колесная пара для множества колей

Классы МПК:B61F7/00 Железнодорожные транспортные средства для передвижения по дорогам с различной шириной колеи
B60B35/10 регулируемые для изменения ширины колеи 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Железнодорожный завод - София (BG)
Приоритеты:
подача заявки:
1993-09-06
публикация патента:

Колесная пара для множества колей содержит независимо вращающиеся колеса, смонтированные на гильзах, насаженных на ось с возможностью скольжения. На гильзах выполнены поперечные каналы, а в потолках буксовых коробок - поперечные призмы, размещаемые в поперечных каналах. Положение буксовых коробок определено дистанционным фиксатором. Одна поперечная призма в потолке каждой буксовой коробки расположена между серединой буксы и колесом. Вторая поперечная призма представляет собой дистанционный фиксатор. Фиксатор выполнен как часть буксы и расположен своим концом в выполненной в конце оси прорези. Между дистанционным фиксатором и основной частью буксы расположен П-образный элемент, имеющий направляющие для фиксации гильзы. Между буксой и колесом расположены одна над другой П-образные крышки, верхняя из которых прижата к буксе с помощью пружин. Обеспечивается упрощение монтажа колесной пары и ее эксплуатации. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Колесная пара для множества колей, содержащая независимо вращающиеся колеса, смонтированные на гильзах, насаженных на ось с возможностью скольжения и внешние концы которых расположены в буксовых коробках, причем на гильзах выполнены поперечные каналы, а в потолках буксовых коробок - поперечные призмы, размещаемые в упомянутых каналах, а положение буксовых коробок определено дистанционным фиксатором, отличающаяся тем, что одна поперечная призма в потолке каждой буксовой коробки расположена между серединой буксы и колесом, вторая поперечная призма представляет собой дистанционный фиксатор, выполненный как часть буксы и расположенный своим концом в выполненной в конце оси по меньшей мере одной прорези, причем между дистанционным фиксатором и основной частью буксы расположен П-образный элемент, как неотъемлемая часть фиксатора, при этом П-образный элемент имеет направляющие для фиксации гильзы, а между буксой и колесом расположены одна над другой П-образные крышки, верхняя из которых прижата к буксе с помощью пружин.

2. Колесная пара по п.1, отличающаяся тем, что над П-образным элементом каждой буксы расположены ребра, приваренные к вертикальной планке, закрепленной болтами к торцу оси, причем на верхнем конце вертикальной планки выполнено отверстие, в котором расположен шип, являющийся частью поперечно прикрепленной к раме консоли.

3. Колесная пара по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что П-образные крышки и Z-образным поперечным сечением установлены с возможностью опирания на гильзы полочками.

4. Колесная пара по любому из пп.2 и 3, отличающаяся тем, что высота h1 зацепления призм в каналах меньше расстояния h2 от шипа до верхней кромки отверстия под весом тары, а также расстояния h3 между ребрами и П-образным элементом буксы, а расстояние h2 от шипа до верхней кромки отверстия меньше или приблизительно равно статическому прогибу буксового рессорного первичного подвешивания под весом тары.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к колесной паре для множества колей на железных дорогах, по которым движутся поезда.

Известна колесная пара для расстояний колеи с подвижными колесами, монтированными вращающим образом на гильзе, обхватывающей оба конца оси, которые входят в буксовые коробки, где зафиксированы в поперечном направлении парой призм, закрепленных неподвижно, на одинаковом расстоянии от середины буксы к потолку буксовой коробки так, чтобы призмы входили хотя бы в две пары канатов, образованных гильзой и которые соответствуют числу обслуживаемых колей. При смене колеи некоторые неработающие каналы попадают в сторону от буксы, но там покрываются соответствующими козырьками, литыми вместе с ней, так что эти каналы остаются защищенными от попадания пыли, льда и другой грязи, которые помешали бы правильному входу и установке на зубья в каналах при смене колеи.

Для сохранения определенного расстояния между двумя буксами на одной колесной паре используют дистанционные фиксаторы, представляющие собой короткие поперечные балочки на оси, закрепленные болтами к ней, которые обоими концами входят в вертикальные направляющие буксы.

Описанное решение удовлетворяет требования к обслуживанию нескольких существенно не различающихся между собой колей. При необходимости обслуживания большого числа колей со значительной разницей между ними достигается очень большая длина гильз и осей, которые значительно превышают габариты подвижного состава, особенно на узкой колее.

