средство, обладающее адаптогенной активностью, и композиция на его основе

Классы МПК:
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью Научно- производственная фирма "Востокфарм"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-02-16
публикация патента:

Изобретения относятся к экспериментальной медицине, в частности к фармакологии средств из растительного сырья, обладающих адаптогенным действием. В качестве средств, расширяющих арсенал средств, обладающих адаптогенной активностью, с широким спектром терапевтического (лечебно-профилактического) действия предложено использовать эхинацею пурпурную и композицию на ее основе, включающую экстракт эхинацеи пурпурной (сухой), пектин и кислоту аскорбиновую (витамин С) при следующем соотношении компонентов, мас. %: экстракт эхинацеи пурпурной (сухой) 15-70; пектин 20-80; кислота аскорбиновая 1-10. Заявляемые изобретения могут быть использованы как лечебные препараты, так и в виде пищевых добавок, повышающих общую неспецифическую сопротивляемость организма при различных кратковременных и длительных экстремальных воздействиях. 2 c.п.ф-лы, 10 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Применение эхинацеи пурпурной Echinacea purpurea (L) Moench в качестве средства, обладающего адаптогенной активностью, содержащая растительное сырье и кислоту аскорбиновую, отличающаяся тем, что в качестве растительного сырья она содержит экстракт эхинацеи пурпурной (сухой) и пектин при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Экстракт эхинацеи пурпурной (сухой) - 15 - 70

Пектин - 20 - 80

Кислота аскорбиновая - 1 - 10

Описание изобретения к патенту

Изобретения относятся к экспериментальной медицине, в частности к фармакологии средств из растительного сырья, обладающих адаптогенным действием.

Из известных средств, обладающих адаптогенной активностью, наиболее близким к заявленному изобретению относится элеутерококк (Бобков Ю.П., Виноградов В. М., Катков В.Ф., Лосев С.С. Фармакологическая коррекция утомления. М: Медицина, 1984, с.59). Элеутерококк произрастает только на Дальнем Востоке (юг Хабаровского края и Сахалина, Приморский край, сопредельные с Приморьем провинции Китая), его природные запасы ежегодно существенно уменьшаются, а размножение и культивация в других климато-географических условиях требуют длительного времени и больших экономических затрат.

Известно использование эхинацеи пурпурной в медицине в качестве иммуностимулятора (заявка ЕВП N 0464298, МКИ5 A 64 K 35/78, опубл. 08.01.92; заявка ФРГ N 3217214, МКИ C 08 B 37/00, A 61 K 35/78, опубл. 10.11.83). Сведений о проявлении эхинацеей пурпурной адаптогенной активности в условиях экстремальных воздействий на организм человека и животных в литературных источниках нет. Кроме того, из опубликованных данных не вытекает с очевидностью, что эхинацея пурпурная должна обладать адаптогенной активностью, проявляемой при действии на организм стресс-факторов химической, физической и биологической природы.

Задачей, поставленной перед изобретением, является расширение арсенала средств растительного происхождения, обладающих адаптогенным действием, повышающим общую сопротивляемость организма.

Поставленная задача решается тем, что в качестве средства, обладающего адаптогенной активностью, предлагается применять эхинацею пурпурную Echinacea purpurea (L.) Moench сем. Asteraceae.

Заявителем впервые обнаружено, что эхинацея пурпурная обладает адаптогенной активностью, т.е. проявляет поливалентное фармакологическое действие: лечебно-профилактическое, повышающее работоспособность, физическую выносливость и общую неспецифическую сопротивляемость организма при различных как кратковременных, так и длительных экстремальных воздействиях. Данный эффект эхинацеи пурпурной не является результатом только иммуномодулирующего действия - одного из проявлений адаптогенной активности, а прежде всего, заключается во влиянии на обмен веществ, ферментативную и гормональную активность, энергообеспечение в организме, в корреляции такого интегрального показателя состояния организма как поведенческие реакции.

Из воздушно-высушенных надземной (листья, стебли) и подземной (корни) частей эхинацеи пурпурной готовили водно-спиртовые 10%-ные настойки на 40%-ном спирте при экспозиции для полной экстракции в течение 10 суток в соотношении 1: 10 (Технология лекарственных форм. М: Медицина, 1991.Т.2. С. 387-388).

Для оценки адаптогенного действия эхинацеи пурпурной были проведены исследования на мышах и крысах с использованием общепринятых экспериментальных методик. Статистическая обработка данных приведена с использованием t-критерия Стьюдента.

Пример 1. Влияние настоек из листьев со стеблями и корней на продолжительность бега мышей по "бесконечному канату" до полного утомления

Мышей-самцов линии СВА массой 25-27 г подвергали физической работе - бегу на установке бесконечный канат до полного утомления. Обе настойки вводили внутрибрюшинно однократно за 1 ч до бега в дозах 1, 5, 10, 25 мл/кг для выявления наиболее эффективной. В каждой группе было по семь мышей. Контрольные животные получали физиологический раствор.

