устройство для блокировки откидной спинки сиденья в транспортном средстве

Классы МПК:B60N2/20 с откидной спинкой, например для обеспечения свободного доступа
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "НТЦ АвтоВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-08-24
публикация патента:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сиденьям с откидными спинками. Задачей заявляемого технического решения является упрощение конструкции устройства. Устройство для блокировки спинки сиденья в транспортном средстве содержит основание 1 подушки сиденья 2, закрепленное на салазках 3, прикрепленных к полу 4 транспортного средства, и связанное посредством шарнира 5 с рычагом 6 спинки 7, основание 8 спинки 7, соединенное с рычагом 6 и переведенное в переднее нерабочее положение к рулевому колесу 9 (или к панели приборов), блокировочный элемент 10, имеющий цилиндрический корпус 11 с участком большего диаметра 12 и участком меньшего диаметра 13, втулку 14, вмонтированную в боковую часть 18 основания 1. Блокировочный элемент 10 вставлен участком 13 во втулку 14 и зафиксирован в ней штифтом 23 запирающего устройства, расположенного в корпусе элемента 10 и включающего кроме штифта еще цилиндровый замок 19 и ротор 21. Повышение надежности блокировки спинки сиденья в откинутом вперед нерабочем положении при попытке несанкционированного управления транспортным средством. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Устройство для блокировки откидной спинки сиденья в транспортном средстве, содержащее основание подушки сиденья, шарнирно связанное с рычагом спинки, основание спинки, соединенное с рычагом спинки и переведенное в откинутое переднее нерабочее положение вдоль продольной оси транспортного средства в сторону его передней части, блокировочный механизм, расположенный на боковой части основания подушки и состоящий из блокировочного элемента, взаимодействующего с поверхностью рычага спинки, и запирающего устройства, установленного с возможностью взаимодействия с блокировочным элементом, отличающееся тем, что оно снабжено корпусом блокировочного элемента, выполненным в виде полого цилиндра, состоящего из участков с меньшим и большим внешними диаметрами, на боковой части основания подушки выполнено сквозное отверстие с гнездом для размещения в нем с возможностью свободного поворота корпуса блокировочного элемента, выполненного съемным и установленного в указанном гнезде с возможностью фиксации запирающим устройством.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что указанное гнездо выполнено в виде втулки, неразъемно вмонтированной в сквозное отверстие боковой части основания подушки сиденья.

3. Устройство по п.1 или 3, отличающееся тем, что запирающее устройство состоит из цилиндрового замка, взаимодействующего с ротором, с которым шарнирно связан штифт, расположенный в направляющем отверстии, выполненном в участке боковой цилиндрической поверхности с меньшим диаметром корпуса блокировочного элемента, с возможностью выхода из него и контакта с торцом указанной втулки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сиденьям с откидными спинками.

Известно блокируемое сиденье для моторного транспортного средства, заявка Великобритании N 2245824, B 60 N 2/20, публикация 15.01.92 (аналог), содержащее подушку сиденья, закрепленную на салазках с возможностью перемещения вперед и назад, спинку сиденья, с возможностью поворота ее вперед относительно подушки и панели приборов, тягу, шарнирно связанную одним концом с подушкой сиденья, а другим концом с блокировочным механизмом, расположенным на боковой поверхности спинки.

Недостатками данного технического решения являются: сложность конструкции; ненадежность, из-за недостаточно жесткой связи между блокировочным механизмом и подушкой сиденья.

Известно устройство для блокировки откидной спинки сиденья в транспортном средстве, заявка ФРГ N 3732739, B 60 N 1/02, публикация 06.04.89 (прототип), содержащее основание подушки, основание спинки, связанное с рычагом спинки, блокировочный узел, установленный на основании подушки сиденья и содержащий блокировочный элемент, входящий снизу в зацепление с рычагом спинки и блокирующий спинку в откинутом вперед нерабочем положении, фиксатор, фиксирующий блокировочный элемент в этом положении.

Недостатками такого устройства являются: сложность конструкции, за счет необходимости взаимного сопряжения достаточно большого количества кинематически связанных элементов; недостаточная надежность блокировки спинки, из-за легкодоступности к узлу блокировки и отсутствия в нем элементов секрета.

Задачей заявляемого технического решения является упрощение конструкции устройства и повышение надежности блокировки спинки сиденья в откинутом вперед нерабочем положении при попытке несанкционированного управления транспортным средством.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в устройстве, содержащем основание подушки сиденья, шарнирно связанное с рычагом спинки, основание спинки, соединенное с рычагом спинки и переведенное в откинутое переднее нерабочее положение вдоль продольной оси транспортного средства в сторону его передней части, блокировочный механизм, расположенный на боковой части основания подушки и состоящий из блокировочного элемента, взаимодействующего с поверхностью рычага спинки, и запирающего устройства, установленного с возможностью взаимодействия с блокировочным элементом, согласно изобретению, оно снабжено корпусом блокировочного элемента, выполненным в виде полого цилиндра, состоящего из участков с меньшим и большим внешними диаметрами, на боковой части основания подушки выполнено сквозное отверстие с гнездом для размещения в нем с возможностью свободного поворота корпуса блокировочного элемента, выполненного съемным и установленного в указанном гнезде с возможностью фиксации запирающим устройством.

Указанное гнездо выполнено в виде втулки, неразъемно вмонтированной в сквозное отверстие боковой части основания подушки сиденья.

