катализатор кислородного электрода для топливного элемента со щелочным электролитом

Классы МПК:H01M4/90 выбор каталитических материалов
H01M8/08 топливные элементы с водным электролитом
B01J23/52 золото
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Уральский электрохимический комбинат
Приоритеты:
подача заявки:
1997-11-11
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к катализаторам топливных элементов. Согласно изобретению катализатор кислородного электрода представляет собой равномерно распределенную по объему смесь сцепленных между собой частиц золота и никеля при следующем соотношении компонентов: никель - 0,03 - 40,0 мас.%; золото - 60,0 - 99,97 мас.%. Техническим результатом изобретения является повышение активности катализатора и уменьшение содержания золота. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Катализатор кислородного электрода для топливного элемента со щелочным электролитом, содержащий золото и никель, отличающийся тем, что он представляет собой равномерно распределенную по объему смесь сцепленных между собой частиц золота и никеля при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Никель - 0,03 - 40,0

Золото - 60,0 - 99,97

Описание изобретения к патенту

Техническое решение относится к области электротехники, связанной с эксплуатацией электрохимических генераторов тока (ЭХГ), и может быть использовано при изготовлении активного катализатора с высокой коррозионной устойчивостью, предназначенного для формирования кислородного электрода (катода) водородно-кислородного топливного элемента (ТЭ) со щелочным электролитом.

Известно использование для активации катодов ТЭ золотоникелевых катализаторов, полученных путем нанесения на пирографитную подложку сплавов из золота и никеля [1], а акже катализаторов, полученных путем распыления золото-никелевых сплавов в воде [2] Известно также, что пиролитический графит в условиях работы катода ТЭ подвержен сильной коррозии, в то время, как, и золото и никель, а также их сплавы в этих же условиях практически не растворяются, но обладают недостаточно высокой активностью [2]. Поэтому создание активного и одновременно коррозионно-устойчивого катализатора кислородного электрода для ТЭ является актуальной задачей.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является золотоникелевый катализатор, представляющий собой сплав золота и никеля, и содержащий от 0.2 до 4.0 мас.% никеля [3]. Этот катализатор обладает очень высокой коррозионной устойчивостью, но не является достаточно активным (среднее напряжение ТЭ при плотности тока 0.2 А/см2 в этом диапазоне содержаний никеля составляет 938 мВ).

Оптимизация режимов получения катализатора путем распыления золотоникелевого сплава в воде также не позволяет существенно улучшить его характеристики, кроме того, в процессе длительной эксплуатации ТЭ сплав постепенно распадается на отдельные элементы.

Целью заявляемого технического решения является повышение активности золотоникелевого катализатора и уменьшение количества золота в кислородном электроде при сохранении высокой коррозионной устойчивости катализатора.

Поставленная цель достигается путем изготовления катализатора, содержащего золото и никель и представляющего собой равномерно распределенную по объему смесь сцепленных между собой частиц золота и никеля при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Никель - 0,03 - 40,0

Золото - 60,0 - 99,97

Сцепление частиц золота и никеля между собой обеспечивается применением метода электрохимического осаждения золота из раствора на частицы никеля, а равномерность их распределения по объему катализатора может быть оценена при помощи энергодисперсионного анализатора электронного микроскопа JSM-5400.

Для экспериментальной проверки заявляемого состава катализатора были приготовлены 13 вариантов золотоникелевых порошков с различным содержанием никеля. С использованием этих порошков были изготовлены электроды диаметром 50 мм (по 3-5 штук на каждый вариант) путем зафильтровывания активной массы в пористую никелевую пластину в количестве 40 мг катализатора на квадратный сантиметр электрода. Активность катализаторов оценивали при испытании их в составе кислородного электрода в матричном водород-кислородном ТЭ, используя в качествен электролита 8...9 М водный раствор гидроксида калия при температуре 363. ..373 K и абсолютном давлении газов 0,39...0,41 МПа. В качестве водородных электродов использовались пластиносодержащие электроды. За меру активности принималось напряжение исследуемого кислородного электрода по отношению к водородному электроду при плотности тока 0,2 А/см2.

Коррозионная устойчивость таких электродов определялась по методике, аналогичной [4]. За меру коррозионной устойчивости катализаторов принималась максимальная начальная скорость растворения их компонентов в 8...9 M растворе гидроксида калия при температуре 363...373 K в диапазоне всех возможных потенциалов работы кислородного электрода в топливном элементе. Скорость растворения катализаторов рассчитывалась по скорости накопления металлов в растворе электролита. При этом золото и никель при пределе их обнаружения менее 0,1 мг/л, ни в одном из растворов обнаружены не были (аналогичные результаты были получены в работах [2, 3].

Экспериментальные данные по испытанию золотоникелевых катализаторов различных составов в составе катодов щелочных ТЭ представлены в виде таблицы. Для сравнения приведены усредненные результаты испытаний золотоникелевых катализаторов, полученных путем распыления соответствующих сплавов [2, 3].

