способ спасения вертолета
Классы МПК: | B64D17/78 комбинированные с другими устройствами, замедляющими падение грузов |
Автор(ы): | Таланов Б.П. |
Патентообладатель(и): | Таланов Борис Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-10-30 публикация патента:
27.05.1999 |
Используется в авиации. Вертолет спускается с помощью парашюта, выводимого ракетой. Вначале переворачивают вертолет силовым воздействием так, чтобы винт оказался внизу, ракету с парашютом после этого выводят преимущественно вверх, обеспечивая при этом обрыв связи между парашютом и ракетой при натяжении строп парашюта. Силовое воздействие для переворота вертолета осуществляют путем размещения дополнительных ракет по бортам вертолета с различным направлением выхода продуктов сгорания топлива. Запуск ракеты парашюта осуществляют по сигналу гравитационного датчика маятникового типа с успокоителем. В результате во время спуска лопасти не могут задеть стропы парашюта, что позволит обеспечить посадку без ударных нагрузок. 2 з.п.ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ спасения вертолета, включающий спуск вертолета с помощью парашюта, выводимого с помощью ракеты, связанной с парашютом, отличающийся тем, что переворачивают вертолет силовым воздействием так, чтобы винт оказался внизу, ракету с парашютом после этого выводят преимущественно вверх, обеспечивая при этом обрыв связи между парашютом и ракетой при натяжении строп парашюта. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что силовое воздействие для переворота вертолета осуществляют путем размещения дополнительных ракет по бортам вертолета с различным направлением выхода продуктов сгорания топлива. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что запуск ракеты парашюта осуществляют по сигналу гравитационного датчика маятникового типа с успокоителем.Описание изобретения к патенту
Техническое решение относится к спасению вертолета, экипажа и его груза при возникновении аварийной ситуации, когда потеряно управление и начинается хаотическое падение. Известен способ спасения человека путем вывода парашюта с системой крепления человека, наполнение купола воздушной массой и торможением путем взаимодействия аэродинамического купола с набегающим потоком воздушной массы под действием массы человека (а.с. N 361554, 07.12.72, кл. B 64 D 17/34). Основным недостатком можно считать невозможность использования технического решения для спуска вертолета, т.к. сверху он имеет вращающиеся лопасти винта, которые перережут связь с парашютом уже при выведении парашюта. Известен способ спасения летательного аппарата путем выведения вытяжным парашютом ракеты, которую крепят в трех точках вокруг центра масс летательного аппарата, и создают тормозную силу с помощью ракеты (патент США N 3721408, 20.03.73 кл. B 64 D 17/38). Недостатками такого технического решения можно считать следующие: невозможность выведения ракеты через вращающиеся лопасти винта для вертолета или вывода ракеты вверх для скоростного самолета, который потерял управление и, находясь в перевернутом положении, не способен занять исходное положение; чрезмерные перегрузки при начальном воздействии ракеты. Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно: устранение возможности взаимодействия лопастей с системой спасения; устранение чрезмерных силовых воздействий; спасение вертолета на малых высотах; обеспечение посадки на площадку без ударных нагрузок. Поставленная цель достигается тем, что при спуске вертолета с помощью парашюта, выводимого с помощью ракеты, переворачивают вертолет силовым воздействием таким образом, чтобы винт оказался внизу, ракету с парашютом после этого выводят преимущественно вверх, обеспечивая при этом обрыв связи между парашютом и ракетой при натяжении строп парашюта. Силовое воздействие производят с помощью ракет, расположенных по бортам вертолета и имеющих различное направление выхода продуктов сгорания, а запуск ракеты осуществляют по сигналу гравитационного датчика маятникового типа с успокоителем. Пояснения к способу:1. Переворот осуществляют ракетами, которые закрепляют по бортам в разных направлениях выхода отработанных газов. 2. Экипаж при повороте теряет ориентацию и, чтобы осуществлять запуск ракеты парашюта, используют гравитационный датчик типа "маятник" с успокоителем, который с упреждением вырабатывает сигнал на запуск ракеты парашюта. Все осуществляется в короткий промежуток времени: запуск ракеты и выведение парашюта с заполнением его купола воздушной массой - 0,5 с. Это соответствует при свободном падении пролету примерно 0,12 м, с учетом поворота (допустим 5 с), пролет составит 12,5 м при свободном падении. 3. Крепление парашюта может осуществляться одним или тремя тросами с расположением центра масс вертолета между ними. Ракета от рывка при натяжении строп должна оторваться от купола за счет тарированной по нагрузке связи. Кроме этого, приземление на посадочную площадку будет осуществляться без ударной нагрузки, т.к. первичное касание произойдет на лопасти винта, которые обладают гибкостью и способны воспринять ударную нагрузку с амортизацией и смягчением ударной нагрузки на людей и груз. При этом может произойти разрушение части лопастей, что не является критичным для восстановления вертолета после аварии. Таким образом, кроме спуска вертолета, обеспечивается и мягкое приземление на посадочную площадку.
Класс B64D17/78 комбинированные с другими устройствами, замедляющими падение грузов