установка для тушения пожара в пассажирском вагоне
Классы МПК: | A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных |
Автор(ы): | Страхов Г.В., Кондюков П.Н., Сорокин А.А., Яуре В.Г., Ермишкин И.С., Важаев А.З. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-07-22 публикация патента:
20.04.1999 |
Изобретение относится к вспомогательному оборудованию пожаротушения пассажирских вагонов. Оно упрощает конструкцию автономного источника обеспечения напора воды. Для этого установка содержит бак для воды, нагнетающий трубопровод со средством пожаротушения, вводной патрубок с запорным краном и обратным клапаном и автономный источник обеспечения напора воды, включающий резервный бак с выводным патрубком, воздушный и сливной клапаны. Новым является то, что автономный источник выполнен в виде соединенных между собой через вводной и выводной патрубки расходного и резервного баков и электронасоса, расположенных на вагоне последовательно в трех уровнях, образующих расходуемый непрерываемый столб воды, причем на отводе выводного патрубка размещен сливной клапан. Технический результат заключается в создании неприкосновенного запаса воды для пожаротушения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Установка для тушения пожара в пассажирском вагоне, содержащая бак для воды, нагнетающий трубопровод со средством пожаротушения, вводной патрубок с запорным краном и обратным клапаном и автономный источник обеспечения напора воды, включающий воздушный и сливной клапаны, отличающаяся тем, что автономный источник выполнен в виде соединенных между собой через вводной и выводной патрубки бака для воды и резервного бака и электронасоса, расположенных в вагоне последовательно в трех уровнях, образующих расходуемый непрерывный столб воды. 2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что на отводе выводного патрубка размещен сливной клапан.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к вспомогательному оборудованию пожаротушения пассажирских вагонов, дополняющему штатные огнетушители. Известна " Огнетушительная установка для локомотивов" (СССР, авт. св. N 183798, В 61 С 17/00, заявлено 26.01.1965), содержащая пневмогидравлический резервуар с водным раствором, соединненый с напорным трубопроводом, выведенным к средству пожаротушения через гибкий шланг и смеситель, который дополнительно подключен через редукционный клапан и разобщительный кран трубопроводом к воздушной магистрали локомотива. Использование сжатого воздуха из магистрали для работы установки затруднит ее применение на вагоне. Известна "Судовая пожарная водяная система пожаротушения" (СССР, авт. св. N 1126304, A 62 C 35/16, заявлено 18.03.83), включающая пневмогидравлическую емкость, напорный трубопровод, электромеханические краны и средство пожаротушения, подключенное к магистральному трубопроводу. Наличие в данной системе средства регулирования уровня воды, электромеханических кранов, источника сжатого воздуха и дополнительного трубопровода к нему применительно к вагону усложнит систему (см. также авт. св. N 1475688, A 62 C 35/12, заявлено 25.05.87). За прототип принята система автономного водяного пожаротушения в пассажирском вагоне (СССР, авт.св. N 1725927, A 62 C 35/00, заявлено 5.03.90), содержащая водяную систему вагона (5), резервуар (1) с вводной трубкой (2) и выводной трубой (8), вентиль (3), установленный на водной трубе, многоходовой кран (14), трубу (10) со средством пожаротушения и автономный источник (баллон 16) со сжатым воздухом для обеспечения напора воды в трубе (8). Резервуар (1) сообщается с атмосферой трубой (17) через многоходовой кран (14) и патрубок (18). Наличие поплавкового затвора (6), обратного клапана (13), вентиля (7), крана (14), труб (15, 17 и 18), баллона 16 усложняет систему. Кроме того, на вагоне поплавковый клапан не будет работать из-за колебания уровня воды в резервуаре при движении поезда. Данная система требует регулярного контроля за давлением сжатого воздуха в баллоне (16) и периодического пополнения на остановках на основной воздушной магистрали поезда, что связано с неудобствами, особенно в ночное время. Автоматическое поддержание давления воздуха в баллоне (16), о котором говорится в начале описания прототипа, невыполнимо, так как это может привести к большим перепадам давления сжатого воздуха в тормозной магистрали в пути следования и нежелательному торможению поезда в тоннеле, на мосту или в кривой с плохой видимостью, т.