ротор ветродвигателя

Классы МПК:F03D7/06 когда ось вращения ротора перпендикулярна направлению ветра 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Гомельский межотраслевой кооперативный научно-технический центр "НЕОТЕХ" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-10
публикация патента:

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается роторов ветродвигателей. Технический результат заключается в повышении эффективности регулирования ветродвигателя и его надежности, снижении трудоемкости изготовления, обслуживании и ремонте. Решение поставленной задачи достигается тем, что в роторе ветродвигателя, содержащем по крайней мере две лопасти С-образного профиля закрепленные на вертикальном валу, С-образные лопасти закреплены, с возможностью поворота на параллельных траверсах, которые жестко связаны с вертикальным валом, причем точка закрепления лопастей находится на оси симметрии лопасти за ее центром тяжести в направлении от вершины С-образного профиля лопасти, которая по крайней мере одной шарнирной тягой связана в одноименных точках с другой лопастью, а каждая из лопастей при помощи кронштейна, жестко связанного с ней, соединена при помощи упругого элемента и натяжной тяги по крайней мере с одной из траверс. Отличием является также то, что длина кронштейна l должна соответствовать соотношению: l>(Fmax-Fmin)ротор ветродвигателя, патент № 2135824Fmax/Fmin где Fmax - максимальная деформация упругого элемента; Fmin - минимальная деформация упругого элемента. 1 з.п.ф-лы, 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

1. Ротор ветродвигателя, содержащий по крайней мере две лопасти С-образного профиля, закрепленные на вертикальном валу, отличающийся тем, что лопасти закреплены с возможностью поворота на параллельных траверсах, которые жестко связаны с вертикальным валом, причем точка закрепления лопастей находится на оси симметрии лопасти за ее центром тяжести в направлении от вершины С-образного профиля лопасти, которая по крайней мере одной шарнирной тягой связана в одноименных точках с другой лопастью, а каждая из лопастей при помощи кронштейна, жестко связанного с ней, соединена при помощи упругого элемента и натяжной тяги по крайней мере с одной из траверс.

2. Ротор ветродвигателя по п.1, отличающийся тем, что длина кронштейна l должна соответствовать соотношению

l > (Fmax - Fmin) ротор ветродвигателя, патент № 2135824 Fmax / Fmin,

где Fmax - максимальная деформация упругого элемента;

Fmin - минимальная деформация упругого элемента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается роторов ветродвигателей.

Известен многоярусный ветродвигатель, содержащий закрепленные на вертикальном валу лопастные колеса и направляющие аппараты, размещенные вдоль вала коаксиально ему [1].

Известен карусельный ветродвигатель, содержащий вертикальный вал и радиальные лопасти, каждая из которых выполнена в виде прикрепленной к валу рамы и установленных в ней с возможностью поворота относительно горизонтальных осей параллельных пластин [2].

Известен ветродвигатель с вертикальным установленным на подшипниках валом и закрепленным на нем рабочим колесом, которое выполнено составным из аэродинамических профилей, установленных параллельно валу с возможностью поворота вокруг осей. В исходном состоянии аэродинамические профили примыкают один к другому и образуют C-образные лопасти рабочего колеса (ротора) ветродвигателя [4].

Общим недостатком вышеописанных устройств является изменение числа оборотов ротора ветродвигателя в широких пределах, зависящее от силы ветра, и склонность к неограниченному разгону при сильном ветре, что ведет к необходимости создания значительных запасов прочности и их переутяжелению.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство ротора ветродвигателя, содержащее профилированные лопасти с шарнирными тягами, закрепленными кронштейнами на полом вертикальном валу, и регулируемые С-образные лопасти с переменной площадью поверхности. Ротор снабжен стержнем, размещенным в полости вала, последний снабжен продольными прорезями, лопасти ротора выполнены C-образными составными по высоте из верхней неподвижной части с направляющими канавками по наружным кромкам и по меньшей мере одной нижней подвижной части с роликами, размещенными в канавках неподвижной лопасти, причем тяги профилированных лопастей связаны со стержнем, который закреплен за нижнюю часть C-образных подвижных лопастей [3].

