роторный компрессор кашеварова "ркк-21"
Классы МПК: | F04C2/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом F04C18/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом F01C1/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием |
Автор(ы): | Кашеваров Ю.Б. |
Патентообладатель(и): | Кашеваров Юрий Борисович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-08-27 публикация патента:
27.05.1999 |
Компрессор предназначен для работы совместно с двигателем РДК-21 и других, но может использоваться и самостоятельно для сжатия газов, в том числе воздуха. Компрессор содержит статоры, коромысла, воздуховоды, шаблоны, дверцы и роторы, установленные на общем валу. Камеры всасывания и сжатия разделены дверцами. Втулка каждого ротора установлена с возможностью перемещения относительно вала в направлении гребня вала, а каждый ротор имеет каток с резиновой шиной, установленный с возможностью прокатывания по цилиндрической поверхности статора, причем каток установлен с зазором между поверхностью его шины и поверхностью ротора, перекрытым пластинчатой пружиной ротора. Каждая дверца имеет пластинчатую пружину, расположенную с возможностью скольжения по цилиндрической поверхности ротора, каждое коромысло установлено на оси вращения дверцы в картерной камере с возможностью скольжения концами своих рычагов по цилиндрическим поверхностям шаблона и его выступа. Каждый шаблон имеет противовес и установлен на валу вращения роторов, картерная камера герметична, частично заполнена маслом, смазывающим трущиеся поверхности рычагов и цилиндрические поверхности шаблонов и их выступов, и установлена между двумя статорами. Изобретение обеспечивает повышение производительности и КПД. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Роторный компрессор, содержащий статор, ротор, установленный в нем с образованием камер всасывания и сжатия, воздуховоды, вал вращения ротора, установленный в торцевых стенках статора, отличающийся тем, что снабжен дополнительными статором и ротором, шаблонами, дверцами, коромыслами с рычагами и баллоном для сжатого воздуха, при этом роторы установлены на общем валу, камеры всасывания и сжатия отделены друг от друга дверцей, установленной на оси ее вращения, параллельной образующей цилиндрической поверхности статора, и ротором, установленным на валу, ось вращения которого является геометрической осью цилиндрической поверхности статора, втулка каждого ротора установлена с возможностью перемещения относительно вала в направлении гребня вала, установленного в направляющих ротора, каждый ротор имеет каток с резиновой шиной, установленный с возможностью прокатывания по цилиндрической поверхности статора при вращении ротора, полуоси вращения катка установлены в кронштейнах торцевых стенок ротора, причем каток установлен с зазором между поверхностью его шины и поверхностью ротора, перекрытым пластинчатой пружиной ротора, каждая дверца имеет двойную пластинчатую пружину, расположенную с возможностью скольжения по цилиндрической поверхности ротора при его вращении, каждое коромысло установлено на оси вращения дверцы в картерной камере с возможностью скольжения концами своих рычагов по цилиндрическим поверхностям шаблона и его выступа при вращении шаблона, каждый шаблон имеет противовес, установленный на нем с помощью кронштейна, и установлен на валу вращения роторов, картерная камера герметична, частично заполнена маслом, смазывающим трущиеся поверхности рычагов и цилиндрические поверхности шаблонов и их выступов, и установлена между двумя статорами, баллон сообщен с камерами сжатия через патрубок, перекрытый клапаном, установленным с возможностью управления компьютером по электросигналам, поступающим от подпружиненных электродатчиков давления воздуха, установленных на каждом статоре в камере сжатия в зоне возможного контакта с закрываемой дверцей, между баллоном для сжатого воздуха и корпусом статора установлена камера с холодной проточной водой с возможностью охлаждения сжимаемого воздуха в камере сжатия и сжатого воздуха в баллоне.Описание изобретения к патенту
