зубчато-реечный механизм
Классы МПК: | E21C29/02 с помощью расположенных на машине устройств, оказывающих давление на неподвижные опоры |
Автор(ы): | Потапенко В.А., Голуб В.П., Бреннер В.А., Серов Л.А., Потапов В.Д., Постников В.И., Федоровский Ю.Д., Лукиенко Л.В., Бураков В.А., Иванов В.Е., Лямин Ю.А., Лукиенко В.Г., Жучкова Н.Г., Меркулов В.С. |
Патентообладатель(и): | АООТ "Подмосковный научно-исследовательский и проектно- конструкторский угольный институт" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-04 публикация патента:
20.08.1999 |
Изобретение относится к области механизации перемещения различных машин, работающих с затратой значительных усилий, и может быть использовано в механизмах подачи очистных и проходческих машин. Сущность изобретения: зубчато-реечный механизм включает зубчатую рейку, которая имеет прямоугольные зубья. В зацеплении с зубчатой рейкой находится зубчатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, причем расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения:
где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса,
- угловой шаг колеса, R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса, h - активный участок профиля зуба рейки. Ширина зуба и впадины рейки может быть одинаковой. Точка входа в зацепление колеса с рейкой и выхода из него могут быть расположены в верхней половине высоты зуба рейки. Изобретение позволяет повысить технологичность изготовления рейки, прочность зуба, снижение высоты механизма и возможность применения для комбайнов с регулируемыми опорами. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
![зубчато-реечный механизм, патент № 2134781](/images/patents/337/2134781/2134781t.gif)
![зубчато-реечный механизм, патент № 2134781](/images/patents/337/2134007/964.gif)
Формула изобретения
1. Зубчато-реечный механизм, включающий в себя зубчатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, и установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом зубчатую рейку с прямоугольным профилем зуба, отличающийся тем, что расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения![зубчато-реечный механизм, патент № 2134781](/images/patents/337/2134781/2134781-4t.gif)
где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса;
![зубчато-реечный механизм, патент № 2134781](/images/patents/337/2134007/964.gif)
R1 - радиус кривизны профиля зуба колеса;
h - активный участок профиля зуба рейки. 2. Зубчато-реечный механизм по п.1, отличающийся тем, что ширина зуба и впадины зубчатой рейки одинаковы, а точки входа в зацеплении колеса с рейкой и выхода из него расположены в верхней половине высоты зуба рейки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области механизации перемещения различных машин, работающих с затратой значительных усилий, и может быть использовано, например, в механизмах подачи очистных и проходческих машин. Известен механизм подачи горной машины, содержали зубчатую рейку, установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом, профиль зуба которого выполнен с соблюдением предложенного соотношения между радиусом кривизны профилей зубьев зубчатого колеса и радиусом центров их кривизны (а. с. N 1694890, опубл. в Б.И. N 44, 1991, МКИ E 21 C 29/00) - аналог. Недостатком этого механизма подачи горной машины является то, что, без соблюдения определенного соотношения между параметрами зацепления, в последнем возникает большое скольжение в связи с тем, что активный участок профиля зуба рейки во много раз меньше соответствующего участка профиля зуба колеса, что приводит к значительному износу элементов зацепления и низкому КПД передачи. Известен механизм подачи горного комбайна, содержащий ведущее зубчатое колесо, взаимодействующее с зубьями звеньев рейки, жестко закрепленными в виде гребенки на опорно-направляющей балке и выполненными прямоугольными (а. с. N 693003, опубл. в Б.И. N 39, 1979, МКИ E 21 C 29/00) - прототип. Недостатками данного механизма является то, что предложенное увеличение шага колеса относительно шага рейки приводит к появлению динамических ударов, т. к. коэффициент перекрытия в движителе меньше 1, при этом оно (увеличение) ограничивает диапазон вариантов геометрических параметров рейки и, в частности, не позволяет получить сразу две рейки резкой одного листа, что приводит к снижению технологичности изготовления; жесткость крепления рейки на конвейере исключает возможность применения ее для комбайнов с регулируемыми опорами. Сущность изобретения заключается в том, что расстояние от оси колеса до зуба рейки находится из соотношения![зубчато-реечный механизм, патент № 2134781](/images/patents/337/2134781/2134781-3t.gif)
где R2 - радиус окружности, на которой расположены центры кривизны профиля зубьев колеса;
![зубчато-реечный механизм, патент № 2134781](/images/patents/337/2134007/964.gif)
Класс E21C29/02 с помощью расположенных на машине устройств, оказывающих давление на неподвижные опоры