контактная вставка токоприемника электротранспорта

Классы МПК:B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Караник Юрий Апполинарьевич,
Щуров Николай Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-12-16
публикация патента:

Изобретение относится к контактным вставкам токоприемников троллейбусов, трамваев и другого подвижного состава. Во вставку, выполненную из алюминиевого сплава, введен порошкообразный графит - 0,5-10,0% (мас.доля) в качестве армирующей фазы металлической матрицы. Соотношение компонентов в % (мас.доля) следующее:

Кремний - 0,8-22,0

Цинк - контактная вставка токоприемника электротранспорта, патент № 213651412,0

Железо - 0,3-3,5

Магний - контактная вставка токоприемника электротранспорта, патент № 21365142,0

Сумма других примесей - <6,0
Технический результат - повышение эксплуатационных характеристик вставок.

Формула изобретения

Контактная вставка токоприемника электротранспорта, выполненная из алюминиевого сплава, содержащего кремний, цинк, железо, отличающаяся тем, что в сплав дополнительно введен порошкообразный графит 0,5 - 10% (мас.доля) в качестве армирующей фазы металлической матрицы при следующем соотношении основных компонентов, % (мас.доля):

Кремний - 0,8 - 22,0

Цинк - контактная вставка токоприемника электротранспорта, патент № 2136514 12,0

Железо - 0,3 - 3,5

Магний - контактная вставка токоприемника электротранспорта, патент № 2136514 2,0

Сумма других примесей - < 6,0

Алюминий - Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электротранспорта и может быть использовано при изготовлении контактных вставок токоприемников троллейбусов, трамваев и др. подвижного состава.

Известна контактная вставка токоприемника троллейбуса, выполненная из графита (Ефремов И.С. и Косарев Г.В. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского электрического транспорта. М.: Высшая школа, 1976, стр. 90-91).

Работоспособность данных вставок неудовлетворительна из-за низкой износостойкости и механической прочности графита, что приводит к частым заменам вставок в течение рабочей смены, удорожанию пассажирских перевозок. Технология изготовления графитовых вставок сложна и имеет экологические проблемы из-за применения фенольных смол.

Известна контактная вставка токоприемника трамвая, выполненная из алюминиевого сплава при следующем соотношении компонентов (%, мас. доля):

Медь - 2-4,5

Железо - <0,8
Алюминий - Остальное

(Корягина Е. Е. и Коськин О.А. Электрооборудование трамваев и троллейбусов. М.: Транспорт, 1982, с. 36).

Данный сплав нетехнологичен и не может быть применен для изготовления троллейбусных вставок токоприемника наиболее экономичным технологическим процессом литья, т. к. сплав не является литейным.

Кроме того, для уменьшения износа контактной сети в трамвайных вставках выполняются специальные пазы, заполняемые специальной смазкой, что усложняет конструкцию, а в троллейбусных вставках данные решения вообще неприемлемы. Стойкость вставок, изготовленных из указанного сплава механическим путем, недостаточна из-за низкой его твердости.

Сущность изобретения заключается в том, что во вставку приемника, выполненную из алюминиевого сплава, дополнительно введен порошкообразный графит 0,5-10% (мас. доля) в качестве армирующей фазы металлической матрицы при следующем соотношении основных компонентов в % (мас. доля):

Кремний - 0,8-22,0

Железо - 0,3-3,5

Цинк - контактная вставка токоприемника электротранспорта, патент № 213651412,0

Магний - контактная вставка токоприемника электротранспорта, патент № 21365142,0

Сумма других примесей - <6,0,

Такое решение позволяет получать вставки токоприемника, обладающие комплексом свойств: высокая износостойкость за счет кремния, железа и цинка, обеспечивающих высокую твердость металлической матрицы; пониженный коэффициент трения материала вставки за счет графита и, как следствие, снижение износа контактной сети.

Наличие в сплаве кремния обеспечивает хорошие литейные свойства, цинка - твердость, а железо повышает технологичность вставки, т. к. упрощает подбор шихтовых материалов и условий плавки металла. Кроме того, хорошие антифрикционные свойства материала контактной вставки. позволяют отказаться от специальной смазки и упростить конструкцию трамвайной вставки

В качестве шихтовых материалов для изготовления вставок могут быть использованы все литейные алюминиевые сплавы в чушках (по ГОСТ 1583-73Е), чушковый цинк (по ГОСТ 3640-79), 75%-ный ферросилиций Си75 (по ГОСТ 1415-49), лом алюминия, лом алюминиевых деформируемых сплавов, лом цинковых сплавов (по ГОСТ 25140-82 и ГОСТ 21437-75), цинковые сплавы в чушках (по ГОСТ 19424-74 и ГОСТ 21438-75), лом алюминиевых сплавов первой, второй и пятой групп (по ГОСТ 2685-75), лигатуры Al-Cu, Al-Fe, графит кристаллический (серебристый, ГОСТ 5279-50), возврат изношенных вставок, магниевые сплавы в чушках МА5ЦБ (ГОСТ 2581-78).

