система аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета
Классы МПК: | B64C1/32 отделяемые элементы фюзеляжа, облегчающие эвакуацию при аварии |
Автор(ы): | Карасев В.В. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-10-22 публикация патента:
27.05.1999 |
Система аварийного сброса фонаря используется в авиационной технике и позволяет сдвинуть фонарь в продольной плоскости и сбросить его вверх под углом к продольной плоскости. Система имеет фиксаторы фонаря в рабочем положении, силовой привод в виде цилиндра, механизм стопорения с качалкой, контактно взаимодействующей с силовым цилиндром, посредством тяги взаимосвязанный с управляющим рычагом. Управляющий рычаг посредством шаровой головки взаимодействует с опорной площадкой фонаря. На нижнем конце управляющего рычага расположен захват, взаимодействующий с опорным сектором фюзеляжа. Система снабжена направляющим механизмом в виде телескопических штанг с фиксаторами. Передние концы телескопических штанг закреплены на фонаре, а задние посредством разъемных шарниров связаны с наклонными осями. Этим обеспечивается исключение столкновения фонаря с креслом пилота при его катапультировании, что повышает его безопасность. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Система аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета, содержащая устройство продольного перемещения фонаря, фиксаторы фонаря в рабочем положении и силовой привод сброса фонаря, отличающаяся тем, что устройство продольного перемещения фонаря выполнено в виде рычажного механизма стопорения фонаря с качалкой, контактно взаимодействующей с силовым цилиндром, посредством тяги соединенного с управляющим рычагом, имеющим на верхнем конце шаровую головку, взаимодействующую с опорной площадкой, расположенной на фонаре, а на нижнем конце - разъемный захват, взаимодействующий с опорным сектором, расположенным на фюзеляже и выполненный с возможностью выхода из зацепления с ним, при этом система снабжена направляющим механизмом, смонтированным в хвостовой части фонаря и выполненным в виде телескопических рычагов с фиксаторами, одни концы которых жестко соединены с фонарем, а другие посредством разъемных шарниров связаны с осями поворота фонаря относительно фюзеляжа с возможностью выхода из зацепления с ним при достижении заданного угла поворота фонаря, причем оси поворота расположены под углом в продольном и поперечном направлениях относительно оси симметрии фюзеляжа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники и касается системы аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета. Известны системы аварийного сброса фонаря, содержащие рычаги сброса, узлы крепления фонаря, которые фиксируют фонарь в его радиальном положении и механизм сброса в виде силового привода (1). Недостатком указанной системы является недостаточная безопасность катапультирования пилота из-за возможности столкновения кресла с фонарем. Известна также система аварийного сброса фонаря двухместной кабины самолета, содержащая устройство для выламывания фонаря в виде пластинообразного элемента, подвешенного на шарнирном приспособлении к внутренней поверхности фонаря (2). Недостатком этой системы является низкая безопасность процесса катапультирования из-за возможного травматизма пилота осколками фонаря. Наиболее близким по технической сущности и назначению является система аварийного сброса фонаря (прототип), содержащая устройство продольного перемещения фонаря, фиксаторы фонаря в рабочем положении и силовой провод сброса фонаря (3). Принцип действия этой системы заключается в предварительном сдвиге фонаря в продольной плоскости и последующем сбросе фонаря с одновременным поворотом его в вертикальной плоскости. Недостатком прототипа является недостаточная безопасность катапультирования кресла с пилотом из-за возможности столкновения кресла с фонарем, в связи с их отстрелом в одной плоскости. Предлагаемая система сброса фонаря решает совершенно новую задачу - возможность сдвига фонаря в продольной плоскости с сброс его