автолебедка для запуска планеров
Классы МПК: | B66D1/00 Канатные, тросовые или цепные лебедочные механизмы; кабестаны B66D3/00 Переносные или подвижные подъемные или буксировочные устройства B64C31/02 планеры, например планеры-парители |
Автор(ы): | Вьюгов В.К., Вьюгов К.В., Вьюгов О.В., Морилов А.А., Удальчиков С.А., Грехов Ю.А. |
Патентообладатель(и): | Дворец творчества детей и юношества Министерство образования РФ |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-01-09 публикация патента:
10.02.1999 |
Автолебедка относится к устройствам для запуска планеров и содержит челнок, соединяемый с концами троса. Челнок снабжен механизмом раскрутки троса, имеющим скобы для крепления к ним поводка для планера. Автолебедка имеет также приводной и ведомый барабаны для троса, направляющие ролики, блоки для укладки в их ручьи троса и натяжное устройство для этого троса, при этом приводной барабан выполнен с ребордами, а ведомый барабан - с ручьями для троса, причем барабаны расположены консольно. Технический результат заключается в том, что изобретение позволяет быстро развертывать, свертывать и менять схему старта - бесконечным тросом, через блок и напрямую. 16 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16
Формула изобретения
Автолебедка для запуска планеров, содержащая раму, приводной и ведомый барабаны для троса, направляющие ролики, блоки для укладки в их ручьи троса и натяжное устройство для этого троса, отличающаяся тем, что лебедка снабжена челноком, соединенным с концами троса для его возвратно-поступательного перемещения, при этом челнок снабжен механизмом раскрутки троса, имеющим скобы для крепления к ним поводка для планера, приводной барабан выполнен с ребордами, а ведомый барабан - с ручьями для троса, причем упомянутые барабаны расположены консольно.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к планерам, в частности к их запуску (подъему на высоту). В настоящее время для производства полетов на одноместных учебных планерах в юношеских планерных школах (ЮПШ) применяются мотолебедки для запуска дельтапланов (при схеме запуска "напрямую" или "через блок") и автолебедки с бесконечным тросом. В начальной фазе обучения полетам в ЮПШ целесообразно применять автолебедку с бесконечным тросом, где короткий поводок предотвращает возможное взмывание планера по ошибке новичка. Известна автолебедка с бесконечным тросом ПЛМ-6 (журнал Моделист-конструктор N 11, 1975, с. 18), которая содержит раму, ведущий и ведомый барабаны и направляющие ролики. Недостаток этой лебедки заключается в том, что:- лебедка не позволяет запускать планер по схемам "напрямую" и "через блок";
- сплетенный в бесконечный, трос неудобен, увеличивает трудоемкость при развертывании и свертывании старта, кроме того, на тросе возникают скрутки;
- перед каждым полетом планера на тросе нужно закрепить буксировочный замок с поводком, после запуска планера замок с поводком отсоединить от троса и доставить на старт, что затрудняет работу стартового наряда;
- от зажима эксцентриком в месте крепления замка с поводком деформируются пряди троса, т.е. уменьшается прочность троса на разрыв и уменьшается срок службы троса;
- закрепленный на шасси автомобиля механизм лебедки не позволяет использовать автомобиль по его назначению. В планерной школе Лысьвенского Дворца творчества спроектирована, изготовлена и применяется для запуска планеров автолебедка без перечисленных выше недостатков. Задачей, которую решает изобретение, является обеспечение возможности в течение летного дня легко и быстро развертывать и менять схему старта - "бесконечным тросом", "через блок" и "напрямую", доставлять планер на старт лебедкой, увеличить налет за день, облегчить работу стартового наряда и использовать автомобиль с лебедкой по прямому назначению. Решение этой задачи заключается в том, что автолебедка, содержащая раму, приводной и ведомый барабаны