устройство для тренировки велосипедистов

Классы МПК:A63B69/16 для велосипедного спорта 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова
Приоритеты:
подача заявки:
1998-06-17
публикация патента:

Устройство предназначено для совершенствования управления телом велосипедистов и позволяет повысить эффективность тренировочного процесса. Дорожка выполнена в виде бесконечной ленты трекбанна. Средство изменения рельефа дорожки электрически связано с пультом управления и выполнено в виде ролике. Ролик смонтирован в вертикальных опорах и установлен перед трекбанном с возможностью перемещения вдоль дорожки над поверхностью ленты. Велосипед установлен на дорожке посредством траверсы с вертикальными отвесами. Траверса закреплена над дорожкой. 8 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Устройство для тренировки велосипедистов, содержащее дорожку в виде бесконечной ленты, пульт управления, средство изменения рельефа дорожки, электрически связанное с пультом управления, и средство для установки велосипеда на дорожке посредством вертикальных отвесов, отличающееся тем, что дорожка выполнена в виде бесконечной ленты трекбанна, средство изменения рельефа дорожки выполнено в виде ролика, смонтированного в вертикальных опорах и установленного перед трекбанном с возможностью перемещения вдоль дорожки, а средство для установки велосипеда на дорожке выполнено в виде снабженной вертикальными отвесами траверсы, закрепленной над дорожкой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вертикальные отвесы средства установки велосипеда на дорожке закреплены по концам траверсы на пружинных подвесках.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что пружинные подвески снабжены регуляторами натяга пружин.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что траверса смонтирована на ходовой тележке, установленной на монорельсе.

5. Устройство по пп.1 и 4, отличающееся тем, что монорельс снабжен по концам стопорами ходовой тележки.

6. Устройство по пп.1 и 4, отличающееся тем, что монорельс выполнен с двутавровым профилем.

7. Устройство по пп.1 и 4, отличающееся тем, что монорельс выполнен с подъемом пути ходовой тележки к концу, соответствующему направлению имитации движения велосипедиста.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено упорным роликом для заднего колеса велосипедиста.

9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено стопором средства изменения рельефа дорожки, смонтированным на раме трекбанна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для совершенствования управлением тела у велосипедистов.

Известны устройства для тренировки велосипедистов с нагрузочными устройствами, позволяющими имитировать различные естественные условия трассы, такие, как подъем в гору, спуск с горы и движение по горизонтальной местности (а. с. СССР N 1147420, МКИ A 63 B 69/16; а.с. СССР N 1180023, МКИ A 63 B 69/16; а. с. СССР N 1547833, МКИ A 63 B 69/16). Однако известные устройства не эффективны для отработки некоторых приемов езды и совершенствования управлением тела.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является устройство для тренировки веломотокроссменов (а.с. СССР N 1621984, МКИ A 63 B 69/18), содержащее установленную на платформе центральную стойку, несущую консоли с вертикальными отвесами, с которыми шарнирно связаны имитаторы транспортных средств, установленные на платформе на кольцевой дорожке в виде бесконечной эластичной ленты. В платформе выполнены отверстия для размещения гидроцилиндров, установленных с возможностью контактирования с эластичной дорожкой, что обеспечивает изменение рельефа дорожки. Гидроцилиндры электрически связаны с пультом управления, что позволяет путем выдвижения различного количества гидроцилиндров моделировать препятствия типа волн. Визуальная оценка изменения рельефа местности позволяет спортсмену вырабатывать навыки управления положением тела, в том числе и совершать прыжки с гребня одной волны на другой. Однако спортсмен не может длительное время проводить тренировки на данном устройстве, так как имитатор транспортного средства движется по замкнутому кругу, радиус которого сравнительно небольшой, и чем больше скорость движения, тем скорее у спортсмена возникает головокружение, а если скорость движения имитатора транспортного средства будет невысокой, то не будет достигаться эффект преодоления препятствий. Устройство не может быть установлено на велосипедной базе из-за своих больших габаритов, а уменьшение габаритов ведет к уменьшению радиуса круга, по которому движется имитатор транспортного средства. Кроме того, устройство не позволяет имитировать технику езды по сложно-пересеченной горной трассе на велосипеде, то есть задавать такие режимы, где тренируется техника педалирования и переключения скоростей, насчитывающих до 24 передач, техника преодоления на больших скоростях естественных препятствий в виде бревен, каменных валунов, небольших ручейков и овражков, встречающихся на трассе соревнований по маутенбайку, включая "даун-хил", составляют сложно-технические участки с различными препятствиями. Одним из компонентов соревновательной деятельности, влияющих на спортивный результат в этом виде гонок, являются прыжки на велосипеде с естественных трамплинов и прыжки через различные препятствия. При этом, чем выше техническое мастерство и координационные способности спортсмена, тем решительнее и смелее его действия при прохождении участков трассы в прыжке на велосипеде. Обучение технике прыжков и ее дальнейшее совершенствование требует круглогодичной подготовки. Однако климатические и погодные условия большинства стран мира, включая Россию, ограничивают возможности подготовки спортсменов в этом виде спорта, включенного в программу Олимпийских игр. Кроме того, обучение технике прыжков на велосипеде в естественных условиях связано с риском получения различных травм, так как сложно организовать страховку спортсмена при выполнении прыжков. Вышеуказанные причины обуславливают актуальность проблемы создания тренажеров, предназначенных для обучения спортсменов прыжкам на велосипеде.