Недостатками данного устройства являются:

- наличие двух типов аэродинамических лопастей, профилированных и C-образных, что может привести в условиях восходящих или нисходящих потоков, а также при турбулентности к противоположному эффекту, т.е., когда аэродинамические силы, воздействующие на профилированную лопасть, превысят силы инерции, это может привести не к уменьшению площади C-образных лопастей, а к ее увеличению,

- малый диапазон регулирования. Изменение площади ометаемой поверхности C-образных лопастей происходит не полностью, что в условиях, например, урагана или сильного порыва ветра может привести к разрушению ротора. Не полная регулировка снижает также диапазон скоростей ветра, при котором ротор способен поддерживать постоянные обороты, что снижает эффективность регулирования,

- низкая надежность, т.к. наличие возвратно-поступательно движущихся пар трения делает данное устройство практически не работоспособным в условиях обледенения, при интенсивных осадках в виде снега или высокой запыленности воздуха,

- сложность в изготовлении, обслуживании и ремонте, т.к. изготовление взаимно подвижных лопастей большой площади является практически не выполнимой задачей из-за невозможности предания им достаточной жесткости.

Задачей изобретения является повышение эффективности регулирования ветродвигателя и повышение его надежности, снижение трудоемкости изготовления, обслуживания и ремонта.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в роторе ветродвигателя, содержащем по крайней мере две лопасти C-образного профиля, закрепленные на вертикальном валу, C-образные лопасти закреплены с возможностью поворота на параллельных траверсах, которые жестко связаны с вертикальным валом, причем точка закрепления лопастей находится на оси симметрии лопасти за ее центром тяжести в направлении от вершины C-образного профиля лопасти, которая по крайней мере одной шарнирной тягой связана в одноименных точках с другой лопастью, а каждая из лопастей при помощи кронштейна, жестко связанного с ней, соединена при помощи упругого элемента и натяжной тяги по крайней мере с одной из траверс.

Отличием является также то, что длина кронштейна 1 должна соответствовать соотношению:

1 > (Fmax-Fmin)ротор ветродвигателя, патент № 2135824Fmax/Fmin

где Fmax - максимальная деформация упругого элемента;

Fmin - минимальная деформация упругого элемента.

Эффективность регулирования повышается вследствие использования C-образных лопастей в качестве регулирующего элемента, полного использования площади ометаемой площади C-образных лопастей, нечувствительности к турбулентности ветрового потока и использование специальных геометрических соотношений в механизме регулирования. Повышение надежности, снижение трудоемкости изготовления, обслуживания и ремонта обусловлено простотой конструкции механизма регулирования.

Ротор ветродвигателя изображен на чертежах, где на фиг. 1 показан главный вид ротора сверху и штрихпунктирной линией предельное положение C-образной лопасти, на фиг.2 показан вид ротора сбоку, на фиг.3 показан натяжной механизм.

Ротор ветродвигателя содержит C-образные лопасти 1 (фиг. 1,4,2), закрепленные с возможностью поворота в шарнирах 2 (фиг.1, фиг.5, фиг.6) на параллельных траверсах 3 (фиг.1, фиг.2), которые жестко связаны с вертикальным валом 4 (фиг. 1, фиг.2), причем точка закрепления лопастей находится на оси симметрии лопасти за ее центром тяжести в точке О на расстоянии а (фиг.1), которая по крайней мере одной шарнирной тягой 5 (фиг.1) связана в одноименных точках при помощи шарнирнов 6 (фиг.7) и 7 (фиг.8-9) с другой лопастью, а каждая из лопастей при помощи кронштейна 8 (фиг.1-3), имеющего длину l, жестко связанного с ней, соединена при помощи упругого элемента 9 (фиг.3) и натяжной тяги 10 (фиг.3) по крайней мере с одной из траверс 3. На лопасти 1 (фиг.1) закреплены балансировочные грузы 11 (фиг.10).