Как видно из таблицы, катализаторы катода ТЭ заявляемого состава обладают более высокой активностью при меньшей навеске катализатора (а соответственно и золота) на электроде. Оптимальное содержание никеля в катализаторе составляет 0.03...40.0 мас.%. Уменьшение количества никеля ниже 0.0-3 мас.% ведет к увеличению степени скатываемости (т.е. уменьшение (закрытие) активной поверхности) катализаторов в процессе их приготовления и изготовления электродов, а также к увеличению скорости спекания частиц золота в процессе эксплуатации в ТЭ. Увеличение же количества никеля выше 40 мас.% снижает активность катализатора в целом, а также уменьшает электропроводность активного слоя электрода. Во всех случаях сохраняется достаточно высокая коррозионная устойчивость катализаторов.

Использование катализаторов заявляемого состава позволит увеличить напряжение ТЭ по сравнению с прототипом в среднем на 19 мВ, а удельную мощность ЭХГ в среднем на 40% при снижении количества золота в электроде и сохранении большого срока эксплуатации ТЭ.

Список используемой литературы

1. Патент США 4115322, кл. B 01 21/18, опублик. 1978 (аналог).

2. Патент РФ N 1806006, кл. B 01 J 23/89 (прототип).

3. Патент РФ 2066900, кл. H 01 M 4/90, B 01 J 23/89 (прототип).

4. Вишнякова Л.П., Голин Ю.Л., Данченко Н.М. и др. Электрохимия, 1978, т.14. N 4, с.582.

Класс H01M4/90 выбор каталитических материалов

электродная камера для химического источника тока, система обновления для нее и эмульсия, используемая для этого -  патент 2523004 (20.07.2014)
каталитический электрод для спиртовых топливных элементов -  патент 2507640 (20.02.2014)
способ интенсификации сжигания твердого топлива -  патент 2457395 (27.07.2012)
электрокатализатор восстановления кислорода, содержащий его топливный элемент и способ получения электроэнергии -  патент 2422947 (27.06.2011)
наноразмерный катализатор электровосстановления кислорода воздуха -  патент 2404853 (27.11.2010)
катодный катализатор с пониженным содержанием платины для электрода топливного элемента -  патент 2331144 (10.08.2008)
не содержащие платину электрокаталитические материалы -  патент 2316850 (10.02.2008)
соединение, имеющее высокую электронную проводимость, электрод для электрохимической ячейки, содержащий это соединение, способ изготовления электрода и электрохимическая ячейка -  патент 2279148 (27.06.2006)
анодный катализатор для спиртового топливного элемента и способ его изготовления -  патент 2268518 (20.01.2006)
катализатор катода топливного элемента на основе золота -  патент 2220479 (27.12.2003)

Класс H01M8/08 топливные элементы с водным электролитом

топливный элемент (варианты) и способ эксплуатации батареи топливных элементов -  патент 2352030 (10.04.2009)
катодный катализатор с пониженным содержанием платины для электрода топливного элемента -  патент 2331144 (10.08.2008)
способ мамаева а.и. преобразования химической энергии в электрическую энергию и устройство для его осуществления -  патент 2330353 (27.07.2008)
электрохимический генератор на основе водородно-кислородных (воздушных) топливных элементов -  патент 2322733 (20.04.2008)
способ выведения из действия водородно-воздушного электрохимического генератора (эхг) -  патент 2314600 (10.01.2008)
способ эксплуатации щелочной батареи топливных элементов проточного типа -  патент 2290725 (27.12.2006)
анодный катализатор для спиртового топливного элемента и способ его изготовления -  патент 2268518 (20.01.2006)
способ эксплуатации электрохимического генератора -  патент 2267834 (10.01.2006)
способ эксплуатации электрохимического генератора и устройство для его реализации -  патент 2262778 (20.10.2005)
электрохимический генератор на основе водородно-воздушных (кислородных) топливных элементов -  патент 2245594 (27.01.2005)

Класс B01J23/52 золото

способ получения этилена -  патент 2528830 (20.09.2014)
способ приготовления катализатора и способ получения пероксида водорода -  патент 2526460 (20.08.2014)
катализатор для избирательного окисления монооксида углерода в смеси с аммиаком и способ его получения (варианты) -  патент 2515529 (10.05.2014)
катализатор для избирательного окисления монооксида углерода в смеси с аммиаком и способ его получения -  патент 2515514 (10.05.2014)
выхлопная система для двигателя внутреннего сгорания, работающего на бедной смеси, содержащая катализатор на основе сплава pd-au -  патент 2506988 (20.02.2014)
катализатор для селективной очистки этиленовых мономеров от примесей ацетиленовых углеводородов и способ селективной очистки этиленовых мономеров от примесей ацетиленовых углеводородов с его использованием -  патент 2501606 (20.12.2013)
катализатор для окислительного разложения хлорорганических соединений в газах и способ его получения -  патент 2488441 (27.07.2013)
способ получения катализатора на пористом металлооксидном носителе для окисления углеводов -  патент 2468861 (10.12.2012)
получение палладиевозолотых катализаторов -  патент 2457903 (10.08.2012)
адсорбент десульфуризатор для жидких фаз -  патент 2448771 (27.04.2012)
Наверх