Для этого в устройстве для тренировки велосипедистов, содержащем дорожку в виде бесконечной ленты, пульт управления, средство изменения рельефа дорожки, электрически связанное с пультом управления, средство для установки велосипеда на дорожке посредством вертикальных отвесов, дорожка выполнена в виде бесконечной ленты трекбанна, средство изменения рельефа дорожки выполнено в виде имитирующего препятствие ролика, смонтированного в вертикальных опорах, и установлено перед трекбанном с возможностью перемещения вдоль дорожки над поверхностью ленты трекбанна, а средство для установки велосипеда на дорожке посредством вертикальных отвесов выполнено в виде снабженной вертикальными отвесами траверсы, закрепленной над дорожкой. При этом вертикальные отвесы закреплены по концам траверсы на пружинных подвесках, а траверса смонтирована на ходовой тележке, установленной на монорельсе, закрепленном на верхней горизонтальной опоре. Монорельс снабжен по концам стопорами ходовой тележки и выполнен с двутавровым профилем, и с подъемом пути ходовой тележки к концу, соответствующему направлению имитации движения велосипедиста. На раме трекбанна смонтированы стопор средства изменения рельефа дорожки и упорный ролик для заднего колеса велосипеда.

На фиг. 1 изображено устройство для тренировки велосипедистов - вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид спереди.

Устройство содержит дорожку 1, выполненную в виде бесконечной ленты трекбанна 2 с двигателем 3, пульт управления 4, средство изменения рельефа дорожки, выполненное в виде ролика 5, смонтированного в вертикальных опорах, установленных на тележках 7, кинематически связанных посредством троссоблочной системы 8 с силовым приводом 9 и электрически с пультом управления устройства. На раме трекбанна 2 смонтированы упорный ролик 10 для заднего колеса велосипеда и стопор 11 средства изменения рельефа дорожки. Средство установки велосипеда на дорожке выполнено в виде вертикальных отвесов 12, закрепленных на пружинных подвесках 13 к концам траверсы 14, которая смонтирована на ходовой тележке 15 и установлена на монорельсе 16, закрепленном на верхней горизонтальной опоре 17. Монорельс снабжен по концам стопорами 18 и 19 ходовой тележки. Пружинные подвески снабжены регуляторами натяга пружин 20.

Устройством пользуются следующим образом. Тренировку осуществляют с использованием велосипеда, на котором спортсмен участвует в соревнованиях. Велосипед устанавливают на дорожке 1, выполненной в виде бесконечной ленты трекбанна 2. С пульта управления включается двигатель 3 трекбанна и задается определенная скорость вращения ленты 1. Велосипедист вращением педалей имитирует езду по ровной трассе. При включении с пульта управления 4 привода 9 средства изменения рельефа дорожки 5 оно перемещается к началу дорожки и вдоль нее над поверхностью бегущей ленты 1. При этом спортсмен имеет возможность визуально оценить возникшее препятствие - ролик 5 при его приближении и совершить прыжок на велосипеде при прохождении препятствия - ролика 5 над лентой 1 трекбанна 2, а после совершенного прыжка продолжать имитировать езду по ровной трассе. При совершении прыжка спортсмен с велосипедом движется вперед вместе с траверсой 14 на ходовой тележке 15 по монорельсу 16. Подъем пути ходовой тележки к концу, соответствующему направлению имитации движения велосипедиста, обеспечивает благоприятные условия совершения прыжка и возврат в исходное положение. Возможность регулировки натяга пружин в подвесках 13 обеспечивает индивидуальный подбор условий тренировок.

Таким образом, предлагаемое устройство для тренировки велосипедистов позволяет организовать обучение и тренировку спортсменов прыжкам на велосипеде, моделируя условия трассы с препятствиями. При этом обеспечивается полная безопасность тренировочного процесса. Кроме того, спортсмен обучается прыжкам на своем велосипеде, что также важно для тренировки управлением тела, особенно при преодолении сложно-технических участков трассы.

В качестве средств изменения рельефа дорожки может быть использовано несколько роликов различного сечения, смонтированных в соответствующих вертикальных опорах и установленных перед трекбанном с возможностью последовательного прохождения вдоль дорожки. Это позволит увеличить время проведения безостановочного тренировочного процесса, и тем самым повысить эффективность тренировки за счет приближения условий тренировки к естественным условиям, когда на трассе встречается несколько разных препятствий.

Включение в содержание подготовки велосипедистов специализированных упражнений, выполняемых в условиях моделируемых предлагаемым тренажером, позволит существенно повысить эффективность тренировочного процесса.

Предлагаемое устройство для тренировки велосипедистов имеет простую и технологическую конструкцию, небольшие габариты, что позволяет изготовить и установить его на любой велосипедной базе.

Класс A63B69/16 для велосипедного спорта 

Наверх