Ротор работает следующим образом.

Под воздействием ветра ротор начинает вращаться и набирает номинальные обороты. При скорости ветра, превышающей расчетную, ротор набирает обороты и лопасти 1 начинают поворачиваться в шарнирах 2 вокруг оси О под воздействием момента от центробежной силы, приложенной в точке Т, преодолевая предварительное натяжение Fmin упругого элемента 9, при этом упругий элемент 9 растягивается, препятствуя дальнейшему повороту лопасти. Поскольку лопасти связаны между собой шарнирными тягами 5, то они поворачиваются синхронно, при этом аэродинамические свойства ротора изменяются, при полном повороте лопастей ротор приобретает в пределе вид аэродинамически симметричной фигуры, которая в потоке ветра вообще не может создавать крутящий момент (фиг.1), это предотвращает неорганиченный разгон ротора и его разрушение. Для придания ротору крутой регулировочной характеристики, т.е. малому повороту лопастей должно соответствовать большое изменение аэродинамических свойств, длина кронштейна 8 выбирается такая, чтобы выполнялось соотношение

1 > (Fmax-Fmin)ротор ветродвигателя, патент № 2135824Fmax/Fmin

где Fmax - максимальная деформация упругого элемента;

Fmin - минимальная деформация упругого элемента.

При этом ротор стабильно поддерживает номинальные обороты.

Предварительное натяжение упругих элементов 9 производится при помощи винтовых тяг 10, а уравновешивание лопастей относительно оси при помощи набора грузов 11.

Предлагаемый ротор ветродвигателя по сравнению с прототипом обеспечивает следующие технико-экономические преимущества.

1. Эффективность регулирования повышается вследствие использования C-образных лопастей в качестве регулирующего элемента, т.е. исключаются дополнительные профилированные лопасти, подверженные воздействию аэродинамических сил неопределенного направления, т. к. в потоке ветра могут иметь место восходящие или нисходящие потоки, а также происходить срыв потока и его турбулентное течение, что ведет к хаотическому изменению аэродинамических сил. Эффективность регулирования также повышается вследствие использования всей ометаемой площади C-образных лопастей, что повышает чувствительность к изменению скорости ветра, а также использование специальных геометрических соотношений в механизме регулирования, что способствует более стабильному подержанию номинальных оборотов, а также предотвращает разрушение ротора при сильном ветре.

2. Повышение надежности, снижение трудоемкости изготовления, обслуживания и ремонта обусловлено простотой конструкции механизма регулирования, из механизма исключены дополнительные профилированные лопасти, пары трения скольжения, направляющие и ролики.

Класс F03D7/06 когда ось вращения ротора перпендикулярна направлению ветра 

способ управления лопастями ротора ветряка с вертикальной осью вращения -  патент 2525998 (20.08.2014)
способ размещения роторной ветроэнергетической установки на дымовой трубе -  патент 2510611 (10.04.2014)
ветродвигатель -  патент 2504688 (20.01.2014)
механизм регулирования частоты вращения ротора ветродвигателя с вертикальной осью -  патент 2488714 (27.07.2013)
макет ветродвигателя для настройки ветродвигателя на заданные ветровые условия -  патент 2488020 (20.07.2013)
ветроэнергетическая установка -  патент 2482329 (20.05.2013)
планетарный механизм парусной установки -  патент 2481497 (10.05.2013)
ветродвигатель - скользящий парус -  патент 2479750 (20.04.2013)
роторный ветродвигатель с ветронаправляющим экраном -  патент 2474725 (10.02.2013)
универсальная ветряная энергетическая установка -  патент 2462614 (27.09.2012)
Наверх