Установлено, что настойка из листьев и стеблей по сравнению с контролем увеличивала продолжительность бега по канату на 40, 52, 25% соответственно, а настойка из корней в тех же условиях физической нагрузки и тех же дозах - на 56, 30, 17% (p<0.05), т.е. оба препарата проявили стимулирующее действие на физическую работоспособность (табл. 1).

Пример 2. Влияние настойки из корней эхинацеи пурпурной на продолжительность принудительного плавания мышей.

Мышей с 5%-ным грузом на хвосте подвергали двойному плаванию с 60-минутным отдыхом между ними. Животным трех групп предварительно в течение 7 суток (ежедневно, однократно) вводили настойку из корня эхинацеи пурпурной в дозах 1, 2, 5 мл/кг.

В табл.2 представлены данные, из которых следует, что настойка из корней достоверно удлиняла продолжительность как первого, так и второго плаваний в каждой из указанных доз при сравнении с контролем. Наряду со стимулирующим действием на работоспособность, можно говорить о повышении выносливости мышей при выполнении физической нагрузки до отказа.

Пример 3. Влияние настойки из корней эхинацеи пурпурной на поведенческие реакции мышей в условиях гипертермии.

Перегревание мышей-самцов осуществляли содержанием в термостате при 40oC в течение 1 ч при доступе воздуха для дыхания. Настойку из корней эхинацеи пурпурной вводили однократно, внутрибрюшинно, за час до гипертермии в дозе 1 мл/кг.

В условиях высокой внешней температуры двигательная активность и физиологические отправления были резко заторможены. Препарат эхинацеи на фоне гипертермии способствовал сохранению поведенческих реакций на уровне нормы, в том числе вертикальную активность, груминг, уринацию, дефекацию (табл.3).

Пример 4. Влияние эхинацеи пурпурной на некоторые показатели метаболизма и функционального состояния крыс в условиях гипертермии.

Крыс-самцов линии Вистар подвергали перегреванию в течение 1 ч при 40oC. Настойку из корней эхинацеи вводили в дозе 1 мл/кг внутрибрюшинно один раз за 1 ч до гипертермии. В условиях перегревания у крыс повышалась ректальная температура, относительная масса надпочечников, уровень кортикостерона в плазме крови, что свидетельствует о значительной стрессированности крыс. В этих условиях пребывания животных увеличивалась необходимость в энергетическом обеспечении, что подтверждается снижением содержания гликогена и активности ферментов углеводного обмена глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г-6-ФДГ) и гексокиназы (ГК) в печени (табл.4).

Настойка из корней эхинацеи пурпурной, не меняя направленности стресс-реакции, достоверно препятствовала подъему ректальной температуры, гипертрофии надпочечников, увеличению уровня кортикостерона в плазме крови, снижению указанных показателей углеводного обмена в печени, что указывает на увеличение общей неспецифической сопротивляемости организма к гипертермии.

Пример 5. Влияние настойки из корней эхинацеи пурпурной на поведенческие реакции мышей при гипотермии.

Мыши содержались в течение 2 ч в камере при 3oC. Настойку эхинацеи пурпурной вводили мышам в дозе 1 мл/кг внутрибрюшинно за 1 ч до гипотермии. После пребывания в условиях холода у мышей увеличивались двигательная активность и физиологические отправления при тестировании в "открытом поле" (в отличие от понижения этих показателей при гипертермии).

Под влиянием эхинацеи пурпурной поведенческие реакции практически не отличались от нормы, что указывает на адаптацию мышей под ее действием к гипотермии. Следует обратить внимание на то, что эхинацея приводит к норме разнонаправленные изменения поведенческих реакций при гино- и гипертермии, в чем проявляется одно из обязательных свойств адаптогенов (табл.5).

Пример 6. Влияние настойки из корней эхинацеи пурпурной на некоторые показатели метаболизма и функционального состояния крыс в условиях гипотермии.

Крысам, содержавшимся в течение 2 ч при 3oC, вводили настойку эхинацеи пурпурной за 1 ч до воздействия холода, внутрибрюшинно, в дозе 1 мл/кг.

Под влиянием эхинацеи изменения, вызванные в печени и функциональном состоянии крыс (исследуемые показатели указаны в примере 4), были менее выражены, чем в контроле, что характерно для адаптогенов (табл. 6).

Пример 7. Влияние настойки эхинацеи пурпурной на метаболизм в печени и функциональное состояние крыс при гипокинезии.

Гипокинезию вызывали содержанием крыс в клетках-пеналах, резко ограничивающих двигательную активность в течение 7 суток. Настойку эхинацеи пурпурной вводили животным внутрибрюшинно ежедневно дважды в сутки в дозе 1 мл/кг. Исследуемые показатели метаболизма те же, что в примерах 4 и 6. В результате семисуточной гипокинезии наблюдались глубокие изменения в углеводном обмене печени, увеличение массы надпочечников и уровня кортикостерона в плазме крови. Отмеченные изменения имеют ту же направленность, что и при гипо- и гипертермии, что подтверждает состояние стресса у крыс.

Эхинацея пурпурная в условиях гипокинезии так же, как в предыдущих примерах, проявила выраженное адаптогенное действие, предупреждая глубокие неблагоприятные сдвиги в организме (табл.7).

Проведенные исследования, представленные в таблицах 1-7, наглядно подтверждают, что эхинацея пурпурная обладает ярко выраженной адаптогенной активностью. Кроме того, в отличие от прототипа, эхинацея пурпурная (североамериканское растение) легко поддается интродукции а различных регионах Европы и Азии и является перспективным лекарственным растением.

Известны композиционные средства, обладающие адаптогенной активностью. Так, например, экстракт, получаемый из композиции трав, включающей корни и корневища девясила высокого, плоды яблони ягодной, плоды кардамона, плоды боярышника, корни имбиря, плоды шиповника, траву тимьяна ползучего, плоды можжевельника обыкновенного и корни солодки голой (п. РФ N 1745256, кл. A 61 K 35/78, опубл. 1992).

Приготовление указанного средства осложнено малой доступностью некоторых составляющих для других регионов, сложностью их интродукции и культивирования, поддержания постоянного химического состава растительного сырья и извлечения необходимых экстрактивных веществ.

Наиболее близкой композицией, проявляющей адаптогенную активность, к заявляемому изобретению по наличию общих существенных признаков следует отнести препарат элтон, включающий экстракт элеутерококка, цветочную пыльцу, витамины E и C (Цыганова А.И. и др. Влияние элтона на физическую работоспособность// Тез. докл. IV Рос. нац. конгресс "Человек и лекарство". М., 1997. С. 183).

Недостатком данной композиции является наличие в ней не растворимого в воде витамина E, который легко подвергается окислению на свету, в результате чего активность всей композиции резко снижается и она может быть использована только свежеприготовленной, что естественно осложняет использование в практике. Кроме того, обладая фармакологической активностью, элтон ограничен в степени эффективности при применении в ряде патологий.

Нижеописанное изобретение, входящее в группу изобретений, как и первое, решает задачу расширения арсенала средств, обладающих адаптогенным действием, используемых при большом числе патологических состояний за счет проявления энергоэкономизирующего, актопротекторного, гепатопротекторного, детоксицирующего и сорбционного действия.

Поставленная задача решается тем, что композиция, обладающая адаптогенной активностью, содержащая биологически активные вещества растительного происхождения и аскорбиновую кислоту (витамин C), в качестве биологически активных веществ растительного происхождения содержит экстракт эхинацеи пурпурной (сухой) и пектин, при следующем соотношении, мас.%

Экстракт эхинацеи пурпурной (сухой) - 15-70

Пектин - 20-80

Кислота аскорбиновая - 1-10

Указанные диапазоны концентраций компонентов заявляемой композиции охватывают область, в которой проявляется синергический эффект.

Следует также отметить, что при содержании пектина более 80% в данной композиции начинают отрицательно сказываться его сильные гелеобразующие свойства, что выражается в образовании при набухании пектина плотных, медленно растворимых конгломератов, которые практически не успевают полностью раствориться в желудочно-кишечном тракте по мере продвижения к нему. При этом в пектиновом геле могут удерживаться и, следовательно, теряться для организма заметные количества высокомолекулярных компонентов эхинацеи. Нижние границы содержания аскорбиновой кислоты и пектина соответствуют тому минимуму их присутствия в композиции, при котором еще проявляется синергический эффект.

В качестве пектина, входящего в композицию, могут быть использованы пектины различных растений (яблочный, цитрусовый, свекловичный, из ревеня, амаранта и др.).

Для оценки адаптогенной активности заявляемой композиции были проведены следующие исследования.

Пример 8. Влияние композиции на метаболизм в крови и печени при токсическом гепатите.

У мышей-самцов массой 30-35 г вызывали токсический гепатит введением в течение 7 дней 10%-ного раствора четыреххлористого углерода на оливковом масле в дозе 3 мл/кг внутрижелудочно один раз в сутки, за 1/2 ч до еды.

Лечение гепатита проводили препаратами, содержащими заявляемую композицию при различных соотношениях экстракта эхинацеи пурпурной, пектина и витамина C. Животным вводили три варианта композиции в виде 1, 2%-ного водного раствора в дозе 60 мг/кг в течение 14 дней.

