скоростной летательный аппарат с устройством для аварийной посадки на водную поверхность
Классы МПК: | B64C25/56 надувные |
Автор(ы): | Таланов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Таланов Борис Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-04-14 публикация патента:
27.05.1999 |
Изобретение относится к авиации. Оно касается оборудования летательных аппаратов посадочными устройствами для аварийной посадки на водную поверхность, когда полет вынужденно прерывается. Летательный аппарат содержит фюзеляж с отсеками для людей, груза и оборудования, крылья и двигатель, выдвижное шасси и технологические проемы на нижней поверхности фюзеляжа. Устройство для аварийной посадки имеет кинематически соединенные и расположенные преимущественно друг над другом в передней части валы. На нижнем валу расположено полотно с защитной пленкой, свернутые в рулон и закрепленные на указанном валу. Полотно своими краями соединено размещенными по обеим сторонам фюзеляжа тросами со шкивами привода в хвостовой части. На верхнем валу закреплена защитная пленка своим концом. Полотно выполнено с шириной, обеспечивающей возможность перекрытия полотном всех технологических проемов на нижней поверхности фюзеляжа при сопряжении с полотном и размещении летательного аппарата в водной среде в плавучем состоянии. Полотно может выполняться из легкодеформируемого материала под силовым воздействием, например из каландрированного капрона. Поверхность полотна, сопрягаемая с поверхностью фюзеляжа, покрыта клеящим веществом. Технический результат реализации изобретения состоит в повышении эффективности эксплуатации устройства для аварийной посадки летательного аппарата на водную поверхность. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Скоростной летательный аппарат с устройством для аварийной посадки на водную поверхность, включающий фюзеляж с отсеками для людей, груза и оборудования, крылья и двигатель, выдвижное шасси и технологические проемы на нижней поверхности фюзеляжа, отличающийся тем, что устройство для аварийной посадки на водную поверхность имеет кинематически соединенные и расположенные преимущественно друг над другом в передней части валы, при этом на нижнем валу размещено полотно с защитной пленкой, свернутые в рулон и закрепленные на указанном валу, причем полотно своими краями соединено размещенными по обеим сторонам фюзеляжа тросами со шкивами привода в хвостовой части, а на верхнем валу закреплена защитная пленка своим концом, полотно выполнено с шириной, обеспечивающей возможность перекрытия полотном всех технологических проемов на нижней поверхности фюзеляжа при сопряжении с полотном и размещении летательного аппарата в водной среде в плавучем положении. 2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что полотно выполнено из легкодеформируемого материала под силовым воздействием, например из каландрированного капрона, а сопрягаемая с поверхностью фюзеляжа поверхность полотна покрыта клеящим веществом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиации и касается оборудования летательных аппаратов посадочными устройствами для аварийной посадки на водную поверхность, когда вынужденно прерывается полет. Известен скоростной летательный аппарат с устройством для аварийной посадки на водную поверхность, включающий фюзеляж с отсеками для людей, груза и оборудования, крылья и двигатель, выдвижное шасси и технологические проемы на нижней поверхности фюзеляжа (US 4382567 A, МПК: B 64 C 25/56, 10.05.83). Однако такой летательный аппарат имеет малоэффетивное устройство для аварийной его посадки на водную поверхность. Технический результат от реализации описываемого изобретения заключается в повышении эффективности эксплуатации устройства для аварийной посадки летательного аппарата на водную поверхность. Этот технический результат достигается тем, что у скоростного летательного аппарата с устройством для аварийной посадки на водную поверхность, включающего фюзеляж с отсеками для людей, груза и оборудования, крылья и двигатель, выдвижное шасси и технологические проемы на нижней поверхности, согласно изобретению устройство для аварийной посадки на водную поверхность имеет кинематически соединенные и расположенные преимущественно друг над другом в передней части валы, при этом на нижнем валу размещено полотно с защитной пленкой, свернутые в рулон и закрепленные на указанном валу, причем полотно своими краями соединено размещенными по обеим сторонам фюзеляжа тросами со шкивами привода в хвостовой части, а на верхнем валу закреплена защитная пленка своим концом и полотно выполнено с шириной, обеспечивающей возможность перекрытия полотном всех технологических проемов на нижней поверхности фюзеляжа при сопряжении с полотном и размещении летательного аппарата в водной среде в плавучем положении. У такого летательного аппарата полотно может быть выполнено из легкодеформируемого материала под силовым воздействием, например из каландированного капрона, а сопрягаемая с поверхностью фюзеляжа поверхность полотна может быть покрыта клеящим веществом. Изобретение схематически поясняется чертежами, где:- фиг. 1 - боковой вид описываемого летательного аппарата, находящегося в полете;
- фиг. 2 - вид по стрелке A фиг. 1;
- фиг. 3 - кинематическая схема валов с приводом, полотном и защитной пленкой устройства для аварийной посадки летательного аппарата на водную поверхность. Летательный аппарат пассажирского типа содержит фюзеляж 1 с крыльями 2, двигателями 3 и отсеками для людей, груза и оборудования (на чертежах не показаны). На носовой части (передней оконечности) размещены валы 4 и 5 посадочного устройства для аварийной посадки аппарата на водную поверхность. Валы 4 и 5 установлены в подшипниках 6, соединенных между собой стойкой 7 и ременной передачей посредством ремня 8 и двух шкивов 9. Стойка 7 закреплена на фюзеляже 1 (условно не показана). На валу 5 в виде рулона закреплены полотно 10 и защитная пленка 11. Конец пленки 11 закреплен на валу 4, а края полотна 10 соединены тросами 12, которые находятся по разные стороны фюзеляжа 1 и соединены со шкивами 13 привода 14. Валы 4, 5 перед собой имеют обтекатель 15, а ниже валов 4 и 5 расположены склизы 16 для придания начального направления полотну при его движении, т.к. передняя оконечность имеет сложную форму. Полотно 10 соединено с тросами также перемычками 17. Эксплуатация скоростного летательного аппарата в аварийной ситуации осуществляется следующим образом. Сначала при наличии необходимости и возможности сбрасывается груз, а затем включается привод 14 и полотно 10 перемещается по нижней части фюзеляжа 1, перекрывая все технологические проемы с их щелями и неплотностями. При этом защитная пленка 11 наматывается на вал 4, открывая контактирующую поверхность полотна 10. Вал 5 вращается принудительно от полотна 10, а вал 4 вращается от ременной передачи. Необходимо иметь такое передаточное число между шкивами 9 валов 4 и 5, чтобы компенсировалось изменение диаметра, а ременная передачи будет обеспечивать фрикционную связь между валами 4 и 5. После вытяжки всего полотна 10 оно натягивается и этим обеспечивается его прилегание к поверхности фюзеляжа 1. При наличии возможности летательный аппарат осуществляет режим планирования с выводом тормозного парашюта перед контактом с водной поверхностью.