экраноплан
Классы МПК: | B60V1/08 в которых подушка создается за счет скоростного напора во время движения транспортного средства B64C39/08 имеющие несколько крыльев |
Автор(ы): | Сивкин Ю.М., Сухов А.А., Клевцов Г.М., Жуков В.И., Страшинский В.А., Мусатов Р.А. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственная фирма "Амфикон" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-04-15 публикация патента:
27.04.1999 |
Изобретение относится к транспорту и касается проектирования и конструирования экранопланов. Сущность изобретения заключается в том, что у экраноплана, содержащего фюзеляж с верхним и нижним, имеющим боротовые шайбы крыльями, расположенными по схеме биплана, вертикальное и горизонтальное оперение, стартовый и маршевые двигатели и систему управления, верхнее крыло выполнено с удлинением 5. Оно имеет стреловидность по передней кромке, предкрылки и щелевые закрылки. Нижнее крыло выполнено с удлинением 1,5 прямоугольной формы в плане с плоской нижней поверхностью, имеющим закрылки. Бортовые шайбы нижнего крыла выполнены в виде поплавков-скегов. Отстояние верхнего крыла от нижнего превышает по своей величине хорду верхнего крыла. У такого экраноплана стартовый двигатель может быть расположен внутри носовой части фюзеляжа и может быть выполнен с газоотводными каналами-соплами для направления газовых струй под нижнее крыло и формирования стартовой воздушной подушки. Технический результат от реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств экраноплана путем повышения его рентабельности и экономической эффективности. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Экраноплан, содержащий фюзеляж с верхним и нижним, имеющим бортовые шайбы, крыльями, расположенными по схеме биплана, вертикальное и горизонтальное оперение, стартовый и маршевые двигатели и систему управления, отличающийся тем, что верхнее крыло выполнено с удлинением 5, со стреловидностью по передней кромке, с предкрылками и щелевыми закрылками, а нижнее крыло выполнено с удлинением 1,5 прямоугольной формы в плане, с плоской нижней поверхностью с закрылками, а его бортовые шайбы выполнены в виде поплавков-скегов, причем отстояние верхнего крыла от нижнего больше хорды верхнего крыла. 2. Экраноплан по п.1, отличающийся тем, что его стартовый двигатель расположен внутри носовой части фюзеляжа и выполнен с газоотводными каналами-соплами для направления газовых струй под нижнее крыло и формирования стартовой воздушной подушки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспорту и касается проектирования и конструирования экранопланов. Известен экраноплан, содержащий фюзеляж с верхним и нижним, имеющим бортовые шайбы, крыльями, расположенными по схеме биплана, вертикальное и горизонтальное оперение, стартовый и маршевые двигатели и систему управления (DE, 2942882А, МПК B 60 V 1/08, опублик. 07.05.81). Однако, известный экраноплан обладает низкими эксплуатационными качествами. Технический результат от реализации описываемого изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств экраноплана путем повышения его рентабельности и экономической эффективности. Этот технический результат достигается тем, что у экраноплана, содержащего фюзеляж с верхним и нижним, имеющим бортовые шайбы, крыльями, расположенными по схеме биплана, вертикальное и горизонтальное оперение, стартовый и маршевые двигатели и систему управления, согласно изобретению верхнее крыло выполнено с удлинением 5, со стреловидностью по передней кроме, с предкрылками и щелевыми закрылками, а нижнее крыло выполнено с удлинением 1,5 прямоугольной формы в плане, с плоской нижней поверхностью с закрылками, а его бортовые шайбы выполнены в виде поплавков-скегов, причем отстояние верхнего крыла от нижнего больше хорды верхнего крыла. Кроме того, у такого экраноплана целесообразно его стартовый двигатель располагать внутри носовой части фюзеляжа и выполнять с газоотводными каналами-соплами для направления газовых струй под нижнее крыло и формирование стартовой воздушной подушки. Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых:фиг. 1 - боковой вид экраноплана;
фиг. 2 - вид сверху на описываемый экраноплан;