Кроме того, при необходимости больших поперечных перемещений колес, респективно гильзы доводят до того, что часть каналов не может быть защищена от пыли козырьком буксы.

С другой стороны закрепление дистанционных фиксаторов к оси с помощью ограничивающих болтов требует внимательного и точного монтажа, а также его контроля в эксплуатации для предотвращения расслабления этих болтов.

Задача изобретения - создание колесной пары для множества колей без вышеуказанных недостатков, то есть с относительно короткой осью и гильзой, ввод устройства для надежного покрытия каналов гильзы, когда она значительно выходит в сторону от буксы, а также отказаться от болтового соединения при закреплении дистанционного фиксатора.

Задача решается тем, что колесной паре для множества колей, содержащей независимо вращающиеся колеса, смонтированные на гильзах насаженных на ось с возможностью скольжения и внешние концы которых расположены в буксовых коробках, причем на гильзах выполнены поперечные каналы, а в потолках буксовых коробок - поперечные призмы, размещаемые в упомянутых каналах, а положение буксовых коробок определено дистанционным фиксатором, одна поперечная призма в потолке каждой буксовой коробки расположена между серединой буксы и колесом, вторая поперечная призма представляет собой дистанционный фиксатор, выполненный как часть буксы и расположенный своим концом в выполненной в конце оси по меньшей мере одной прорези, причем между дистанционным фиксатором и основной частью буксы расположен П-образный элемент, как неотъемлемая часть фиксатора, при этом П-образный элемент имеет направляющие для фиксации гильзы, а между буксой и колесом расположены одна над другой П-образные крышки, верхняя из которых прижата к буксе с помощью пружины.

Над П-образным элементом каждой буксы расположены ребра, приваренные к вертикальной планке, закрепление болтами к торцу оси, причем на верхнем конце вертикальной планки выполнено отверстие, в котором расположен шип, являющийся частью поперечно прикрепленной к раме консоли, а П-образные крышки с Z-образным поперечным сечением установлены с возможностью опирания на гильзы полочками.

Кроме того, высота h1 зацепления призм в каналах меньше расстояния h2 от шипа до верхней кромки отверстия под весом тары, а также - расстояния h3 между ребрами и П-образным элементом буксы, а расстояние h2 от шипа до верхней кромки отверстия меньше или приблизительно равно статическому прогибу буксового рессорного первичного подвешивания под весом тары.

Так описанным решением выполняется полностью задача изобретения. Показанное на приложенных чертежах объясняет более понятно конструкцию и способ ее действия:

фиг. 1 представляет собой поперечный разрез колесной пары в положении самой широкой колеи;

фиг. 2 - поперечный разрез колесной пары в положении перестройки на переводном стенде на более узкую колею;

фиг. 3 - полуизображение со стороны тележки, сделанной с колесной парой для множества колей.

Согласно изобретению колесная пара 1 состоит из независимо друг от друга вращающихся колес 2, насаженных на оба конца оси 3 гильзы 4, которые могут скользить по ее длине, а каждое их удлинение со стороны колеса 2 часть 5 входит в коробку 6 буксы 7, расположенной в центре и связанной с ней с помощью поперечной призмы 8 на потолке коробки 6, которая входит в один из множества поперечных каналов 10, оформленных в верхней части гильзы 4, которые по числу соответствуют обслуживаемым колеям.

При этом поперечная призма 8 расположена между серединой буксы 7 и колесом 2. Конечная часть оси 5 выступает и в положении при самой широкой колее независимо от гильзы 4, так как непосредственно до конца гильзы 4 сделан хотя бы еще один поперечный прорез 10, так что в расположенный сверху такой же прорез входит с небольшим зазором специально выступающий в сторону от буксы 2 дистанционный фиксатор 11, при этом между ним и основной частью буксы 7 сделан П-образный элемент 12, с которым каналы 9 гильзы 4, расположенные с двух сторон от ее середины, полностью покрыты. Кроме того, П-образный элемент 12 в горизонтальной плоскости, проходящей через центр оси 3, имеет направляющие 13, позволяющие фиксацию гильзы 4 так, чтобы она оставалась в вертикальной оси буксы 7 как в движении, так и при смене колеи.

