автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах
Классы МПК: | E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений |
Автор(ы): | Мухаметдинов Х.К. |
Патентообладатель(и): | Товарищество с ограниченной ответственностью "Научно- производственный центр "Материалы и конструкции для трубопроводов" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-27 публикация патента:
27.03.1999 |
Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов. Автомобильная дорога содержит дорожную одежду, насыпь из минерального грунта и уложенные на основание боковые прослойки из нетканого синтетического материала, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса насыпи и заведен в тело последней. Дорога выполнена с подоткосными траншейными выемками прямоугольного профиля глубиной не менее мощности (толщины) залегания льдогрунта и шириной не менее мощности сезонно-талого грунта и снабжена двумя непрерывными шпунтовыми стенками, которые размещены в выемках и каждая из которых выполнена из набора заполненных минеральным грунтом контейнеров равной толщины и с высотой, равной глубине выемки. Технический результат: повышение надежности дороги. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах, содержащая несущую дорожную одежду насыпь из минерального грунта и уложенные на основание боковые прослойки из нетканого синтетического материала, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса насыпи и заведен в тело последней, отличающаяся тем, что дорога выполнена с подоткосными траншейными выемками прямоугольного профиля глубиной не менее мощности (толщины) слоя льдогрунта и шириной не менее мощности сезонно-талого грунта и снабжена двумя непрерывными шпунтовыми стенками, которые размещены в выемках и каждая из которых выполнена из набора заполненных минеральным грунтом контейнеров равной толщины и с высотой, равной глубине выемки. 2. Дорога по п.1, отличающаяся тем, что выемки выполнены равной ширины. 3. Дорога по п.1, отличающаяся тем, что одна из выемок выполнена увеличенной ширины, а шпунтовая стенка в ней размещена со стороны тела насыпи, при этом свободная внешняя полость выемки заполнена непросадочным грунтом, а одна из прослоек имеет относительное удлинение по основе и утку 80 - 150% и ее средняя часть уложена на гребне шпунтовой стенки, боковых стенках, дне и берме свободной внешней полости увеличенной по ширине выемки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов. Известны автомобильные дороги на вечномерзлом грунте. Наиболее близким аналогом к изобретению является автомобильная дорога на вечномерзлом грунте, содержащая несущую дорожную одежду насыпь из минерального грунта и уложенные на основание боковые прослойки из нетканого синтетического материала, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса и заведен в тело последней (см. А.С. Полуновский. Применение нетканых синтетических материалов при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах. М., Оргтрансстрой, 1979, с.17-18, рис. 2, 3). Недостатком известного технического решения, характеризующегося малой материалоемкостью, является неспособность обеспечить условия для надежной эксплуатации дороги в летнее время из-за отсутствия средств для предохранения откосов насыпи и в целом дороги от проседания при оттаивании сезонно-мерзлого грунта основания. Решаемой задачей изобретения является, повышение эксплуатационной надежности дороги за счет обеспечения защиты откосов ее насыпи от проседания при оттаивании сезонно-мерзлого грунта основания в летнее время. Для решения указанной задачи, автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах, содержащая несущую дорожную одежду насыпь из минерального грунта и уложенные на основания боковые прослойки из нетканого синтетического материала, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса насыпи и заведен в тело последней, выполнена с подоткосными траншейными выемками прямоугольного профиля не менее мощности (толщины) слоя льдогрунта и шириной не менее мощности сезонно-талого слоя грунта и снабжена двумя непрерывными шпунтовыми стенками, которые размещены в выемках и каждая из которых выполнена из набора заполненных минеральным грунтом контейнеров равной толщины и высотой, равной глубине выемки. Кроме того, выемки выполнены равной ширины. Кроме того, одна из выемок выполнена увеличенной ширины, а шпунтовая стенка в ней размещена со стороны тела насыпи, при этом свободная внешняя полость выемки заполнена непросадочным грунтом, а одна из прослоек имеет относительное удлинение по основе и утку 80-150% и ее средняя часть уложена на гребне шпунтовой стенки, боковых стенках, дне и берме свободной внешней полости увеличенной по ширине выемки. Поскольку оригинальные признаки предложения не присутствуют в указанном и других известных нам источниках информации, предложение не известно из уровня техники и поэтому ново. Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 изображена автомобильная дорога в поперечном разрезе, а на фиг.2 - ее вариант. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит несущую дорожную одежду 1 насыпь 2 из минерального грунта и уложенные на основание боковые прослойки 3 и 4 из нетканого синтетического материала, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса 5 насыпи и заведен в тело последней. Дорога выполнена с подоткосными траншейными выемками 6 и 7 прямоугольного профиля глубиной не менее мощности (толщины) слоя льдогрунта и шириной не менее мощности H сезонно-талого грунта и снабжена двумя непрерывными шпунтовыми стенками 8, которые размещены в выемках и каждая из которых выполнена из набора заполненных минеральным грунтом контейнеров равной толщины и высотой, равной глубине выемки. При этом имеется в виду, что мощность слоя льдогрунта зависит только от геологического строения поверхности основания насыпи и прилегающей территории, т.е. геологически разведана, а мощность H сезонно-талого грунта в основном зависит от продолжительности действия положительных температур воздуха на территории в теплый период года, т.е. имеет усредненное за многолетний период наблюдений значение для каждой территории и определяет границу 9 сезонно-талого грунта в летний период. Технология строительства дороги включает следующие операции:- полосу строительства дороги размечают и под откосами дороги выполняют выемки 6 и 7, удаляя сильнольдистый грунт на всю мощность льдогрунта, при этом внешний контур каждой выемки не должен выходить за контур дороги, а сама выемка должна иметь ширину не менее мощности H сезонно-талого слоя грунта;
- в выемки укладывают заполненные грунтом контейнеры из технической ткани, при этом высота контейнеров не должна быть менее глубины выемок, а толщина слоя - не менее мощности сезонно-талого слоя, при этом контейнеры выкладывают с примыканием к внутренней стенке выемки;
- каждую выемку с уложенным в нее слоем контейнеров перекрывают прослойкой из НСМ, один край которой выходит за пределы выемки в направлении оси дороги, а другой выходит за пределы контура насыпи с возможностью последующего размещения его на части откоса и в теле насыпи;
- для варианта фиг. 2 после укладки в выемку 6 контейнеров незаполненную полость выемки выстилают прослойкой из НСМ, одним краем которой перекрывают заполненный грунтом контейнер и часть поверхности основания под дорогой, а другой край выводят на поверхность за пределы контура дороги с возможностью последующего размещения ее на части откоса и в теле насыпи;
- производят отсыпку насыпи до расчетного уровня, на котором в тело насыпи заводят края прослойки, после чего отсыпают насыпь до проектных отметок (обычно 1,5-2,0 м). Работает автомобильная дорога следующим образом. В результате строительства дороги образуется новая поддорожная граница 11 сезонно-талого грунта в летний период. Это достигается за счет проектирования насыпи, мощность h которой достаточна для защиты сильнольдистого грунта основания в зоне оси дороги от деградации. Под откосами же сильнольдистый грунт, который не может быть защищен от деградации в решении-аналоге, в предлагаемом решении в результате присутствия непросадочного грунта шпунтовых стенок 8 заменен. При атом сечение этого грунта назначено именно из условия защиты сильнольдистого грунта под контейнерами шпунтовых стенок и под насыпью дороги между шпунтовыми стенками от деградации. При возможности образования водотоков вдоль откосов дороги предлагаемое решение (фиг.2) за счет применения непросадочного грунта 10, заключенного в прослойку 3 из НСМ, позволяет исключить размыв сильнольдистого грунта на границе между прослойкой и этим грунтом за счет высокой деформативности НСМ, благодаря которой возможные промоины стенки и дна выемки будут заполняться талым непросадочным грунтом 10. Таким образом, благодаря выполнению дороги с подоткосными траншейными выемками определенной глубины и ширины и оснащению ее двумя непрерывными шпунтовыми стенками, которые размещены в выемках и каждая из которых выполнена из набора заполненных минеральным грунтом контейнеров определенной толщины и высоты, повышена устойчивость в летнее время откосов насыпи и тем самым эксплуатационная надежность дороги.
Класс E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений
автомобильная дорога - патент 2508428 (27.02.2014) | |
дренажная система земляного полотна дороги - патент 2495194 (10.10.2013) | |
способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке - патент 2465387 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог - патент 2465386 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог на мерзлых грунтах - патент 2464372 (20.10.2012) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2453649 (20.06.2012) | |
насыпь на мерзлом грунте - патент 2379405 (20.01.2010) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2378446 (10.01.2010) | |
дорожная конструкция - патент 2368720 (27.09.2009) | |
дорожная конструкция - патент 2368719 (27.09.2009) |