фиг. 3 - то же, вид спереди. Экраноплан содержит фюзеляж 1, верхнее крыло 2 с предкрылками 3 и щелевыми закрылками 4. Верхнее 2 и нижнее 5 крылья расположены по схеме биплана. Нижнее крыло 5 имеет закрылки 6 и бортовые шайбы в виде поплавков-скегов 7. Экраноплан выполнен с вертикальным 8 и горизонтальным 9 оперением. Имеются маршевые двигатели 10 и стартовый двигатель с воздухозаборником 11 (двигатель размещен в носовой части фюзеляжа 1 и имеет газоотводные каналы-сопла для подвода газовых струй через нижние выходные сопла 12 под крыло 5). Крыло 2 выполнено с удлинением 5 и со стреловидностью по передней кромке, а нижнее крыло 5 имеет прямоугольную форму в плане, плоскую нижнюю поверхность и удлинение 1,5. Отстояние крыла 2 от крыла 5 больше хорды крыла 2. Стартовый двигатель, имеющий воздухозаборник 11, находится внутри носовой части фюзеляжа 1. Экраноплан выполнен с системой управления (на чертежах не показана). Эксплуатация экраноплана осуществляется следующим образом. Разбег экраноплана осуществляется против направления действия ветра с небольшими курсовыми углами к фронту волн (20oC) опорной поверхности и начинается переводом двигателей на максимальный режим работы. В начале движения в контакте с водой находятся поплавки-скеги 7, а затем по мере увеличения скорости движения экраноплана под действием набегающего потока воздуха и работы стартового "поддувного" двигателя, получающего воздух по его воздухозаборнику 11, на крыле 5 образуется аэродинамическая подъемная сила, под действием которой экраноплан отрывается от поверхности воды и продолжает полет в крейсерском режиме движения только с работающими двигателями 10. Посадка экраноплана осуществляется на водную поверхность переводом двигателей на режим полетного малого газа при выпущенных закрылках 4 верхнего крыла 2 и закрылках 6 нижнего крыла 5. В случае волнения моря для снижения перегрузок на корпусных конструкциях применяется кратковременный поддув от стартового двигателя в диапазоне скоростей глиссирования v = 140-160 км/ч. Двигатели, агрегаты, механизмы и оборудование (на чертежах не показаны) выбираются из серийных авиационных изделий и обеспечивают заданные режимы эксплуатации. Сопоставляя технико-экономические характеристики разработанного экраноплана с бипланным крылом с известными современными транспортными средствами, можно сделать вывод о том, что отличительные признаки описываемого изобретения в своей совокупности придают экраноплану новые свойства и обеспечивают ему преимущества в техническом, экономическом и экологическом аспектах, а именно в надежности конструкции, функциональной простоте и особенно в рациональной аэродинамической компоновке, обеспечивающей достаточную "привязку" аппарата к экрану за счет нижнего крыла 5, позволяя совершать маневр по скорости для безопасного прохождения узкостей рек, скопления судов, мостов и т.п. Технический облик и внешний вид экраноплана сформирован как принципиально новый вид морского скоростного транспортного средства, неимеющего аналогов ни по внешнему облику, ни по диапазону эксплуатационных характеристик, который определен всепогодностью и круглогодичностью эксплуатации, высоким уровнем надежности и гарантированной безопасностью полетов. Применение экраноплана многообразно, например, для эксплуатации в речных, озерных и прибрежных морских условиях - для быстрой доставки пассажиров, грузов, почвы и т.п. из одного района в другой, а также такие экранопланы найдут применение для смены вахт и т.д. Результаты проведенных исследований и испытаний в аэродинамических трубах на буксируемой модели позволили провести расчетную оптимизацию основных параметров и характеристик систем, агрегатов и оборудования, соответствующих компоновочной схеме и обеспечивающих заданные режимы эксплуатации, доказывающих возможность получения высоких летно-технических характеристик при различных высотах экранного полета.
Класс B60V1/08 в которых подушка создается за счет скоростного напора во время движения транспортного средства
аэроглиссер-амфибия - патент 2508997 (10.03.2014) | |
самолет-амфибия "гадкий утенок" - патент 2474515 (10.02.2013) | |
экраноплан - патент 2471660 (10.01.2013) | |
экраноплан - патент 2466888 (20.11.2012) | |
транспортная система (варианты), экранопоезд и направляющая для нее - патент 2463182 (10.10.2012) | |
аппарат на воздушной подушке с дополнительной аэродинамической поддержкой корпуса - патент 2456185 (20.07.2012) | |
мягкий реданированный поплавок - патент 2442709 (20.02.2012) | |
профилированная нижняя часть мягкого поплавка с поперечным реданом - патент 2442708 (20.02.2012) | |
скоростное судно - патент 2436707 (20.12.2011) | |
судно на подводных крыльях - патент 2434778 (27.11.2011) |
Класс B64C39/08 имеющие несколько крыльев