Композиция N 1 содержала 15% сухого экстракта эхинацеи пурпурной, 80% яблочного пектина и 5% витамина C.

Композиция N 2 содержала 44% сухого экстракта эхинацеи пурпурной, 55% яблочного пектина и 1% витамина C.

Композиция N 3 содержала 70% экстракта эхинацеи пурпурной, 20% яблочного пектина, 10% витамина C.

Лечебные действия (адаптогенную активность) оценивали по степени снижения метаболических нарушений в крови и печени мышей, вызванных действием четыреххлористого углерода. Композиция препятствовала повышению уровня общих липидов (ОЛ) в крови и печени (жировой инфильтрации печени), увеличению в крови активности гепатоспецифического фермента аланинаминотрансферазы (АлТ), снижению содержания гликогена, являющимся субстратом энергообеспечения в организме (табл.8).

В данном исследовании проведена также оценка адаптогенной активности каждого, отдельно взятого компонента композиции.

Из представленных в табл. 8 данных следует, что экстракт эхинацеи (ЭЭ), композиции NN 1, 2, 3 и пектин обладают выраженной биологической активностью (в разной степени), складывающейся из адаптогенного, гиполипидемического, гепатопротективного, антитоксического действия, общего для названных составляющих компонентов, в том числе и из некоторых специфических свойств, присущих отдельно взятому, например, сорбционного действия пектина.

Отдельно следует обратить внимание на отсутствие лечебного (предполагаемого нами для человека) эффекта витамина C. Он введен в композиции, исходя из задачи использовать их в лечении различных патологий у человека, не синтезирующего этот витамин в организме. Крысы и мыши синтезируют витамин C, поэтому введение некоторых его доз не сказывается на метаболизме интактных и больных животных.

При сравнении исследуемых препаратов установлена высокая их фармакологическая активность, в композициях проявился синергизм действия составляющих их ингредиентов. Наиболее эффективной является композиция N 2.

Как следует из данных табл. 8, композиции эхинацеи пурпурной повышают общую неспецифическую сопротивляемость организма, связанную с гиполипидемическим, гепатопротективным, адаптогенным действием.

Пример 9. Влияние композиции на продолжительность принудительного плавания мышей.

Мышей с 5%-ным грузом на хвосте подвергали двойному плаванию с 60-минутным отдыхом между ними. Животным предварительно в течение 7 суток (ежедневно, однократно) вводили 1,2%-ный раствор композиции N 2, полученной согласно примеру 8, в дозе 60 мг/кг.

В табл. 9 представлены данные, из которых следует, что заявляемая композиция достоверно удлиняла продолжительность как первого, так и второго плаваний (44 и 89% соответственно) при сравнении с контрольной группой. Наряду со стимулирующим действием на работоспособность, можно говорить о повышении физической выносливости мышей при выполнении нагрузки до отказа. На основании этих эффектов можно композицию из эхинацеи пурпурной отнести к актопротекторам - стимуляторам работоспособности.

Пример 10. Влияние композиции на метаболизм в печении крови крыс при свинцовой интоксикации.

Свинцовую интоксикацию крыс линии Вистар массой 170-180 г вызывали введением ацетата свинца в дозе 20 мг/кг (в пересчете на свинец), внутрижелудочно, в течение 21 дня, однократно. За 1 ч до введения свинца животные получали внутрижелудочно 1,2%-ный раствор композиции N 2, полученной согласно примеру 8, в дозе 60 мг/кг.

В условиях свинцовой интоксикации метаболизм в организме, в том числе в печени и крови, подвергается существенным изменениям. Специфические показатели поражения печени указаны в табл. 10. Повышение уровня общего билирубина, активности АлТ, уроканиназы в крови свидетельствует о цитолизе (нарушении целостности клеток) в печени, снижение содержания гликогена и повышение общих липидов в печени свидетельствует о нарушении углеводно-липидного баланса, тесно связанного с энергообеспечением организма.

Композиция, полученная согласно изобретению, достоверно препятствовала указанным метаболическим нарушениям в печени и крови, снижая гиперлипидемию и специфическую гиперферментемию, проявляя энергоэкономизирующий эффект.

Эффект действия данной композиции может быть объяснен установленными изложенными исследованиями адаптогенным, гиполипидемическим, детоксикационным, гепатопротекторным, сорбционным действием.

Впервые установлено, что композиция на основе эхинацеи пурпурной, защищаемая настоящим изобретением, обладает актопротекторным при физической нагрузке, гепатопротекторным при интоксикации организма химическими веществами, лечебно-профилактическим адаптогенным действием, повышая общую неспецифическую сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям. Заявляемая композиция может использоваться не только в качестве лечебного препарата, но и как пищевая добавка для профилактики.

Наверх