е. делает данную установку пожаротушения в этом случае неприемлемой. Задачей предложения является упрощение конструкции установки и обеспечение ее надежности путем гарантированного обеспечения необходимого резерва (объема) воды для пушения очага пожара. Проблема разработки данной установки возникла как результат таких пожаров, когда вагон сгорает, а в его водяной системе остается около тонны неиспользованной воды. До сих пор традиционно разрабатывались установки мощного напора воды в распределительных трубопроводах для того, чтобы _ методом распыления при помощи сплинкерных головок создать среду внутри помещения для подавления очага пожара (см. , например, SU. авт. св. NN 183798, 326924, 902770, 1102615, 1126304, 1475688, 1611350). Чтобы погасить возникший в вагоне пожар, было решено не создавать такой большой напор воды, а воспользоваться имеющимися уровнями расположения бака для воды и резервного бака с водой, дополнив этот напор некоторым приращением давления в напорной магистрали, например до 0,35 ат. Такое добавочное давление в магистрали вполне достигается за счет энергии имеющейся под металлическим основанием пола вагона аккумуляторной батареи. Для этого установка содержит бак для воды, нагнетающий трубопровод со средством пожаротушения, вводной патрубок с запорным краном и обратным клапаном и автономный источник обеспечения напора воды, включающий воздушный и сливной клапаны. Новым в конструкции является то, что автономный источник выполнен в виде соединенных между собой через вводной и выводной патрубки - бака для воды и резервного бака и электронасоса, расположенных в вагоне последовательно в трех уровнях, образующих расходуемый непрерывный столб воды, причем сливной клапан размещен на отводе выводного патрубка. Технический результат выразится в следующем. Промежуточное расположение резервного бака в столбе жидкости позволяет создать неприкосновенный запас воды для пожаротушения. Этот запас воды обеспечивается естественным ее перетеканием из бака для воды в бак резервный, остающийся заполненным и после расхождения всего объема воды в баке для воды. Наличие же воды в баке для воды в период тушения пожара создаст дополнительный напор в резервном объеме воды за счет разности уровней расположения баков (в прототипе этого нет, т. к. там нет непрерывного столба жидкости в промежутке водная система (5) вагона - резервный бак (1) из-за выполнения последнего пневмогидравлическим. Использование принципа непрерывного столба жидкости в баках в предлагаемой установке позволит избежать использования поплавкового затвора (имеющегося для автоматического поддержания уровня воды в резервном баке как в прототипе, так и в системе по авт. св. СССР N 1126304). Расположение сливного клапана на отводе выводного патрубка упрощает клапан, по сравнению с его включением непосредственно в выводной патрубок, уменьшает расход металла, по сравнению с прототипом, где отвод со сливным клапаном и нагнетающий трубопровод подключены к резервному баку параллельно; параллельность их могла бы привести, в случае такого расположения в нашей установке. К размораживанию нагнетающего трубопровода, пожарный кран которого установлен на пульте управления выше сливного. Прилагаемый чертеж изображает схему установки для тушения пожара в пассажирском вагоне. Установка для тушения пожара содержит установленный внутри вагона как для воды 1, нагнетающий трубопровод 2 со средством пожаротушения, вводной патрубок 3 с запорный краном 4 и обратным клапаном 5, сливной клапан 6, установленный на отводе 7 выводного патрубка 8 и автономный источник обеспечения напора воды, выполненный в виде соединенных между собой через вводной 3 и выводной 8 патрубки - бака для воды 1 и резервного бака 9 и элетронасоса 10, установленных в вагоне последовательно в трех уровнях для создания расходуемого непрерывного столба жидкости при тушении пожара. Воздушный клапан 11 непосредственно установлен на резервном баке 9. Электрический кабель из-под вагона выведен к пульту управления 12 и от пульта управления к электронасосу 10 и заключен в стальную трубу. Ввод кабеля в трубу и вывод загерметизированы от попадания влаги. Средство пожаротушения включает в себя пожарный кран 13, рукав 14 и ствол 15. Оно размещено в нише продольной перегородки. Ниша с пультом управления 12 закрыта со стороны коридора съемной крышкой 16. Установка работает следующим образом. Переливание воды из бака для воды 1 в резервный бак 9 осуществляется при открытых воздушном клапане 11 и запорном кране 4 (пожарный кран 13 и сливной клапан 6 закрыты). Полнота наполнения резервного бака 9 контролируется появлением воды из воздушного клапан 11, который тотчас закрывается. Бак для воды, установленный на потоке вагона, в эксплуатации, как правило, всегда содержит воду и запорный кран 4 открыт, однако попадание при соударениях вагонов воды из резервного бака 9 в бак для воды исключается, благодаря наличию обратного клапана 5. Если очаг пожара в помещении вагона штатным огнетушителем не удалось погасить, из ниши извлекают и разматывают в сторону очага загорания рукав 14, открывают пожарный кран 13, включают при помощи кнопки "автомат" (на пульте управления 12) электронасос 10 и продолжают тушение пожара. При этом напоре воды, создаваемый столбом жидкости 1, 9, 10, дополнительно усиливается электронасосом и подается в трубопровод 2 со средством тушения пожара. Испытания показали, что дополнительное увеличение напора воды всего лишь на 0,35 ат обеспечивает надежное тушение очага загорания в вагоне. При необходимости слива из резервного бака 9 закрывают кран 4, открывают воздушный клапан 11 и сливной клапан 6. Опорожненный резервный бак после открывания его бокового люка очищают от осадка и промывают.Класс A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных