топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя

Классы МПК:F23R3/34 подача топлива в различные зоны сгорания
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Самарское государственное научно-производственное предприятие "Труд"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-08-10
публикация патента:

Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит полый тонкостенный корпус с диффузором на выходе, установленное в нем соосно с образованием увеличивающегося к выходу зазора профилированное конфузорное сопло с коническим насадком с раструбом к выходу, расположенным на наружной поверхности стенки в зазоре, воздушный завихритель и топливную форсунку. Конический насадок выполнен с отбортовкой на кромке. Суммарная эффективная площадь проходных сечений для прохода первичного воздуха через фронтовое устройство горелки составляет 0,55 - 0,8 от суммарной эффективной площади проходных сечений отверстий жаровой трубы, а соответствующие им площадь сопла от площади горелки и площадь сопла за насадком от площади сопла 0,1 - 0,25. На кромке конического насадка перед отбортовкой выполнены отверстия. Такое выполнение горелки расширяет диапазон устойчивой работы и повышает высотность запуска. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащая полый тонкостенный корпус с диффузором на выходе, установленное в нем соосно с образованием увеличивающегося к выходу зазора профилированное конфузорное сопло с коническим насадком с раструбом к выходу, расположенным на наружной поверхности стенки в зазоре, воздушный завихритель и топливную форсунку, отличающаяся тем, что конический насадок выполнен с отбортовкой на кромке, суммарная эффективная площадь проходных сечений для прохода первичного воздуха через фронтовое устройство горелки составляет 0,55 - 0,8 от суммарной эффективной площади проходных сечений отверстий жаровой трубы, а соответствующие им площадь сопла от площади горелки и площадь сопла за насадком от площади сопла 0,1 - 0,25.

2. Горелка по п.1, отличающаяся тем, что на кромке конического насадка перед отбортовкой выполнены отверстия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к камерам сгорания (КС) газотурбинных двигателей (ГТД), работающих преимущественно на жидком и газообразном углеводородных топливах.

Известна топливовоздушная горелка, устанавливаемая во фронтовое устройство (ФУ) КС, преимущественно трубчатой или трубчато-кольцевой конструкции, для двухстадийного сжигания топлива, например, по а.с. N 1166568, кл. F 23 R 3/24.

Известна также горелка, содержащая топливную форсунку, корпус с двумя соосными воздушными завихрителями, профилированное сопло, например, с перфорацией на входной части и диффузорный насадок на выходе (а.с. N 230557, кл. F 02 C 7/03 - прототип).

Эти горелки набирают по кольцу ФУ камеры, имеют индивидуальную вихревую структуру течения за ФУ, хорошее перемешивание топлива с воздухом в сопле, обеспечивают энергичное сжигание топливовоздушной смеси (ТВС) в относительно короткой жаровой трубе (ЖТ) камеры с высокой полнотой сгорания на номинальном и максимальном режимах работы и с умеренным выбросом дыма на выхлопе двигателя. Камеры с такими и подобного типа горелками нашли широкое применение в авиационных ГТД, например, Д18, Д36.

Однако эти КС без существенных усложнений конструкции ЖТ и системы топливоподачи пока не могут обеспечить современные и тем более перспективные нормы на выброс в атмосферу токсичных выделений (эмиссии) от сжигания углеводородных топлив, особенно окислов азота NOх, во всем эксплуатационном диапазоне работы.

Целью предлагаемого изобретения является усовершенствование конструкции горелок для улучшения эмиссионных характеристик традиционных однозонных камер, особенно по выбросам NOх, расширение диапазона устойчивой работы по "белому" срыву пламени и повышения высотности запуска без усложнения конструкции ЖТ и системы топливоподачи.

Эта цель достигается тем, что в топливовоздушной горелке, имеющей тонкостенный пустотелый корпус с диффузором на выходе, соосно в нем с относительно большим зазором профилированное конфузорное сопло с перфорацией на выходной части, воздушным завихрителем и топливной форсункой на входе, на наружной поверхности сопла у выхода устанавливается конический насадок с отверстиями и отбортовкой на кромке и раструбом к выходу. При этом для увеличения пропускной способности ФУ суммарная эффективная площадь сечений для прохода первичного воздуха через ФУ с данными горелками составляет 0,55-0,8 от суммарной эффективной площади отверстий ЖТ, чтобы обеспечить в зоне горения, например при 3,5 ТВС с топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411фу топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411 1,8, при которой практически не образуются оксиды азота. Вместе с этим, эффективная площадь сопла, составляющая 0,15.. 0,25 от площади горелки, за счет сечений перфорации в его стенках и выходного отверстия обеспечивает выпуск 80-90% ТВС в наружный поток до конического насадка и 10-20% за ним. Это делается для того, чтобы организовать в циркуляционных зонах за насадком "дежурный" очаг горения с топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411см топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411 0,6-1,2, который должен поджигать и поддерживать процесс горения наружного потока с "бедным" составом ТВС за горелкой.

Предложенное техническое решение обладает существенными отличиями, т.к. отличительные признаки изобретения в других объектах техники не обнаружены.

На чертеже для примера показана конструкция горелки по предлагаемому изобретению.

