способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора

Классы МПК:G01C19/44 для индикации вертикали 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Рыбаков Вадим Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-12-05
публикация патента:

Способ предназначен для азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы, и позволяет сократить временные затраты при определении направления меридиана трехосным гидростабилизатором без потери точности. В исходном положении при помощи двух горизонтальных акселерометров оси чувствительности двух горизонтальных гироскопов горизонтируют вместе с платформой, на которой они установлены. Ось чувствительности вертикального гироскопа вертикализируют. В режим гирокомпаса платформу переключают путем формирования при помощи датчика момента вертикального гироскопа момента коррекции, пропорционального углу отклонения платформы от плоскости горизонта и дополнительного момента коррекции, пропорционального производной этого угла. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ гидрокомпасирования трехосного гиростабилизатора, заключающийся в том, что в исходном положении при помощи двух горизонтальных акселерометров оси чувствительности двух горизонтальных гироскопов горизонтируют вместе с платформой, на которой они установлены, а ось чувствительности вертикального гироскопа устанавливают в вертикальное положение, затем платформу переключают в режим гирокомпаса путем формирования при помощи датчика момента вертикального гироскопа момента коррекции, пропорционального углу отклонения платформы от плоскости горизонта, отличающийся тем, что, с целью сокращения временных затрат, дополнительно измеряют первую производную угла отклонения платформы от плоскости горизонта и формируют дополнительный момент коррекции, пропорциональный этой производной.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы.

Из литературы известно [1], что режим гирокомпаса трехосновного гиростабилизатора или его гирокомпасирование как процесс может быть реализован при помощи элементов самого гиростабилизатора: акселерометров, гироскопов или командных датчиков угла различными способами.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора [2], заключающийся в том, что в исходном положении при помощи двух горизонтальных акселерометров оси чувствительности двух горизонтальных гироскопов горизонтируют вместе с платформой, на которой они установлены, а ось чувствительности вертикального гироскопа вертикализуют, затем включают режим гирокомпаса, пропорционального углу отклонения платформы от плоскости горизонта, измеренного, например, при помощи акселерометра.

Недостатком этого способа, как и других способов, реализованных в трехстепенных гирокомпасах, следует считать низкое быстродействие, поэтому режим гирокомпасирования занимает достаточно много времени.

Целью настоящего изобретения является сокращение временных затрат при определении направления меридиана трехосным гиростабилизатором без потери точности.

Эта цель достигается тем, что дополнительно измеряют первую производную угла отклонения платформы от плоскости горизонта и формируют дополнительный момент коррекции, пропорциональный этой производной.

Сущность предлагаемого способа гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора может быть показана при помощи принципиальной схемы, которая представлена на чертеже.

В состав ТГС для гирокомпасирования входят: два горизонтальных гироскопа Г2, Г3, один вертикальный гироскоп Г1 и два горизонтальных акселерометра А2, А3, установленных на платформе 1, заключенной при помощи рамок 2 и 3 в карданов подвес с тремя степенями свободы и тремя стабилизирующими электродвигателями СД1, СД2, СД3, которые отрабатывают сигналы рассогласования соответствующих следящих систем [2]. На чертеже угловые рассогласования соответствуют началу процесса гирокомпассирования, а система координат OXnYnZn, связанная с платформой, не совпадает с системой координат OLNспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585, оси которой ориентированы по сторонам света, причем ось ON направлена на север, ось OL направлена по вертикали места, а ось Oспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 направлена на восток. Тогда плоскость NOспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 является плоскостью горизонта, а LON - плоскостью меридиана. Эта CK имеет проекции угловой скорости способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585З суточного вращения Земли: горизонтальную способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585N = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585Зcosспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585г и вертикальную способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585L = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585Зsinспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585в.

