зубчато-реечный механизм
Классы МПК: | E21C29/02 с помощью расположенных на машине устройств, оказывающих давление на неподвижные опоры |
Автор(ы): | Потапенко В.А., Голуб В.П., Бреннер В.А., Серов Л.А., Потапов В.Д., Постников В.И., Федоровский Ю.Д., Лукиенко Л.В., Бураков В.А., Иванов В.Е., Лямин Ю.А., Лукиенко В.Г., Жучкова Н.Г., Меркулов В.С. |
Патентообладатель(и): | АООТ "Подмосковный научно-исследовательский и проектно- конструкторский угольный институт" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-04 публикация патента:
20.08.1999 |
Изобретение относится к области механизации перемещения различных машин, работающих с затратой значительных усилий, и может быть использовано в механизмах подачи очистных и проходческих машин. Сущность изобретения: зубчато-реечный механизм включает зубчатую рейку, которая имеет прямоугольные зубья. В зацеплении с зубчатой рейкой находится зубчатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, причем расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения: где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса, - угловой шаг колеса, R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса, h - активный участок профиля зуба рейки. Ширина зуба и впадины рейки может быть одинаковой. Точка входа в зацепление колеса с рейкой и выхода из него могут быть расположены в верхней половине высоты зуба рейки. Изобретение позволяет повысить технологичность изготовления рейки, прочность зуба, снижение высоты механизма и возможность применения для комбайнов с регулируемыми опорами. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Зубчато-реечный механизм, включающий в себя зубчатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, и установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом зубчатую рейку с прямоугольным профилем зуба, отличающийся тем, что расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношениягде R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса;
- угловой шаг колеса;
R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса;
h - активный участок профиля зуба рейки. 2. Зубчато-реечный механизм по п.1, отличающийся тем, что ширина зуба и впадины зубчатой рейки одинаковы, а точки входа в зацеплении колеса с рейкой и выхода из него расположены в верхней половине высоты зуба рейки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области механизации перемещения различных машин, работающих с затратой значительных усилий, и может быть использовано, например, в механизмах подачи очистных и проходческих машин. Известен механизм подачи горной машины, содержали зубчатую рейку, установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом, профиль зуба которого выполнен с соблюдением предложенного соотношения между радиусом кривизны профилей зубьев зубчатого колеса и радиусом центров их кривизны (а. с. N 1694890, опубл. в Б.И. N 44, 1991, МКИ E 21 C 29/00) - аналог. Недостатком этого механизма подачи горной машины является то, что, без соблюдения определенного соотношения между параметрами зацепления, в последнем возникает большое скольжение в связи с тем, что активный участок профиля зуба рейки во много раз меньше соответствующего участка профиля зуба колеса, что приводит к значительному износу элементов зацепления и низкому КПД передачи. Известен механизм подачи горного комбайна, содержащий ведущее зубчатое колесо, взаимодействующее с зубьями звеньев рейки, жестко закрепленными в виде гребенки на опорно-направляющей балке и выполненными прямоугольными (а. с. N 693003, опубл. в Б.И. N 39, 1979, МКИ E 21 C 29/00) - прототип. Недостатками данного механизма является то, что предложенное увеличение шага колеса относительно шага рейки приводит к появлению динамических ударов, т. к. коэффициент перекрытия в движителе меньше 1, при этом оно (увеличение) ограничивает диапазон вариантов геометрических параметров рейки и, в частности, не позволяет получить сразу две рейки резкой одного листа, что приводит к снижению технологичности изготовления; жесткость крепления рейки на конвейере исключает возможность применения ее для комбайнов с регулируемыми опорами. Сущность изобретения заключается в том, что расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношениягде R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса; - угловой шаг леса; R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса; h - активный участок профиля зуба рейки, величина которого задается на стадии проектирования близкой величине соответствующего участка профиля зуба колеса, благодаря чему зацепление имеет минимальное скольжение при работе. Кроме того, ширина зуба и впадины зубчатой рейки одинаковы, а точки входа в зацепление колеса и рейкой и выхода из него расположены в верхней половине высоты зуба рейки. Предлагаемое решение позволяет повысить технологичность изготовления рейки, выполнить неподрезанный зуб на колесе, что повышает прочность последнего и, поскольку в процессе эксплуатации изнашивается только верхняя часть зуба рейки, возможное использование вновь после полного износа одного рабочего участка профиля зуба рейки, путем разворота ее на 180o относительно оси, перпендикулярной направлению движения механизма. Кроме того, горизонтальное расположение зубьев рейки снижает высоту всего механизма, а крепление на конвейере с возможностью угловой и линейной подвижности обеспечивает возможность ее применения для комбайнов с регулируемыми опорами. Ширина зуба рейки, равная ширине впадины обеспечивает возможность изготовления одновременно двух реек из одного листа, например резкой. Заявленное техническое решение направлено на повышение надежности работы и КПД передачи за счет получения минимальной величины скольжения, увеличение прочности зуба колеса, повышение технологичности изготовления зубчатой рейки и ресурса работы зацепления, кроме того общая высота механизма уменьшается, а сама рейка может быть установлена на поворотном устройстве, обеспечивающем ее нормальную работу с комбайнами, имеющими регулируемые опоры, а полученная зависимость для определения расстояния от оси колеса до зуба рейки позволяет на стадии проектирования, исходя из заданных габаритов передачи, задаваясь величиной h, спроектировать передачу, обладающую минимальной величиной скольжения и неподрезанным зубом колеса. Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена схема раскройки листа для изготовления зубчатой рейки, на фиг. 2 - схема работы зубчатого зацепления (разрез по А-А на фиг. 1). Зубчато-реечный механизм включает в себя зубчатую рейку 1 или 2 (фиг. 1), имеющую прямоугольные зубья с одинаковой шириной зуба и впадины (a=b). Технология изготовления одинаковых взаимозаменяемых зубчатых реек 1 или 2 (см. фиг. 1) представляет собой резку листа шириной H по линии Б так, чтобы a= b и c=d. Рейка 1 или 2 устанавливается на скребковом конвейере плоскостью В (рейка 1) или Г (рейка 2) с возможностью поворота ее на 180o. В зацеплении с зубчатой рейкой находится зубчатое колесо 23 (фиг. 2), профиль зуба которого выполнен по радиусу R1. Окружность, на которой расположены центры профилей зубьев колеса, имеет радиус R2, построена из центра зубчатого колеса 3. Работа предложенного зубчато-реечного механизма осуществляется следующим образом (см. фиг. 2). Зубчатое колесо 3 получает вращение от внешнего источника и перемещается вдоль рейки 1. Вход в зацепление зуба колеса 3 с зубом рейки 1 происходит в точке, расположенной у вершины зуба рейки, а выход в точке, расположенной от вершины на расстоянии h. При этом величина h является активным участком профиля зуба рейки.
Класс E21C29/02 с помощью расположенных на машине устройств, оказывающих давление на неподвижные опоры