поверхности торов турбинного и насосного колес по периферии выполнены проходные отверстия, соединенные с входами турбинного колеса и выходами насосного колеса, кроме того в турбинном колесе дополнительно выполнены лопастные каналы, имеющие углы выхода больше, чем углы выхода гидравлического потока, связанные гидравлически со входами турбинного колеса и через его выходы со входами третьего реактора, а входные отверстия лопастных каналов турбинного колеса выполнены чередующимися с лопастными каналами, имеющими углы выхода и входа гидравлического потока. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый гидротрансформатор отличается тем, что снабжен дополнительно третьим реактором, а входные отверстия лопастных каналов турбинного колеса выполнены чередующимися с лопастными каналами, имеющими углы выхода и входа гидравлического потока. На фиг. 1 показан гидротрансформатор, общий вид; на фиг. 2 - схема, поясняющая принцип работы гидротрансформатора, на фиг. 3 - фронтальный вид турбинного колеса; на фиг. 4 - каноническая характеристика гидротрансформатора. Гидротрансформатор содержит корпус 4, насосное 2 колесо, установленное на входном 5 валу и механически связанное с тяговым двигателем (не показан), турбинное 3 колесо, установленное на входном 9 валу, первый 7 и второй 8 реакторы, установленные последовательно каждый на первой 12 и второй 26 муфтах свободного хода и расположенные между выходами 30 лопастных каналов 24 турбинного 3 колеса и входами 31 лопастных каналов насосного 2 колеса, имеющие между собой гидравлическую связь и образующие при меридиональном сечении однотипные внутренний 14 и наружный торы с расположенными между ними лопастными каналами 24 с углами входа и выхода гидравлического потока. Турбинное 3 колесо, насосное 2 колесо и реакторы 7 и 8 гидравлически связаны между собой. Муфты 12 и 26 свободного хода механически связаны с корпусом 4. Кроме того, гидротрансформатор содержит механизм блокировки 11, расположенный в картере 1 и имеющий принудительную механическую связь с насосным 2 и турбинным 3 колесами. Гидротрансформатор снабжен дополнительно третьим 6 реактором, установленным посредством спиц 10 на третьей 27 муфте свободного хода и расположенным над первым 7 и вторым 8 реакторами между внутренними 14 торами турбинного 3 и насосного 2 колес, при этом на внутренней поверхности торов 14 турбинного 3 и насосного 2 колес по периферии выполнены проходные отверстия 15, соединенные со входами 23 турбинного 3 колеса и выходами 28 насосного 2 колеса. Кроме того в турбинном 3 колесе дополнительно выполнены лопастные каналы 25, имеющие углы выхода больше, чем углы выхода гидравлического потока лопастных каналов 24, связанные гидравлически со входами 23 турбинного 3 колеса и через его выходы 15 со входами 29 третьего 6 реактора, а входные 22 отверстия лопастных каналов 24 турбинного 3 колеса выполнены чередующимися с лопастными каналами 25, имеющими углы выхода и входа гидравлического потока. Гидротрансформатор в общем случае работает следующим образом. Мощность в виде механического вращательного потока от тягового двигателя передается через входной 5 вал на насосное 2 колесо гидротрансформатора. В насосном 2 колесе механический мощностной поток преобразуется в гидравлический поток. Под действием центробежных сил рабочая жидкость (масло) в насосном 2 колесе по однотипным каналам устремляется к его выходам, увеличивая при этом свою скорость. Каждая частица жидкости участвует в двух движениях: в относительном - со скоростью

1. Колесное шасси. МАЗ 7911. Техническое описание. Ч. 1. М.: Воениздат, 1990, с. 68...72. 2. Антонов А. С. , Армейские автомобили, Ч. 1., Теория. М.: Воениздат, 1970, с. 171, 172. 3. Трусов С.М. Автомобильные гидротрансформаторы.- М.: Машиностроение, 1977, с. 132.
Класс F16H41/30 относящиеся к вентилированию, смазке, охлаждению, циркуляции охлаждающей среды
Класс F16H45/02 с механическими выключаемыми муфтами для шунтирования передач гидродинамического типа