Взаимное положение CK OXnYnZn и OLNспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 определяется углами способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315851, способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315852, способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853 поворота платформы, которые имеют место при произвольном состоянии платформы. Указанные углы могут иметь различные значения, поэтому перед гирокомпасированием гиростабилизатора необходимо привести платформу в исходное положение, которое характеризуется тем, что оси чувствительности горизонтальных гироскопов Г2 и Г3 вместе с платформой горизонтируют при помощи следящих систем (см. чертеж). Для этого используют сигналы от окселерометров А2, А3 через усилители коррекции с коэффициентами передачи К2, К3, датчики моментов ДМ2 и ДМ3. Далее сигналы с датчиков угла ДУ2, ДУ3 гироскопов Г2, Г3 через усилители УСС2, УСС3 поступают на стабилизирующие двигателями СД2, СД3, которые поворачивают платформу вместе с гироскопами и акселерометрами к установившимся значениям углов способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315852 = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158520, способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853 = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158530

Вертикальный гироскоп при этом вертикализуется, а его ось чувствительности удерживается в вертикальном положении при помощи следящей системы в составе: датчика угла ДУспособ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315851, усилителя с коэффициентом К1 и далее, как показано на чертеже, по цепочке ДМ1, ДУ1, УСС1 и СД1.

При включении ключа Kn в верхнее положение платформа переходит в режим гирокомпаса, т.е. по сигналу акселерометра А3, пропорционального углу способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853 отклонения платформы от плоскости горизонта и сигналу от формирователя 4 производной способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 которые суммируются в усилителе коррекции, на датчиках момента ДМ1 и ДМ3 формируются моменты коррекции M*K1 и MK3 = K3способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853.

M*К1 = K1(способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853+способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853)+K11(способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853+способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315853), (1)

где способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 соответствует погрешности формирователя способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 Тогда уравнение движения платформы относительно двух осей OYn и OAZn примут вид

способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585

где правые части уравнений аналогичны указанным на стр. 598, но с одним дополнением S11 способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 S11 = K11/H1,

способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585

Математическое моделирование уравнений (2) с учетом равенств (3) показало, что введение производной угла способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 в закон коррекции вертикального гироскопа способствует повышению быстродействия режима гирокомпасирования ТГС.

Степень повышения быстродействия гирокомпасирования зависит от выбора коэффициентов K1, K11, K3.

Действительно, решение уравнений (2) имеет вид

способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585

где способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158510, способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158530 - начальные углы отклонения платформы от плоскости меридиана и горизонта соответственно, способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158512(t), способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158532(t) - частные решения, определяемые правыми частями уравнений (3), h1 = (K3+способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585гK11)/2, способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158521 = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585г(способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585г+K1) - вещественная и мнимая части корней уравнений (2).

Найдено оптимальное соотношение коэффициентов K1, K11, K3, при которых время приведения платформы от начального угла способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 213158510 = 90o к направлению меридиана с погрешностью способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 21315851 = способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 10 угл.мин. составило не более t*пр = 80 сек. В известных гирокомпасах без производной способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 в законе управления вертикальным гироскопом это время составляет tпр = 980 сек, т.е. предлагаемый способ гирокомпасирования имеет повышенное быстродействие, приблизительно в 980/90 способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, патент № 2131585 12 раз, по сравнению с известными, при сохранении той же точности.

Приведенные результаты исследований подтверждают, что заявленная цель изобретения может быть достигнута.

Источники информации

1. Б. И.Назаров и др. Командно-измерительные приборы. МО СССР, 1987, с. 588.

2. Там же. с. 592-605.

3. В.Б.Давыдов и др. Функциональная обработка сигналов в автономных системах навигации и управления подвижными объектами. Приборостроение N 4, 1990, с.37-42.

Класс G01C19/44 для индикации вертикали 

гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра -  патент 2528105 (10.09.2014)
способ определения зенитного угла и азимута скважины и гироскопический инклинометр -  патент 2507392 (20.02.2014)
гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра -  патент 2499224 (20.11.2013)
способ управления индикаторной гироскопической платформой и индикаторная гироскопическая платформа -  патент 2391630 (10.06.2010)
гироскопическая индикаторная платформа -  патент 2366896 (10.09.2009)
гироскопический датчик крена -  патент 2337314 (27.10.2008)
инерциальная платформа -  патент 2329467 (20.07.2008)
способ пуска гироскопа индикаторной гироскопической платформы и гироскопическая индикаторная платформа -  патент 2315264 (20.01.2008)
гироскопический инклинометр и способ определения угловой ориентации скважин -  патент 2282717 (27.08.2006)
способ измерения углов отклонения заданного направления от вертикали и поперечных ускорений посредством гидродинамических гироскопов, способ подвеса чувствительного элемента гидродинамического гироскопа с аксиальным смещением центра масс и способ определения его плавучести -  патент 2269097 (27.01.2006)
Наверх