устройство для спасения вертолета
Классы МПК: | B64C27/04 вертолеты |
Автор(ы): | Таланов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Таланов Борис Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-11-11 публикация патента:
27.05.1999 |
Используется в авиации. Устройство для спасения вертолета содержит ракету и парашют, соединенные с летательным аппаратом тросом, проходящим через хвостовую оконечность вертолета. Парашют и ракета соответственно расположены в двух стволах, имеющих общую ось поворота, внутри которой проходит трос, соединяющий парашют и привод, причем центр масс стволов расположен ниже оси поворота, а ствол парашюта выполнен выдвижным с возможностью фиксации в выдвинутом состоянии. Корпус вертолета оснащен двумя штангами, расположенными по обеим его сторонам, штанги снабжены приводом их выдвижения с возможностью фиксации их в выдвинутом положении, причем штанги размещены между центром масс вертолета и лопастями винта. В случае аварии обеспечивается спуск вертолета с малой высоты. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Устройство для спасения вертолета, содержащее ракету и парашют, соединенные с летательным аппаратом, отличающееся тем, что ракета и парашют соединены тросом, проходящим через хвостовую оконечность вертолета с приводом, и соответственно расположены в двух стволах, имеющих общую ось поворота, внутри которой проходит трос, соединяющий парашют и привод, причем центр масс стволов расположен ниже оси поворота, а ствол парашюта выполнен выдвижным с возможностью фиксации в выдвинутом состоянии, корпус вертолета оснащен двумя штангами, расположенными по обеим его сторонам, штанги снабжены приводом их выдвижения с возможностью фиксации их в выдвинутом положении, причем штанги размещены между центром масс вертолета и лопастями винта. 2. Устройство п.1, отличающееся тем, что стволы имеют параллельные оси и расположены перпендикулярно оси поворота. 3. Устройство по. 1, отличающееся тем, что ствол парашюта выполнен телескопическим с выдвижными частями и защелками для фиксации частей в выдвинутом положении.Описание изобретения к патенту
Техническое решение используется в авиации для спасения вертолета, экипажа и груза при возникновении аварийной ситуации на малой высоте при обеспечении мягкой посадки. Известно устройство спасения объекта путем его крепления к парашюту и вывода за летательный аппарат (а.с. N 361554, 07.12.72, кл. B 64 D 17/34). Недостатками устройства можно считать: невозможность использования на низких высотах, т.к. парашют не успеет развернуться и принять рабочее положение; отсутствие регулирования скорости спуска, что не позволяет регулировать ударную нагрузку при касании, нельзя использовать для вертолета, т.к. парашют будет срезан лопастями винта. Известно устройство спасания летательного аппарата скоростного, содержащее соединенные последовательно парашют и ракету, которая создает усилие торможения, соединенные с корпусом тремя тросами, между которыми расположен центр масс летательного аппарата (патент N 3721408, США, 20.03.73, кл. В 64 D 17/38). Недостатками описанного устройства можно считать: невозможность использования на малой высоте, нерегулируемость тормозного усилия спуска, что особенно важно при различной загрузке и малой высоте при аварии, нельзя использовать для вертолета, т.к. лопасти винта перережут парашют. Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно: спуск вертолета с малой высоты (10-12 метров), спуск вертолета при его хаотическом падении, возможность регулирования скорости падения при обеспечении мягкой посадке вне зависимости от степени загрузки вертолета. Технический результат достигается тем, что в устройстве для спасания вертолета, содержащем ракету и парашют, соединенные с летательным аппаратом, ракета и парашют соединены тросом, проходящим через хвостовую оконечность вертолета, с приводом, а парашют и ракета соответственно расположены в двух стволах, имеющих общую ось поворота, внутри которой проходит трос, соединяющий парашют и привод. Центр масс столов расположен ниже оси поворота, а ствол парашюта выполнен выдвижным с возможностью фиксации в выдвинутом состоянии, корпус вертолета оснащен двумя штангами, расположенными по обеим его сторонам, штанги снабжены приводом их выдвижения с возможностью фиксации их в выдвинутом положении, причем штанги размещены между центром масс вертолета и лопастями винта. На фиг. 1 представлен вертолет в исходном положении на посадочной площадке, на фиг. 2 - место I, на фиг. 3 представлен момент касания вертолета при спуске. Вертолет содержит корпус 1 с опорным устройством 2, винт 3 с лопастями, две выдвижные штанги 4 с направляющими 5, с управляемой защелкой 6, приводом 7 штанг 4 в виде пружин, защелкой 8, которая может взаимодействовать с выступом 9 на штанге 4. Передние концы штанг 4 загнуты, а сама штанга 4 может быть выполнена плоской и пружинящей. Штанга 4 в выдвинутом положении (показано пунктиром на фиг. 1) должна выступать за радиус вращения лопастей винта 3. Штанги 4 размещены по обе стороны корпуса 1 выше центра тяжести вертолета. Внутри корпуса 1 размещен привод 10 со шкивом 11 и тросом 12, который проходит через полую поворотную ось 13 на упорном подшипнике 14, расположенную в хвостовой оконечности вертолета. Трос 12 опирается на ролик 15 и соединен с парашютом 16 в стволе 17, который выполнен из двух раздвижных частей 18, 19 с упорами 20 и защелкой 21. Таких раздвижных частей может быть больше. Парашют в части 19 удерживается пружинами 22 и соединен тросом 23 с амортизатором 24 с ракетой 25 ниже ее центра масс, а ее ствол 26 имеет упоры 27, причем центр масс относительно оси 13 смещен вниз, что обеспечивает положение обеих стволов 17, 26 срезами вверх при любом положении корпуса 1 вертолета, а сами стволы 17, 26 соединены между собой. Действует устройство следующим образом:При возникновении аварийной ситуации с потерей управления и хаотическим падением запускается ракета 25 и за трос 23 вытягивает парашют 16, вытягивая верхнюю часть 19 вверх за счет пружин 22 до срабатывания защелки 21 от упора 20. За парашютом 23 вытягивается трос 12 до момента торможения двигателем его 10. Одновременно освобождается защелка 6 и штанги 4 перемещаются в крайнее переднее положение, где фиксируются защелкой 8 за выступ 9. Вертолет занимает положение, как показано на фиг.3, относительно Земли, причем трос 12 проходит через центр масс вертолета к парашюту 16. При приближении к Земле включают привод 10 и начинают втягивать трос 12 с парашютом 16. При этом резко возрастает тормозное усилие т.к. возрастает аэродинамическое сопротивление набегающему потоку воздушной массы за счет увеличения скорости парашюта и можно вообще "зависнуть" при определенной скорости выборки троса 12. Скорость спуска контролируют визуально и меняют скорость выборки троса в зависимости от скорости движения вертолета вниз. Привод 10 лучше иметь в виде турбины с баллоном газа под давлением и регулирующей аппаратурой. Касание сначала произойдет штангами 4 и сразу же снизится усилие от массы вертолета вдвое, как и скорость его приближения к Земле.