способ управления судном
Классы МПК: | B63H25/06 управление с помощью рулей |
Автор(ы): | Таланов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Таланов Борис Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-05-19 публикация патента:
27.05.1999 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном. Способ управления судном заключается во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещения их в кормой оконечности судна. Устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром ее масс и выполняют ее выдвижной вниз. Закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением площади плоскости преимущественно на равные части. Достигается увеличение отклонения судна на одном и том же участке длины движения судна.
Формула изобретения
Способ управления судном, заключающийся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещении их в кормовой оконечности судна, отличающийся тем, что устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром его масс и выполняют ее выдвижной вниз, а закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением ее площади преимущественно на равные части.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном. Изобретение может быть использовано на военных судах для маневра в боевой обстановке, а также на гражданских судах при возникновении аварийной ситуации. Известен способ управления судном, заключающийся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещения их в кормовой оконечности судна (см. авт.свид. СССР N 1731683, кл. B 63 H 25/06, публ. 07.05.92). Недостатком известного способа является то, что вращающий момент для осуществления поворота судна прикладывается у кормовой оконечности судна. Такое приложение вращающего момента не позволяет осуществить быстрое изменение курса движения судна, а это приводит к аварии. Техническим результатом изобретения является увеличение углового отклонения судна на одном и том же участке длины движения судна. Он достигается тем, что в способе управления судном, заключающемся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещении их в кормовой оконечности судна, устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром его масс и выполняют ее выдвижной вниз, а закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением ее площади преимущественно на равные части. Вне зависимости от скорости при прочих равных условиях будет меняться радиус поворота, а центральный угол относительно условного центра поворота будет один и тот же с незначительными отклонениями из-за гидравлического сопротивления судна. Это объясняется тем, что этот угол будет определяться отношением сил движущих и отклоняющей, которые зависят только от квадрата скорости движения, которая сократится в отношении. Сама же сила приложена у кормовой части судна и далеко от центра масс, что и определяет медленный разворот, в особенности при малой скорости. Это приводит к значительному временному отрезку на осуществление маневра и возможности пересечения курса с объектом столкновения. При размещении плоскости рулевого управления между центром масс и носовой оконечностью получим благоприятное приложение сил для осуществления поворота. Действительно, "толкающая" сила от двигателя будет приложена по оси судна на задней кормовой части его, а сила от взаимодействия с водной набегающей массой будет приложена перед центром масс, что позволит увеличить момент относительно центра масс из-за уменьшения плеча приложения силы. Рулевое управление у кормовой оконечности может остаться, чтобы осуществлять обычный маневр, который не требует его ускорения. Плоскость выполняется выдвижной между центром масс и носовой оконечностью, чтобы не снижать проходимость на мелководье. При необходимости быстрого ускоренного поворота, когда на пути возникает неожиданное препятствие, разворачивают обе плоскости, получают удвоенный (по крайне мере) момент разворота и быструю смену курса. Крепление дополнительной плоскости с разделением ее площади поровну связано с тем, чтобы устранить момент на валу поворота пластины и получить большую подвижность его в угловом направлении.Класс B63H25/06 управление с помощью рулей