Описанная вставка токоприемника электротранспорта обладает новизной и соответствует изобретательскому уровню.

Ниже приводятся примеры состава вставок и порядок их изготовления из композиционных материалов металл-графит.

Пример 1. В качестве матрицы используется алюминиевый сплав АЛ11 - цинковый силумин (ГОСТ 2685-75) следующего состава (мас. доля):

Магний - 0,1-0,3

Кремний - 6,0-8,0

Цинк - 7,0-12,0

Алюминий - Остальное

Твердость сплава после литья НВ 90 ед.

В качестве армирующей фазы используется серебристый графит 2-4% (мас. доля) с размером частиц 50 мкм.

При изготовлении сплава расчет производится по следующим параметрам (%, мас. доля):

Магний - 0,2

Кремний - 8,0

Цинк - 10,0

Железо - 0,5

Графит - 3,0

Алюминий - Остальное

При этом на 100 кг сплава добавляется 50 кг возврата (использованные вставки).

В тигель электропечи сопротивления загружаются 33,5 кг, сплава АК12 с содержанием кремния 12%, 9,9 кг лома алюминия и 50 кг изношенных вставок. После расплавления загруженной шихты в расплав вводится 0,1 кг магния МА5Ц1 и 5 кг цинка. Температура расплава доводится до 700oC, после чего в него замешивается 1,5 кг подогретого до 200oC серебристого графита.

При температуре 700-720oC производится заливка композиционного материала в кокиль для получения вставок.

Готовые вставки имеют матрицу из сплава АЛ11 и армирующую фазу - серебристый графит. Сочетание высокой твердости матрицы и антифрикционных свойств армирующей фазы обеспечивает превышение износостойкости серийных вставок в 2-2,5 раза при отсутствии переноса меди на рабочую поверхность вставки от контактной сети.

Пример 2. В качестве матрицы используется сплав Al-Fe-Si-Zn 95% (мас. доля), а в качестве армирующей фазы - серебристый графит 6%.

Состав композита в % (мас. доля):

Кремний - 7,5-10,0

Железо - 2,0-3,5

Цинк - 5,0-8,0

Графит - 5,0-6,5

Алюминий - Остальное

Расчет ведется по следующим параметрам (%, мас. доля):

Кремний - 9,0

Железо - 3,0

Цинк - 6,0

Графит - 6,0

Алюминий - Остальное

В тигель электропечи загружается 38 кг лома алюминия (АО), расплавляется и перегревается до 800oC. В перегретый расплав вводится: кг. раздробленного на мелкие куски и нагретого до 200-300oC 75%-ного ферросилиция СИ75. После полного растворения ферросилиция в расплав вводится 50 кг возврата изношенных вставок и 3 кг цинка Ц3, после расплавления которых при температуре 750oC в расплав замешивается 3 кг нагретого до 200oC серебристого графита. Композит заливается в кокиль для получения вставок при температуре 720-750oC.

Рабочие характеристики данных вставок аналогичны указанным в примере 4, однако стоимость их значительно ниже из-за использования недорогих и недефицитных материалов.

Использование изобретения позволяет организовать производство литых вставок токоприемника электротранспорта без использования дефицитных дорогостоящих материалов, повысить износостойкость вставок в несколько раз по сравнению с серийными, устранить замену вставок в течение рабочей смены, улучшить качество вставок из алюминиевых сплавов за счет повышения антифрикционных свойств и устранения переноса меди с контактной сети на рабочую поверхность вставки. Кроме того, решаются экологические проблемы за счет устранения из производства вредных фенольных смол, используемых в производстве графитовых вставок.

Класс B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств 

токосъемная вставка токоприемника электротранспортного средства и способ ее изготовления -  патент 2510339 (27.03.2014)
способ получения контактных вставок троллейбусов -  патент 2508177 (27.02.2014)
способ прессования углеродных контактных вставок троллейбусов -  патент 2494835 (10.10.2013)
способ уменьшения износа контактной пары - контактный провод и токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава -  патент 2440899 (27.01.2012)
износостойкий композиционный порошковый материал на медной основе для контактных пластин токоприемников электроподвижного состава -  патент 2400550 (27.09.2010)
контактная пластина полозов токоприемников -  патент 2380439 (27.01.2010)
контактная пластина и способ ее изготовления -  патент 2351437 (10.04.2009)
управляемый токоприемник троллейбуса и контактная сеть -  патент 2346830 (20.02.2009)
токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава -  патент 2337840 (10.11.2008)
контактная головка токоприемника -  патент 2314938 (20.01.2008)
Наверх