вверх под углом к продольной плоскости. Таким образом при сбросе фонаря исключается возможность столкновения его с креслом пилота. Поставленная задача решается тем, что в системе аварийного сброса фонаря, содержащей устройство продольного перемещения фонаря, фиксаторы фонаря в рабочем положении и силовой привод сброса фонаря, устройство продольного перемещения фонаря выполнено в виде рычажного механизма стопорения фонаря с выходным рычагом, контактно взаимодействующим с силовым цилиндром и посредством тяги соединенного с управляющим рычагом, имеющим на верхнем конце шаровую головку, взаимодействующую с опорной площадкой фонаря, а на нижнем конце разъемный захват, взаимодействующий с опорным сектором фюзеляжа. При этом система снабжена направляющим механизмом, смонтированным в хвостовой части фонаря и выполненным в виде телескопических штанг с фиксаторами, одни концы которых жестко соединены с фонарем, а другие связаны с осями поворота фонаря относительно фюзеляжа, причем оси повтора расположены под углом в продольном и поперечном направлении относительно оси симметрии фюзеляжа. Таким образом, заявляемая система соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию изобретения "существенные отличия". На чертеже изображен общий вид системы сброса фонаря. Предлагаемая система сброса фонаря двухместной кабины самолета содержит фиксаторы 1 фонаря в рабочем положении, силовой привод в виде цилиндра 2, шток которого контактно взаимодействует с площадкой 3 фонаря. Система снабжена устройством продольного перемещения фонаря, включающим в себя рычажный механизм стопорения 4 с качалкой 5, контактно взаимодействующий с силовым цилиндром 6. Рычажный механизм стопорения 4 посредством тяги 7 взаимосвязан с управляющим рычагом 8. На верхнем конце управляющего рычага 8 закреплена шаровая головка 9, взаимодействующая с опорной площадкой 10 фонаря, а на нижнем конце расположен разъемный захват 11, взаимодействующий с опорным сектором 12, установленным на фюзеляже. Система, кроме того, имеет направляющий механизм, смонтированный в хвостовой части фонаря и выполненный в виде телескопических штанг 13, 14 с фиксаторами 15, 16. Передние концы телескопических штанг жестко закреплены на фонаре, а задние посредством разъемных шарниров 17, 18 связаны с наклонными осями 19, 20 фюзеляжа. При этом оси 19, 20 расположены под углом в продольном и поперечном направлениях к оси симметрии фюзеляжа. Принцип действия системы аварийного сброса фонаря заключается в следующем. Подается давление в силовой цилиндр 6, шток которого, выдвигаясь, воздействует на качалку 5 рычажного механизма стопорения 4. Рычажный механизм стопорения перемещает посредством тяги 7 управляющий рычаг 8 назад. При этом управляющий рычаг 8 посредством шаровой головки 9 упирается в опорную площадку 10 фонаря, сдвигая последний назад. Фиксаторы 1 при этом освобождают фонарь от стопорения на фюзеляже. После перемещения фонаря в продольном направлении захват 11 выходит из зацепления с опорным сектором 12 фюзеляжа, а подвижные звенья телескопических штанг 14 перемещаются в неподвижных звеньях этих рычагов и стопорятся посредством фиксаторов 15, 16. Давление после силового цилиндра 6 подается в цилиндр 2 силового привода сброса фонаря. При этом шток цилиндра 2, выдвигаясь, упирается в площадку 3 фонаря и поворачивает его через телескопические штанги 13, 14 относительно наклонных осей 19, 20 фюзеляжа. При этом фонарь выходит из контакта с управляющим рычагом 8. Фиксаторы 15, 16 удерживают от перемещения подвижные звенья телескопических штанг 13, 14 вперед от центробежных сил, и при этом при достижении заданного угла поворота фонаря телескопические штанги 13, 14 выходят из зацепления с наклонными осями 19, 20. Таким образом, фонарь полностью отсоединяется от фюзеляжа. Источники1. Патент ФРГ N 3513492, кл. B 64 C 1/32, 1986. 2. Патент США N 3880387, кл. 244-121, 1974. 3. Патент Великобритании N 1317258, кл. B 7 G, 1973.
Класс B64C1/32 отделяемые элементы фюзеляжа, облегчающие эвакуацию при аварии