Букса 7 со стороны оформлена двумя крыльями 14, на которые ставятся пружины 16 рессорного подвешивания, а снизу механически обработанная поверхность 16, по которой при смене колеи вращаются ролики 17 с гребнем 18, которые принимают вертикальный груз. Букса 7 охвачена буксовыми челюстями, которые фиксируют ее по отношению рамы.

К торцам 21 оси 3 закреплены болтами 22 по одной вертикальной планке 23, которая в верхнем конце имеет отверстие 24, в которое вставлен шип 25, который является частью консоли 26, поперечно расположенной к раме 20 и находящейся на расстоянии h2 от верхней кромки 27 отверстия 24. К планке 23 приварены ребра 28 на расстоянии h3 над П-образным элементом 12 буксы 7.

В пространстве между буксой 7 и колесом 2 расположены три поставленные одна на другую П-образные крышки 29 так, чтобы самая высокая из них 30 упиралась в буксу, потому что прижатые к ней пружины 31, захвачены с одного конца к торцевому листу 32 этого корпуса 30, а с другого - к ушам 33, выступающими со стороны наружного конца гильзы 4. Крышки 29 соединены между собой по длине, благодаря z-образной форме, так что при пользовании устройства в узкой колее, крышки 29 соединяются одна с другой через вертикально расположенные элементы, при этом каналы 9 гильзы 4 остаются покрытыми. Крышки 29 подпираются к гильзам 4 оформленными со стороны полочками 34, так что невозможно их попадание в каналы 9 гильзы 4.

Смена колей производится в движении через переходной стенд 35, расположенный на одном железнодорожном пути. Роликовая дорожка 17, подпирает снизу буксы 7, и в то же время принимает груз на себя, а комплект, состоящий из колеса 2, гильзы 4 и оси 3 передвигается по рельсам с наклоном постепенно вниз, при этом призмы 8 выходят из каналов 9, а так как колеса 2 движутся в стороне по ведущим ульям 37, должны быть принудительно перемещены по скользящим гильзам 4 на ось 3 до положения, соответствующего другой колее. При выходе из переходного стенда с помощью рельс с уклоном колеса 2 поднимаются наверх, при этом призмы 8 попадают в другую пару каналов гильз, а отделяются от роликовой дорожки так, что груз переносится с помощью колес 2 на рельсы, то есть производится окончательная перестройка на другую колею. В данном описанном действии стенда обязательно поддерживается постоянное поперечное расстояние между обеими буксами 7 благодаря тому, что специально оформленные дистанционные фиксаторы 11 букс 7 всегда остаются введены в поперечные прорезы 10, оформленные в концах осей 3, это достигается таким образом, что глубина прореза h4 больше расстояния h3 между приваренными ребрами 28 к вертикальной планке и П-образным элементом буксы.

Замыкающий механизм стенда действует при условии, если высота h1 зацепления призм 8 в каналы 9 меньше расстояния h2 от шипа 25 до верхней кромки отверстия 24 под весом тары, а также расстояние h3 между ребрами 23 и П-образным элементом 12 буксы 7 и если расстояние h2 от шипа 25 до верхней части 27 отверстия 24 меньше или приблизительно равно статичному прогибу буксового рессорного подвешивания 15 под весом тары.

Класс B61F7/00 Железнодорожные транспортные средства для передвижения по дорогам с различной шириной колеи

тележка с поворотными осями для изменяемой колеи и стационарная установка для смены колеи рельсового пути -  патент 2493991 (27.09.2013)
система мониторинга смены стандарта колеи колесной пары -  патент 2492062 (10.09.2013)
корпус подшипника колесной пары для рельсового транспортного средства -  патент 2448010 (20.04.2012)
устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую -  патент 2369503 (10.10.2009)
колесная пара с регулируемой колеей для железнодорожного транспортного средства -  патент 2360815 (10.07.2009)
ведущая тележка рельсового транспортного средства -  патент 2312780 (20.12.2007)
устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую -  патент 2309071 (27.10.2007)
способ перевода железной дороги с одной колеи на другую -  патент 2263733 (10.11.2005)
раздвижная колесная пара -  патент 2222447 (27.01.2004)
устройство для перевода колесных пар с колеи 1520 на 1435 мм -  патент 2221720 (20.01.2004)

Класс B60B35/10 регулируемые для изменения ширины колеи 

Наверх