Роторный компрессор РКК-21 предназначается в комплект роторного двигателя Кашеварова РДК-21 и других РДК, а также взамен компрессоров, использующихся в устройствах, потребляющих сжатый газ, в том числе сжатый воздух. Аналогом и прототипом РКК-21 является пластинчатый ротационный компрессор (БСЭ, второе изд., т. 22, стр. 307, рис. 9). Пластинчатый ротационный компрессор, принятый за прототип, имеет малую удельную производительность, малый КПД, малую степень сжатия (3-5 раз) в одной ступени и для своей работы требует большую и постоянную по величине скорость вращения ротора. Роторный компрессор РКК-21 имеет больший КПД, большую удельную производительность и может работать в широком диапазоне скоростей вращения ротора, соответствующим скоростям вращения рабочего вала роторных ДВС. РКК-21 заявлен с целью не только повысить производительность и КПД компрессоров, но также увеличить удельную мощность и КПД роторных ДВС, в комплект которых он предназначен. Большая удельная производительность РКК-21, чем у прототипа, по объему сжимаемого воздуха до требуемой плотности обусловлена в десятки раз большим объемом камеры сжатия при равном объеме компрессоров. Больший КПД обусловлен меньшими потерями на трение при равной производительности сжатого воздуха до заданной степени сжатия. Устройство и работа РКК-21 поясняется чертежами, где на фиг. 1 дано поперечное сечение РКК-21 (сечение по А-А на фиг. 2) в положении ротора при выпуске сжатого воздуха в баллон; на фиг. 2 - сечение по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение по В-В на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение по Г-Г на фиг. 5 при положении ротора в начале этапа сжатия воздуха; фиг. 5 - сечение по Д-Д на фиг. 4; на фиг. 6 - сечение по Е-Е на фиг. 5. Роторный компрессор РКК-21 имеет статор 1, ротор 2, рабочий вал 3, ось вращения которого является геометрической осью внутренней круговой цилиндрической поверхности статора 1, дверцу 4 с осью вращения 5, на конце которой закреплено коромысло в картерной камере 6, при этом дверца 4 скользит своей двойной пластинчатой пружиной 7 по цилиндрической поверхности ротора 2 в камере сжатия компрессора, а коромысло скользит своими концевыми плоскостями рычагов по цилиндрическим поверхностям шаблона 9 и его выступа 10 в картерной камере 6. Статор 1 имеет входное окно 11 для воздуха в камеру его всасывания 12 и выходной патрубок сжатого воздуха с окном 13, перекрытый клапаном 14, открываемым компьютером при достижении заданного давления воздуха по показаниям электродатчика 15 давления воздуха, установленного в камере сжатия 8 и соединенного с компьютером электропроводом 16. Одновременно подпружиненный электродатчик 15 является контактным датчиком, при касании которого дверцей 4 компьютер закрывает клапан 14. Окно 13 соединяет камеру сжатого воздуха 8 с баллоном 17, из которого сжатый воздух по патрубку 18 поступает потребителю, например РДК-21. Между баллоном 17 и статором 1 образована водяная камера 19, в которую поступает холодная вода под давлением, примерно равным давлению сжатого воздуха в баллоне 17, и охлаждает воздух, сжимаемый в камере сжатия 8 и в баллоне 17. Нагретая вода поступает из камеры 19 в теплообменник РДК-21 под воздействием водяного насоса, повышающего давление воды до 150-200 кг/см2. Ротор 2 имеет каток 20 с резиновой шиной 21, которая прокатывается по внутренней цилиндрической поверхности статора под давлением центробежной силы, возникающей при вращении ротора 2. При этом втулка 22 ротора 2 может перемещаться относительно оси вращения вала 3 на величину зазора 23 между ней и валом 3 в направлении гребня 24 вала 3, находящегося в пазу между направляющими 25 ротора 2. Величина зазора 23 позволяет полностью устранить воздействие центробежной силы вращающегося ротора 2 на вал 3. Момент силы вращения вала 3 передается ротору 2 через гребень 24 вала 3 и направляющие 25 ротора 2. Каток 20 с шиной 21 вращается вокруг полуосей 26, установленных в кронштейнах торцевых стенок 27 ротора 2, с зазором 28 между шиной 21 и ротором 2, перекрытым пластинчатой пружиной 29. Коромысло, установленное на оси 5 в камере 6, имеет большой 30 и малый 31 рычаги, предназначенные для скольжения по цилиндрическим поверхностям соответственно шаблона 9 и его выступа 10. Рычаги 30 и 31 установлены под углом

Класс F04C2/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом
Класс F04C18/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом
роторный компрессор кашеварова "ркк-15" - патент 2120064 (10.10.1998) | |
роторный насос-компрессор с регулируемой производительностью - патент 2027910 (27.01.1995) |
Класс F01C1/46 с лопастями, шарнирно соединенными с внешним элементом
роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания - патент 2478803 (10.04.2013) | ![]() |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2443877 (27.02.2012) | ![]() |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2431751 (20.10.2011) | ![]() |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2411377 (10.02.2011) | ![]() |
поршневой мотор - патент 2386045 (10.04.2010) | ![]() |
роторный двигатель внутреннего сгорания - патент 2383744 (10.03.2010) | |
роторно-лопастной двс - патент 2285803 (20.10.2006) | |
роторный компрессор кашеварова "ркк-15" - патент 2120064 (10.10.1998) | |
роторный двигатель кашеварова рдк-16 - патент 2120043 (10.10.1998) |
Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием