скоростной летательный аппарат
Классы МПК: | B64C29/04 с реактивными двигателями B64C15/02 создаваемой реактивными двигателями |
Автор(ы): | Таланов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Таланов Борис Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-11-11 публикация патента:
27.01.1999 |
Летательный аппарат относится к самолетам вертикального взлета и посадки. Вблизи центра масс самолета по бокам фюзеляжа размещены по крайней мере два дополнительных реактивных двигателя. Они установлены вертикально или под углом друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси самолета. Двигатели имеют заслонки для снижения аэродинамического сопротивления. Крылья самолета могут поворачиваться вокруг своей оси. Установка дополнительных двигателей позволяет повысить маневренность самолета. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Скоростной летательный аппарат, содержащий фюзеляж для размещения экипажа с грузами, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель, средство для изменения суммарной вертикальной составляющей тяги летательного аппарата, выполненное в виде размещенных по бокам фюзеляжа вблизи центра масс летательного аппарата по крайней мере двух реактивных двигателей, установленных в плоскости, перпендикулярной оси летательного аппарата, отличающийся тем, что реактивные двигатели снабжены заслонками для снижения аэродинамического сопротивления, а крылья установлены с возможностью поворота вокруг своей оси. 2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что реактивные двигатели в плоскости, перпендикулярной оси летательного аппарата, установлены под углом с вершиной вверху.Описание изобретения к патенту
Техническое решение относится к маневренным аппаратам вертикального взлета и посадки. Преимущественное использование устройства может найти при создании военных летательных аппаратов, когда в различных условиях необходимо иметь повышенную надежность, а также для летательных аппаратов широкого диапазона назначений. Известен летательный аппарат, имеющий корпус, топливные отсеки, двигатель, управляющие поверхности, кроме того, он содержит ротор, установленный снаружи корпуса летательного аппарата, в котором размещено устройство, с помощью которого также можно управлять положением летательного аппарата (см. патент США 2704645, НКИ: 244-74, 22.03.55). Недостатки описанного летательного аппарата следующие:- недостаточная маневренность в пространстве;
- ограниченный диапазон изменения скорости со стороны минимальной, что не позволяет летательному аппарату зависать. Наиболее близким решением к заявленному изобретению является самолет вертикального взлета и посадка, имеющий фюзеляж, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель и дополнительные, необходимые для изменения вертикальной составляющей силы тяги. Дополнительные двигатели установлены по бокам фюзеляжа вблизи центра масс самолета в плоскости, перпендикулярной оси симметрии самолета, параллельно друг другу. При вертикальном расположении реактивных двигателей их лобовое сопротивление велико. Целью предлагаемого изобретения является снижение лобового сопротивления дополнительных двигателей. Поставленная цель достигается тем, что скоростной летательный аппарат содержит фюзеляж для размещения экипажа с грузами, топливные отсеки, крылья, основной реактивный двигатель, средство для изменения суммарной вертикальной составляющей тяги летального аппарата, выполненное в виде размещенных по бокам фюзеляжа вблизи центра масс летательного аппарата, по крайней мере, двух реактивных двигателей, установленных в плоскости перпендикулярной оси летательного аппарата, реактивные двигатели снабжены заслонками для снижения аэродинамического сопротивления, а крылья установлены с возможностью поворота вокруг своей оси. На фиг.1 представлен вид сбоку на летательный аппарат. На фиг.2 показан разрез по А-А, на фиг.3 - вид по стрелке Б. Летательный аппарат содержит фюзеляж 1, крылья 2, шасси 3. Остальные обязательные элементы не показаны, т.к. широко известны. По бокам фюзеляжа 1 установлены два реактивных двигателя 4 с заслонками 5 для снижения аэродинамического сопротивления. Сверху на фюзеляж установлена направляющая заслонка 6 для подачи воздушной массы в реактивные двигатели 4. Подвод энергоносителя к двигателям 4 не показан. Реактивные двигатели 4 установлены параллельно друг другу и вертикально, чтобы не иметь горизонтальной составляющей тяги. Также двигатели 4 могут быть установлены в сечении, перпендикулярном оси ЛА под углом к оси симметрии летательного аппарата. Это позволит более оперативно осуществлять маневры. Реактивные двигатели могут быть размещены по два с каждой стороны фюзеляжа так, чтобы центр масс летательного аппарата находился между поясами их установки. Загрузка по распределению масс может быть различной. Действует летательный аппарат следующим образом. Для взлета включаются реактивные двигатели 4 и летательный аппарат поднимается в воздух, затем включаются основные двигатели и летательный аппарат приобретает горизонтальную составляющую скорости. Для посадки или при аварийной ситуации выключают основные двигатели, снижают горизонтальную составляющую скорости до нулевого значения и, уменьшая тягу реактивных двигателей 4, осуществляют приземление. При движении летательный аппарат может совершать ускоренные маневры, изменяя тягу у одного или у обоих реактивных двигателей 4. Ограничение заключается только в перегрузке. Если установлены четыре реактивных двигателя 4, то летательный аппарат может вращаться в горизонтальной плоскости при неподвижном положении в точке пространства, если менять тягу на каждом из четырех двигателей 4.
Класс B64C29/04 с реактивными двигателями
Класс B64C15/02 создаваемой реактивными двигателями