Как видно, горелка имеет тонкостенный пустотелый корпус 1 с элементами крепления к лобовой плите ФУ, например, с помощью гайки 2, диффузор 3, соосно в нем с большим зазором профилированное конфузорное сопло 4 с перфорацией на выходной части, воздушным завихрителем 5 и топливной форсункой 6 на входе. В расширяющемся к выходу зазоре между диффузором и соплом на его внешней поверхности имеется конический насадок 7 с отверстиями и отбортовкой на выходной кромке. Насадок в сопряжении с выходной частью сопла образует в сечении профиль тела V - образной формы, в следе за которым при натекании воздушного потока возникают циркуляционные зоны сложной структуры (в представлении авторов картина течения показана на чертеже) и создаются благоприятные условия для организации высокотемпературного "дежурного" очага горения ТВС, которая выходит через отверстия сопла за насадкой.

Отбортовка и отверстия на выходной кромке насадка служат для турбулизации наружного потока с "бедной" ТВС и создания, таким образом, промежуточного кольцевого слоя контакта центральной высокотемпературной зоны с ним. Сопло крепится внутри корпуса с помощью, например, 3-4 пилонов обтекаемой формы (на фиг. не показано).

Из литературы (А. Лефевр "Процессы в камерах сгорания ГТД", М., Мир, 1986) известно, что значительное уменьшение NOх (в 3-10 раз от современного уровня, т.е. до 3-6 г на 1 кг сгоревшего топлива) можно достичь организацией процесса сжигания за ФУ камер "бедных" смесей с топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411фу топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411 1,4, т.е. при температуре факела пламени менее 1800oC.

В рассматриваемой конструкции горелки проходные сечения каналов, и особенно наружного, специально увеличены так, что суммарная эффективная площадь для первичного воздуха всех горелок ФУ составляла 0,55-0,8 от суммарной эффективной площади проходных сечений всей ЖТ. Это обеспечивает за горелками, например, при топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411кс топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411 3,5, топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411Kтопливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411 25(Tг*топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 21334111550 K ), топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411фу топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного   двигателя, патент № 2133411 1,8 и температуру факела пламени не более 1800oC.

Для обеспечения розжига и поддержания процесса горения "бедной" ТВС наружного потока служит высокотемпературная зона горения в следе за коническим насадком и соплом, куда подается 0,10-0,25 расхода топлива и воздуха горелки.

Уточнение площадей для прохода первичного воздуха и ТВС горелки делается в ходе экспериментальной отработки КС в зависимости от назначения и типа ГТД.

Принцип работы горелок в системе камеры ГТД заключается в следующем.

После раскрутки ротора ГТД от постороннего источника до заданной частоты вращения начинает поступать топливо в форсунку, которое смешивается с набегающим закрученным потоком воздуха в полости сопла за завихрителем. Под перепадом давления на ЖТ (обычно 3-4%), а также от разрежения, создаваемого наружным потоком горелки, ТВС выходит в отверстия перфорации перед насадкой и за ним, где поджигается от кратковременно включенного малогабаритного воспламенителя или свечи непосредственного розжига (на чертеже не показано) и начинает гореть в следе за конусом и соплом в зонах циркуляции и в высокотемпературном фронте за ними. По мере увеличения режима, т.е. увеличения расхода топлива и выхода его в виде ТВС за пределы горелки, все в больших и больших количествах начинает вступать в горение воздух "бедной" смеси наружного контура, т.к. растет объем зоны горения по фронту и по длине факела.

В связи с наличием в горелках лишь ослабленного перфорацией отверстий сопла центрального воздушного вихря и отсутствием наружного вихря за ФУ, видимо, не будут возникать "горячие" следы большой протяженности, которые приводят к перегреву стенок ЖТ и лопаток турбины. Известно, что "следы" являются следствием взаимодействия индивидуальных вихреобразований между собой и стенками ЖТ.

По предлагаемому изобретению разработана экспериментальная документация, изготовлена в одном экземпляре горелка, выполнены предварительные исследования ее в модельных условиях стендов предприятия при работе на керосине, дизтопливе и природном газе. В экспериментах подтвержден эффект сжигания ТВС в широком диапазоне по составу ТВС в коротком факеле пламени; определены также границы по розжигу и погасанию горелки. Они оказались в 3-4 раза шире, чем у традиционных двухзавихрительных горелок. Принято решение о проверке предлагаемой конструкции горелок в составе ГТД.

Класс F23R3/34 подача топлива в различные зоны сгорания

кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2515909 (20.05.2014)
способ сжигания топлива -  патент 2511980 (10.04.2014)
устройство сгорания -  патент 2511777 (10.04.2014)
сверхзвуковой плазмохимический стабилизатор горения -  патент 2499193 (20.11.2013)
узел сгорания для газотурбинного двигателя -  патент 2478879 (10.04.2013)
кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2476774 (27.02.2013)
система управления работой газотурбинного двигателя и тепловая электростанция, содержащая такую систему -  патент 2471082 (27.12.2012)
горелка -  патент 2470229 (20.12.2012)
распределитель топлива -  патент 2470228 (20.12.2012)
постадийное сжигание топлива в горелке -  патент 2468298 (27.11.2012)
Наверх