устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов
Классы МПК: | F02C7/05 со средствами для избежания попадания объектов или частиц, способных нанести повреждение B64D33/02 заборников первичного воздуха |
Автор(ы): | Пахомов С.В., Ланщаков М.В. |
Патентообладатель(и): | Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-03-30 публикация патента:
20.06.1999 |
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную верхнюю панель воздухозаборника и подвижную нижнюю панель воздухозаборника. Подвижная верхняя панель воздухозаборника имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении. Поступательное горизонтальное перемещение b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника составляет
Длина lв верхней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
Подвижная нижняя панель воздухозаборника имеет возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o. Длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
Такое выполнение устройства позволяет уменьшить вероятность образования срывных явлений с передней кромки нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Длина lв верхней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
Подвижная нижняя панель воздухозаборника имеет возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o. Длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
Такое выполнение устройства позволяет уменьшить вероятность образования срывных явлений с передней кромки нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе. 2 ил.
Формула изобретения
Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o, отличающееся тем, что длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношениидлина lв верхней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
а поступательное горизонтальное перемещение b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника составляет
.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o (заявка RU 94036260 A1 (Пахомов С.В.), от 27.05.97, стр. 1-2). Недостатком данного устройства является то, что не известны рациональные размеры обоих подвижных панелей и их параметры взаимного расположения на воздухозаборнике для борьбы с вихревым течением потока на его входе. Увеличение размеров обоих подвижных панелей приводит к увеличению веса устройства, а уменьшение их размеров ведет к увеличению вероятности засасывания посторонних предметов вихрем с поверхности аэродрома на входе в воздухозаборник. Кроме того, увеличение размеров подвижной нижней панели приводит при повороте на угол 15 - 20o к возрастанию шарнирного момента в узле крепления за счет увеличения нагрузки от засасываемого воздушного потока, что может привести к поломке узла крепления, а уменьшение ее размеров приводит к увеличению срывных явлений с передней кромки, уменьшая характеристики силовой установки (Нечаев Ю.Р. Теория авиационных двигателей. - М.: Военное издательство МО СССР, 1980, 4.9). Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность образования срывных явлений с передней кромки подвижной нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе, а также обеспечить рациональные весовые параметры подвижных верхней и нижней панелей воздухозаборника. Это достигается путем увеличения высоты H1 отстояния от поверхности аэродрома передней кромки нижней панели воздухозаборника на угол 15 - 20o, причем длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношениии поступательным горизонтальным перемещением b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника, составляющим
причем длина lв верхней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
Отклонение нижней панели осуществляется в шарнире при помощи привода через рычаг-качалку, а перемещение верхней панели - приводом. Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности образования срывных явлений с передней кромки нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе с обеспечением рациональных весовых параметров подвижных верхней и нижней панелей воздухозаборника посредством устройства, содержащего подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o, причем длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
длина lв верхней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении
а поступательное горизонтальное перемещение b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника составляет
На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства, вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид спереди. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижные нижнюю 1 и верхнюю 2 панели воздухозаборника 3, выполненные соответственно в соотношении их размеров lн и lв и высоты B миделевого сечения воздухозаборника 3
Нижняя панель 1 соединена с корпусом воздухозаборника 3 шарниром 4 и фиксатором 5, а при помощи рычага-качалки 6 со штоком привода 7. Верхняя панель 2 соединена со штоком привода 8 и фиксатором 9 и способна к горизонтальному поступательному перемещению в направляющих 10 на расстояние
Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом. Во время запуска двигателя на земле одновременно подаются сигналы на включение в работу фиксаторов 5 и 9, приводов 7 и 8. Фиксатор 5 производит расфиксацию подвижной нижней панели 1. Привод 7 своим штоком, воздействуя на рычаг-качалку 6, повернет в шарнире 4 вверх подвижную нижнюю панель 1 на угол н= 15-20, увеличивая расстояние H1. Фиксатор 9 производит расфиксацию подвижной верхней панели 2. Шток привода 8 переместит поступательно внутрь воздухозаборника 3 в направляющих 10 на расстояние
подвижную верхнюю панель 2. Вихревое течение потока под воздухозаборником 3 уменьшается. Исчезают срывные явления с передней кромки подвижной нижней панели 2 за счет уменьшения скорости потока в нижней полусфере воздухозаборника 3. Воздушный поток в большей степени засасывается с верхней полусферы в воздухозаборник 3. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя летательного аппарата. Во время руления летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично. При взлете (посадке) летательного аппарата подвижная нижняя панель 1 длинной
с углом поворота н= 15-20 уменьшает зону попадания посторонних предметов в тракт воздухозаборника 3 из-под переднего колеса стойки шасси или от струи впереди взлетающего (рулящего) летательного аппарата. Выключение устройства обеспечивается на стадии взлета летательного аппарата после отрыва переднего колеса стойки шасси от поверхности аэродрома в обратном порядке, а повторное включение на стадии его посадки при касании переднего колеса стойки шасси поверхности аэродрома. При выключении двигателя устройство убирается в воздухозаборник 3. Применение в эксплуатации устройства с предлагаемыми размерами подвижных панелей при работе двигателя на земле позволит уменьшить вероятность образования вихревых течений потока на входе в воздухозаборник и засасывания посторонних предметов с поверхности аэродрома, исключить срывные явления с передней кромки подвижной нижней панели, а также обеспечить рациональные весовые параметры обеих подвижных панелей, что позволит повысить окружную равномерность потока перед двигателем летательного аппарата.
Класс F02C7/05 со средствами для избежания попадания объектов или частиц, способных нанести повреждение
Класс B64D33/02 заборников первичного воздуха