Запирающее устройство размещено в корпусе блокировочного элемента и состоит из цилиндрового замка, взаимодействующего с ротором, с которым шарнирно связан штифт, расположенный в направляющем отверстии, выполненном в участке боковой цилиндрической поверхности с меньшим диаметром корпуса блокировочного элемента, с возможностью выхода из него и контакта с торцем указанной втулки.

Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предлагаемое решение имеет признаки, отсутствующие в известных решениях, а их использование в заявляемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Сущность изобретения поясняется на чертежах:

фиг. 1. - сиденье с откидной спинкой и устройством блокировки (вид сбоку);

фиг. 2. - сечение А-А по Фиг. 1.;

Устройство для блокировки спинки сиденья в транспортном средстве содержит: основание 1 подушки сиденья 2, закрепленное на салазках 3, прикрепленных к полу 4 транспортного средства, и связанное посредством шарнира 5 с рычагом 6 спинки 7, основание 8 спинки 7, соединенное с рычагом 6 и переведенное в переднее нерабочее положение к рулевому колесу 9 (или панели приборов, в случае блокировки спинки переднего пассажирского сиденья - на фигурах не показано), блокировочный элемент 10, имеющий цилиндрический корпус 11, состоящий из участка с большим диаметром 12 и участка с меньшим диаметром 13 и вставленный последним участком в гнездо, выполненное в виде сквозной втулки 14, имеющей торец 15, которая вставлена до упора своим буртиком 16 в сквозное отверстие 17 боковой части 18 основания 1 подушки сиденья 2 и приварена к ней сварным швом L.

В корпусе 11 блокировочного элемента 10 размещено запирающее устройство, состоящее из закрепленного цилиндрового замка 19, соединенного своим хвостовиком 20 с ротором 21, к которому шарниром 22 крепится штифт 23. На участке с меньшим диаметром 13 корпуса 11 блокировочного элемента 10 выполнено перпендикулярное к его продольной оси направляющее отверстие 24, в котором расположен штифт 23.

Цилиндровый замок 19 имеет соответствующий ключ 25. Устройство работает следующим образом. При постановке транспортного средства на стоянку водительское сиденье сдвигается относительно передней части транспортного средства на салазках 3 в крайнее заднее положение, а спинка 7 переводится в откинутое переднее положение, т. е. к рулевому колесу 9 (или к панели приборов, если это переднее пассажирское сиденье). Затем в сквозную втулку 14, открывающуюся полностью для свободного доступа, за счет перемещения рычага 6 спинки 7, вставляется блокировочный элемент 10 своим участком с меньшим диаметром 13. После, придерживая корпус 11 блокировочного элемента 10 одной рукой, другой рукой вставляется ключ 25 в цилиндрический замок 19 блокировочного элемента 10 и поворачивается в замке 19 в сторону " запертого " положения. В этот момент происходит следующее: при повороте ключа 25 рабочая часть механизма замка - хвостовик 20 поворачивает ротор 21, который воздействием через шарнир 22 выдвигает штифт 23 из направляющего отверстия 24, тем самым заводя его своей боковой поверхностью в контакт с торцем 15 сквозной втулки 14. Затем, выниманием ключа 25 из цилиндрического замка 19 блокировочного элемента 10, происходит запирание замка 19, т.е. предотвращается свободный поворот механизма замка 19 относительно корпуса 11 блокировочного элемента 10, а следовательно, и исключается произвольное задвижение штифта 23 в корпус 10, причем корпус 11 самого блокировочного элемента 10 может свободно вращаться в сквозной втулке 14, оставаясь одновременно зафиксированным в ней.

В результате установки и фиксации блокировочного элемента 10 в сквозной втулке 14 происходит блокировка основания 8 спинки 7 относительно основания 1 подушки 2 сиденья в переднем нерабочем положении (когда спинка 7 откинута к рулевому колесу или когда спинка откинута к панели приборов - в случае блокировки переднего пассажирского сиденья), так как рычаг 6 спинки 7 упирается нижней своей частью в участок с большим диаметром 12 корпуса 11 блокировочного элемента 10, т.е. он лишен возможности поворота. Тем самым предотвращается несанкционированный доступ к органам управления транспортным средством (или еще больше затрудняется доступ к органам управления - в случае блокировки еще и переднего пассажирского сиденья).

В сравнении с базовым объектом (см. прототип) предлагаемое решение имеет следующие преимущества:

- упрощение конструкции,

- повышение удобства в эксплуатации,

- повышение надежности при несанкционированной попытке разблокировки спинки сиденья относительно основания сиденья.

Класс B60N2/20 с откидной спинкой, например для обеспечения свободного доступа

сиденье транспортного средства и способ задания жесткости для сиденья транспортного средства -  патент 2529057 (27.09.2014)
система арматуры для сиденья транспортного средства -  патент 2509003 (10.03.2014)
система сидений с багажной полкой -  патент 2500552 (10.12.2013)
сиденье автомобиля с фиксирующейся откидной частью спинки и система сиденья с таким сиденьем -  патент 2500551 (10.12.2013)
противоугонное устройство, приспособленное к сиденью транспортного средства -  патент 2489279 (10.08.2013)
автомобильное сиденье -  патент 2483951 (10.06.2013)
система сиденья с двумя сиденьями транспортного средства в одном ряду сидений -  патент 2478491 (10.04.2013)
устройство для удержания в разблокированном положении шарнира регулируемого кресла транспортного средства -  патент 2459720 (27.08.2012)
сиденье для пассажиров железнодорожного транспортного средства -  патент 2265537 (10.12.2005)
Наверх