для троса, направляющие ролики и блоки для укладки в их ручьи троса и натяжное устройство для этого троса, снабжена челноком, соединяемым с концами троса для его возвратно-поступательного перемещения, при этом челнок снабжен механизмом раскрутки троса, имеющим скобы для крепления к ним поводка для планера, приводной барабан выполнен с ребордами, а ведомый - с ручьями для троса, причем упомянутые барабаны расположены консольно. Благодаря тому что лебедка снабжена челноком, оснащенным механизмом раскрутки троса с возможностью присоединения к нему концов троса и поводка для планера, достаточно разрывной стропой присоединить заплетенные в петли концы троса к кольцам механизма раскрутки троса, чтобы трос стал бесконечным. Разрывная при перегрузке стропа, соединяющая концы троса с механизмом раскрутки троса и поводок планера со скобой механизма раскрутки троса, предотвращает обрыв троса и рывок планера при перегрузке. Челнок позволяет перемещать планер в обоих направлениях, т.е. позволяет доставлять планер на старт лебедкой, что снижает трудоемкость и сокращает время доставки планера на старт, в результате чего увеличивается налет за день. Реборды на приводном барабане дают возможность размещать на нем трос и менять схему запуска планера - "бесконечным тросом", "через блок" и "напрямую", а консольное расположение барабанов и блоков снижает трудоемкость при развертывании, смене и свертывании старта. Натяжное устройство обеспечивает рабочее состояние троса для перемещения челнока. Выполнение блоков с ручьями для троса позволяет фиксировать трос в рабочем положении, а наличие упоров у блоков исключает выскальзывание ненатянутого троса из ручья блока. Размещение лебедки в задней части автомобиля позволяет использовать автомобиль по прямому назначению, например для перевозки планеристов и буксировки прицепа с разобранным планером к летному полю и обратно. На фиг. 1 изображена схема работы лебедки при запуске планера "бесконечным тросом" с челноком,
на фиг. 2 - разводка троса по барабанам лебедки фиг. 1,
на фиг. 3 - схема работы лебедки при запуске планера "через блок",
на фиг. 4 - схема работы лебедки при запуске планера "напрямую",
на фиг. 5 - схема разводки троса по барабанам лебедки фиг. 3 и фиг. 4,
на фиг. 6 изображена лебедка, общий вид,
на фиг. 7 - сечение А-А фиг. 6,
на фиг. 8 изображен челнок,
на фиг. 9 - вид Б фиг. 8,
на фиг. 10 - сечение В-В фиг. 9,
на фиг. 11 изображен блок,
на фиг. 12 - сечение Г-Г фиг. 11,
на фиг. 13 изображена гильотина,
на фиг. 14 - вид Д фиг. 13,
на фиг. 15 изображен поводок,
на фиг. 16 изображена схема доставки планера на старт фиг. 1. Автолебедка для запуска планеров состоит из лебедки 1, смонтированной в задней части автомобиля 2 (например УАЗ), троса 3, челнока 4 с поводком 5, блоков 6 (поворотного и оттяжного) и натяжного устройства 7. Лебедка содержит сварную раму 8, приводной барабан 9, ведомый барабан 10, верхние и нижние направляющие ролики 11 и гильотину 12. Приводной барабан 9 - сварной, с ребордами, закреплен на валу 13. Ведомый барабан 10 - сварной, с ручьями (канавками), закреплен на валу 14. Валы 13 и 14 смонтированы с возможностью вращения в подшипниках 15. Вал 13 снабжен фланцем 16, к которому возможно присоединение карданного вала от коробки передач автомобиля (не показано). На концах троса 3 (например, диаметром 4 мм и длинной 800 м), заплетенных в петли, закреплены кольца 17. Челнок 4 содержит лыжу 18 и механизм раскрутки троса 19. Лыжа снабжена шпильками 20 и бандажом 21. Механизм раскрутки троса содержит валики 22, смонтированные с возможностью вращения в подшипниках 23, и гильзу 24 с крышками 25. На концах валиков 22 закреплены кольца 17 для присоединения к ним обрывной при перегрузке стропой (не показана) концов троса 3. Крышки 25 механизма раскрутки троса 19 челнока 4 снабжены скобами 26 с возможностью присоединения к ним обрывной при перегрузке