бикалиберная метеорологическая ракета

Классы МПК:G01W1/08 использование воздушных шаров, снарядов или летательных аппаратов для метеорологических целей; радиозонды
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Конструкторское бюро приборостроения
Приоритеты:
подача заявки:
1996-06-21
публикация патента:

Бикалиберная метеорологическая ракета может использоваться для зондирования и исследования атмосферы. Ракета состоит из маршевой ступени, переходного конуса и стартового двигателя. Длина переходного конуса определяется из соотношения lk = (1,6 - 2,3) (D - d), где lk - длина переходного конуса, D - диаметр стартового двигателя, d - диаметр маршевой ступени. Уменьшена зона падения отработавшего реактивного двигателя за счет оптимального выбора длины переходного конуса. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Бикалиберная метеорологическая ракета, состоящая из маршевой ступени, переходного конуса, стартового двигателя, отличающаяся тем, что в ней переходной конус выполнен длиной, определенной из соотношения

lк=(1,6oC2,3) (D - d),

где lк - длина переходного конуса;

D - диаметр стартового двигателя;

d - диаметр маршевой ступени.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в многоступенчатых ракетах, применяемых при зондировании и исследовании атмосферы.

При исследовании земной атмосферы используется бикалиберная ракета [1], состоящая из стартовой ступени, переходного конуса, двигателя. Недостатком этой ракеты являются большие опасные зоны падения двигателя.

Известны ракеты [2], состоящие из маршевой ступени, переходного конуса, реактивного двигателя, которые используются для исследования атмосферы.

Недостатком такого устройства является то, что при использовании его в качестве метеорологической ракеты для исследования атмосферы возникает проблема в опасных зонах падения реактивного двигателя. Дело в том, что переходной конус, пристыкованный к реактивному двигателю, имеет неоптимальную длину. Неоптимальная длина переходного конуса приводит к устойчивому полету отделившегося реактивного двигателя, а значит, к увеличению опасной зоны падения его.

Целью настоящего изобретения является уменьшение зоны падения отработавших реактивных двигателей за счет оптимального выбора длины переходного конуса.

Указанная цель достигается тем, что в бикалиберной метеорологической ракете, состоящей из маршевой ступени, переходного конуса, стартового двигателя, переходной конус выполнен длиной, определенной из соотношения

lk = (1,6 - 2,3) (D-d),

где lk - длина переходного конуса;

D - диаметр стартового двигателя;

d - диаметр маршевой ступени.

Выбранная таким образом длина переходного конуса делает реактивный двигатель неустойчивым, что значительно уменьшает опасные зоны его падения. Неустойчивость реактивного двигателя получается в связи с тем, что переходной конус имеет подъемную силу, в несколько раз превышающую подъемную силу стабилизаторов. Поэтому опрокидывающий момент, возникающий от действия подъемной силы переходного конуса, и приводит к неустойчивому полету реактивного двигателя.

Полученная неустойчивость полета реактивного двигателя приводит к уменьшению зоны падения.

Для 4 метеорологических ракет, представленных в [1], длина переходного конуса равна:

I - 141,7 мм; II - 141,7 мм; III - 251,1 мм; IV - 129,6 мм, где I, II, III, IV - номера метеорологических ракет (слева-направо). По представленному соотношению длина переходного конуса для двух диапазонов равна:

1,6 (D-d) - 2,3 (D-d)

I -71,3 - 102,5

II- 97,2 - 137,7

III- 349,9 - 502,2

IV -168,5 - 242,2

Из рассмотрения длин переходных конусов, определенных по соотношению и измеренных на известных ракетах I, II, III, IV, видно, что длины переходных конусов не входят в диапазон длин переходных конусов, определенных по соотношению.

Это приводит к устойчивому полету реактивного двигателя известных ракет, а значит, к увеличенным опасным зонам падения.

На чертеже представлена схема бикалиберной метеорологической ракеты.

Маршевая ступень 1 через переходной конус 2 соединена с реактивным двигателем 3 и блоком стабилизаторов 4. Причем переходной конус 2 соединен с реактивным двигателем 3.

Устройство работает следующим образом: после выгорания топлива в реактивном двигателе 3 реактивный двигатель 3 вместе с переходным конусом 2 под действием аэродинамического сопротивления, ввиду разности калибров маршевой ступени и реактивного двигателя, отделяется от маршевой ступени. Последний, отделившись, совершает неустойчивый полет до падения его на землю.

Использование предлагаемого устройства обеспечивает по сравнению с существующими метеорологическими ракетами следующее преимущество: уменьшение зон падения отработавших реактивных двигателей.

Источник информации

1. Исследовательские и метеорологические ракеты мира. -Л.: Гидрометеоиздат, 1979, с. 124, рис. 67.

2. Там же, с. 206, рис. 127.

Класс G01W1/08 использование воздушных шаров, снарядов или летательных аппаратов для метеорологических целей; радиозонды

способ обнаружения айсбергов -  патент 2506614 (10.02.2014)
способ определения конвективных опасных метеорологических явлений для европейской территории россии -  патент 2467361 (20.11.2012)
способ электролизного получения водорода для радиозондовых и шаропилотных оболочек -  патент 2440291 (20.01.2012)
способ оперативного исследования атмосферы, земной поверхности и океана -  патент 2436134 (10.12.2011)
способ оперативного исследования атмосферы, земной поверхности и океана -  патент 2426156 (10.08.2011)
способ разведки ледовой обстановки с авиасредств -  патент 2425400 (27.07.2011)
радиочастотный датчик (варианты) -  патент 2413342 (27.02.2011)
способ определения ширины трещин с открытой водой в ледяном покрове акваторий -  патент 2404442 (20.11.2010)
коррекция результатов измерений влажности радиозондом -  патент 2363967 (10.08.2009)
способ определения направления и скорости потока жидких и газообразных сред -  патент 2316773 (10.02.2008)
Наверх