устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов
Классы МПК: | F02C7/05 со средствами для избежания попадания объектов или частиц, способных нанести повреждение B64D33/02 заборников первичного воздуха |
Автор(ы): | Пахомов С.В., Соколов Д.В., Банцевич Р.В. |
Патентообладатель(и): | Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-03-30 публикация патента:
10.07.1999 |
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Подвижная нижняя панель имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении. Она выполнена из двух прямоугольных панелек. Прямоугольные панельки способны к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний Т = 0,5 -3,0 с. Длина lн панелек отнесена к высоте В миделевого сечения воздухозаборника в соотношении lн/В = 0,1 - 1,0. Ширина bн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении bн/L = 0,6 - 0,8. Такое выполнение нижней панели позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, расположенную на корпусе воздухозаборника, отличающееся тем, что нижняя панель, имеющая возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, выполнена из двух прямоугольных панелек, способных к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с, причем длина lн панелек отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении lн/B = 0,1 - 1,0, ширина bн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении bн/L = 0,6 - 0,8.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o (заявка RU 94036260 A1 (Пахомов С.В.), от 27.05.97, стр. 1-2)Недостатками данного устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома, и засасываемого двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами. Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров нижней подвижной панели. Это достигается путем применения нижней панели, имеющей возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, выполненной из двух прямоугольных панелек, способных к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с, причем длина lн панелек отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0, ширина nн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8. Перемещение панелек осуществляется в направляющих при помощи штоков приводов, закрепленных жестко на корпусе воздухозаборника. Решаемая техническая задача - уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров нижней подвижной панели посредством постановки устройства, содержащего нижнюю панель, закрепленную на корпусе воздухозаборника, при этом нижняя панель, имеющая возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, выполнена из двух прямоугольных панелек, способных к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с, причем длина lн панелек отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/В = 0,1 - 1,0, ширина bн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8. На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку); на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижные панельки 1 и 2, расположенные в двух направляющих 3 и одной направляющей 4. Панелька 1 соединена со штоком привода 5, а панелька 2 - со штоком привода 6. Приводы 5 и 6 жестко закреплены на корпусе воздухозаборника 7. Длина lн панелек 1 и 2 отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0, ширина bн панелек 1 и 2 отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом. Во время запуска двигателя подается сигнал на приводы 5 и 6, которые своими штоками перемещают горизонтально поступательно вперед панельки 1 и 2 в направляющих 3 и 4. При полном выдвижении панелек 1 и 2 подаются повторные сигналы на приводы 5 и 6, штоки которых начинают совершать горизонтальное возвратно-поступательное перемещение вместе с панельками 1 и 2 в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 7 вихревой жгут устраняется по мере возвратно-поступательного перемещения панелек 1 и 2 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы не попадают внутрь двигателя с поверхности аэродрома. При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично. В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение приводов 5 и 6, с образованием единой подвижной нижней панели из двух панелек 1 и 2 на входе в воздухозаборник 7. Они перекрывают зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение приводов 5 и 6, которые производят уборку устройства в корпус воздухозаборника 7. Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома. Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата. Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадание посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.
Класс F02C7/05 со средствами для избежания попадания объектов или частиц, способных нанести повреждение
Класс B64D33/02 заборников первичного воздуха