стропой (не показана) поводка 5. На поводке 5 закреплен вымпел 27, на концах поводка закреплены кольца 17. Блок 6 (поворотный и оттяжной) содержит державку 28 с петлей 29, ось 30 с подшипниками 31 и площадку 32 с упорами 33. Блок 6 смонтирован с возможностью вращения на конце оси 30, другой конец которой закреплен на державке 28, причем нижняя част блока для исключения возможности попадания троса под блок утоплена в выборку площадки 32. Упоры 33 предназначены для исключения возможности выскальзывания ненатянутого троса из ручья блока. Натяжное устройство 7 представляет собой полиспаст. Подготовка лебедки к работе (развертывание старта) заключается в следующем:
с учетом направления ветра определяется коридор полетов и место установки автолебедки;
коридор обозначается флажками 34, вдоль оси коридора с приводного барабана 9 разматывается трос 3;
к забитому в землю штырю 35 крепится натяжное устройство 7 (распущенный полиспаст), к которому присоединяется петля 29 державки 28 поворотного блока 6;
трос 3 укладывается в ручей блока 6;
по ручьям ведомого 10 и рабочей поверхности приводного 9 барабанов производится разводка троса, после чего концы троса 3 обрывной стропой присоединяются к кольцам 17 механизма раскрутки троса 19 челнока 4;
штырем 36 фиксируется автомобиль от смещения, натяжным устройством 7 производится натяжка троса 3, устанавливается штырь 37, за который зацепляется петля 29 державки 28 оттяжного блока 6. Челнок 4 устанавливается в исходное положение, к способе 26 механизма раскрутки троса 19 челнока 4 обрывной стропой присоединяется кольцо 17 поводка 5. Планер 38 устанавливается на линию старта, планерист занимает место в кабине планера, стартовый наряд занимает свои места, кольцо 17 поводка зацепляется за запускной крюк планера. Работа лебедки. По сигналу руководителя полетов (РП) "взлет" механик лебедки запускает двигатель и включает передачу. Ведущий барабан лебедки 9 и ведомый 10 вращаются, перемещая трос и челнок. Челнок перемещается из точки А до точки Б, буксируя поводком планер. Планер, набрав скорость, взлетает и выполняет полет. При подходе челнока к блоку 6 (т.е. в точке Б) тяга прекращается, кольцо 17 поводка спадает с крюка планера. Планер продолжает свободный полет и приземляется. Для буксировки лебедкой планера на старт планер вручную подкатывается к поводку, кольцо 17 поводка зацепляется за крюк или замок планера (планерист сопровождает планер у крыла), механик лебедки включает "задний ход" и возвращает планер на старт. При безветрии возможен и обратный полет. Смена старта. Для изменения схемы запуска планера, например, на схему "через блок" челнок 4 перемещается в исходное положение (точку А), натяжным устройством полностью ослабляется натяжка троса. Челнок отсоединяется от троса, оба барабана лебедки освобождаются от троса. Направляющие ролики 11 (верхние) с гильотиной 12 устанавливаются против среднего ручья ведомого барабана, через них пропускается трос, на рабочую поверхность приводного барабана вручную наматываются 4-5 оборотов троса. Натяжное устройство 7, штыри 36, 37 и блок 6 (оттяжной) убираются. К свободному концу троса обрывной стропой крепится поводок 5 (с вымпелом). С учетом направления ветра флажками 34 обозначается коридор полетов и линия старта. Рубка троса (в аварийном случае) осуществляется ударом (молотка) по ножу 39 гильотины. Свертывание старта заключается в том, что трос 3 сматывается на приводной барабан 9, штырь 35, блок 6 (поворотный) и флажки 34 убираются и укладываются, натяжное устройство 7, челнок 4 с поводком 5, блок 6 (оттяжной), штыри 36 и 37 устанавливаются в транспортное положение и чехлятся. От фланца 16 отсоединяется вал привода.
Класс B66D1/00 Канатные, тросовые или цепные лебедочные механизмы; кабестаны
Класс B66D3/00 Переносные или подвижные подъемные или буксировочные устройства
Класс B64C31/02 планеры, например планеры-парители