способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства

Классы МПК:B60R21/08 перемещаемые из нерабочего положения в рабочее, например при столкновении
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-10-09
публикация патента:

Способ обеспечения безопасности водителя транспорта отличается от известных тем, что при экстремальных нагрузках при ударе, когда обычные известные средства безопасности не могут помочь, сохраняют жизнь пассажиров и водителя, причем помогают перенести нагрузку и пассажирам второго ряда .Такие качества способ приобретает благодаря тому, что при экстремальной нагрузке спинка кресла водителя под воздействием пружины отбрасывается назад и отводит его от рулевого колеса, причем водитель занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению вектора ударной нагрузки, поскольку закреплен к спинке сиденья на уровне грудной клетки широким ремнем безопасности, выполненным из проницаемой для воздуха капроновой сетки.

Формула изобретения

Способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, отличающийся тем, что закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди водителя обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки, по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сидения для расположения водителя по оси направления удара.

Описание изобретения к патенту

Техническое решение относится к обеспечению безопасности водителя наземного транспорта и может быть использовано для любого вида транспорта, включая воздушный, и не только для водителя, но и для пассажиров.

Преимущественное использование техническое решение может найти на легковом транспорте для пассажиров и водителя, сидящих на передних сидениях легкового автомобиля при возникновении аварийной ситуации, которая возникает по различным причинам: встречное столкновение, при потере управления и выезде на встречную полосу движения, наезд на столб или другое препятствие, причем причины возникновения аварийной ситуации могут быть и объективные, например, разлив масла на трассе.

Известен способ обеспечения безопасности водителя и пассажира на переднем сиденье, включающей в себя крепление водителя и пассажира ремнем безопасности к корпусу автомобиля или одним концом к корпусу, а другим концом - к сиденью (FR, N 2661144, A, кл. B 60 R 22/12, 1991 г.).

Недостатками такого способа обеспечения безопасности являются следующие:

- при сильном ударе, который вызывает смещение двигателя, осуществляется силовой контакт пассажира о переднюю панель, а водителя о рулевое колесо;

- даже при получении травм от силового контакта с элементами автомашины, которые не приведут к летальному исходу, ремни безопасности создадут удельное давление, достаточное для переломов и повреждения внутренних органов.

Совместное использование и подушки, и ремней безопасности при критических ударах, которые рассматриваются, не снизит опасности гибели пассажира и водителя.

Известен способ обеспечения безопасности водителя транспортного средства, заключающийся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора (SU, 1039764 A, кл. B 60 R 21/08, опубл. 07.09.93).

Недостатками его является то, что кресло поворачивается полностью, т.е. и спинка и сиденье кресла, что не позволяет использовать его для легковых автомобилей.

Задачей технического решения является обеспечение безопасности водителя и пассажира на передних сиденьях и снижение опасных воздействий на пассажиров второго ряда.

Поставленная задача достигается тем, что в способе обеспечения водителя транспортного средства, заключающемся в том, что ремнем безопасности закрепляют водителя к спинке кресла и при аварийной ситуации поворачивают спинку кресла назад совместно с водителем до упора, закрепление ремня безопасности осуществляют на уровне груди обоими концами к спинке кресла, выполняя ремень безопасности из проницаемой для воздуха капроновой сетки по ширине охватывающим грудную клетку, а поворот спинки кресла при аварийной ударной нагрузке осуществляют относительно сиденья для расположения водителя по оси направления удара.

Пояснения к способу.

1. Такие устройства по данному способу должны устанавливаться везде, где используются ремни безопасности, а в автобусах с детьми и на всех рядах кресел.

2. При откидывании человека со спинкой назад, он занимает наиболее благоприятное положение по отношению к направлению удара, т.е. располагается по оси действия силы (почти близко к горизонтальному положению). Отклонение назад должно быть под углом 20 - 30o к горизонту, чтобы не защемить пассажиров второго ряда. Водитель и пассажир первого ряда отводятся от рулевого колеса и передней панели и при их смещении они не окажут воздействия на людей. Пассажиры второго ряда будут ограничены в своем движении по инерции спинкой, которая удержит их от перелета вперед и будет играть роль ремня безопасности, которые должны быть более широкими и с амортизаторами из набивочного материала спинки.

Точно также возможно обеспечивать безопасность и на летательных аппаратах, где ремни крепятся к сиденью, а спинки фиксируются пассажиром.

3. Изготовление конструкции кресла по данному способу может быть различным. Однако обязательным является угловая подвижность спинки кресла относительно сиденья, которая, например, может быть представлена в виде сектора с выемками, в которые входит зуб фиксатора, перемещающийся в направляющих и спиральной пружины, которая создает момент вращения, достаточный для поворота спинки с пассажиром максимального веса. Упор спинки должен быть регулируемый и должен соединяться с корпусом машины, если сиденье не перемещается горизонтально. Привод может быть также любым.

В качестве примера можно использовать всю систему (от датчика до исполнительного механизма) приведения в действие надувной подушки безопасности. В любом случае должен быть инерционный датчик перегрузки, который удерживается от ложного срабатывания пружиной, электрический клапан, который соединяет источник под давлением с пневмоцилиндром фиксатора пружины. Практически все эти элементы выпускаются серийно. Срабатывание такой системы не более 0,1 с. , что вполне обеспечит откидывание водителя назад, в крайнем случае, уже при деформации машин. Скорость срабатывания такой системы не больше, чем временной отрезок на надувание подушки, а возможно и меньше, т.к. после сдергивания фиксатора с малым ходом, допустим 5 мм, остальные операции осуществляются освобожденной спиральной пружиной. Обратная установка на фиксатор должна производиться двумя, тремя людьми или тросом от движения автомашины.

Таким образом, достигаются все поставленные задачи, которые сформулированы выше, а простота в изготовлении и эксплуатации позволяет использовать техническое решение во всех транспортных средствах, где необходима безопасность при ударе. В большегрузных автомашинах нужно предусмотреть увеличение зазора за спинкой кресла. При этом ремень безопасности следует изготавливать воздухопроницаемым, например, из капроновой сетки.

Наверх