кресло для транспортного средства
Классы МПК: | B60N2/42 для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья B64D11/06 конструктивные особенности сидений B64D25/04 модификация сидений |
Автор(ы): | Шарун Ю.А., Дроздов С.В., Михайловский А.А., Тузов А.А., Кобелев В.Н. |
Патентообладатель(и): | АООТ Авиационный научно-технический комплекс им.А.Н.Туполева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-08-25 публикация патента:
10.09.1999 |
Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства. Кресло содержит силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, узлы крепления кресла к полу транспортного средства. Подкос с одной стороны шарнирно соединен с задней стойкой, а с другой шарнирно соединен с рычагом. В отверстии рычага на противоположном его конце установлено энергогасящее устройство, выполненное в виде торсионного пластического амортизатора, стержень которого имеет тарированные участки, размещенные между элементами кронштейна, в которых неподвижно установлен амортизатор, а элементы кронштейна закреплены на передней стойке кресла. Конструкция кресла позволит снизить действующие на пассажира нагрузки, обеспечивая его безопасность в аварийной ситуации, ослабить усилия, передаваемые на пол транспортного средства и снизить вес кресла. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Кресло для транспортного средства, содержащее силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, подкос, шарнирно соединенный с задней стойкой, энергогасящее устройство с тарированным участком и узлы крепления кресла к полу транспортного средства, отличающееся тем, что оно снабжено рычагом, шарнирно связанным с подкосом, а энергогасящее устройство выполнено в виде торсионного пластического амортизатора, включающего в себя стержень и соединенного по поверхности выступающего на нем участка с рычагом, при этом тарированные участки амортизатора размещены между закрепленными на передней стойке элементами кронштейна, в которых неподвижно установлен амортизатор. 2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что рычаг выполнен с цапфами, размещенными в цилиндрических гнездах элементов кронштейна.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства и обеспечения безопасности пассажиров в аварийных ситуациях, например, при аварийной посадке самолета. Существующие самолеты имеют конструкцию кресла, рассчитанную на статические перегрузки до 9. Однако если кресло жесткой конструкции рассчитано на перегрузку 9 и не снабжено энергопоглощающим устройством, то ударные нагрузки будут восприниматься не только всеми пассажирами, но, кроме того, полом салона, не рассчитанным на подобные перегрузки (см. air et cosmos, 26 XII 1987/2, 1, 1988, N 1170/71, p.126, 127). В аварийной ситуации при воздействии ударных нагрузок конструкция кресла при сохранении горизонтального положения должна, с одной стороны, ограничить испытанные пассажирами нагрузки, а с другой стороны - ослабить усилия, передаваемые на пол. Известно кресло самолета (см. заявку Франции N 2684955, кл. B 64 D 25/04, 1991 г.), содержащее силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, соединенными между собой подкосом, узлы крепления кресла к полу транспортного средства и энергогасящие устройство. Подкос выполнен с тарированным сечением, раcсчитанным на поглощение энергии торможения при аварийной посадке. В указанном кресле подкос опоры при торможении самолета работает на сжатие, в тарированном сечении происходит изгиб. При этом в работе участвует небольшой участок подкоса. Эта зона работает как шарнир, а остальная часть подкоса - как тяга, не участвуя в поглощении энергии, а для поглощения всей энергии торможения для обеспечения безопасности пассажиров требуется большая площадь сечения, что увеличивает вес кресла. Задача, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в снижении нагрузок, действующих на пассажира в аварийной ситуации, ослаблении усилия, передаваемого на пол, и в снижении веса кресла. Эта задача решается тем, что в кресле для транспортного средства, содержащем силовой каркас, шарнирно соединенный с передней и задней стойками, подкос, шарнирно соединенный с задней стойкой, энергогасящее устройство с тарированным участком и узлы крепления кресла к полу транспортного средства, подкос шарнирно соединен с рычагом, в отверстии которого на другом его конце установлен торсионный пластический амортизатор в виде стержня, соединенный с рычагом по поверхности выступающего участка амортизатора, тарированные участки амортизатора размещены между элементами кронштейна, в которых неподвижно установлен амортизатор, а элементы кронштейна закреплены на передней стойке, при этом цапфы рычага размещены в цилиндрических гнездах элементов кронштейна. На фиг. 1 представлен вид кресла сбоку; на фиг. 2 - узел I фиг.1; на фиг. 3 - разрез А-А фиг. 2; на фиг. 4 - элементы фиг. 3 в аксонометрии. Кресло для транспортного средства содержит силовой каркас 1, на котором шарнирно установлены передняя 2 и задняя 3 стойки, узлы крепления 4 кресла к полу транспортного средства. Стойки соединены между собой подкосом 5, шарнирно установленным на задней стойке 3 и шарнирно связанным c рычагом 6, в отверстии которого на противоположном его конце установлено энергогасящее устройство - торсионный пластический амортизатор 7 в виде стержня, соединенный с рычагом 6 по поверхности выступающего участка 8 амортизатора. Тарированные участки 9 амортизатора размещены между элементами кронштейна 10, в которых неподвижно установлен амортизатор. Элементы кронштейна 10 закреплены на передней стойке 2. При этом рычаг 6 может поворачиваться вокруг оси амортизатора 7 между элементами кронштейна 10 за счет размещения цапф 11 рычага 6 в цилиндрических гнездах 12 кронштейна 10. Работа предлагаемого кресла происходит следующим образом. При возникновении нагрузок торможения, действующих на пассажира, сидящего в кресле и зафиксированного привязными ремнями, динамическая нагрузка передается на силовой каркас кресла 1. При этом начинается взаимное перемещение относительно друг друга передней 2 и задней 3 стоек и вокруг шарниров на узлах крепления кресла к полу 4. Возникающая в подкосе 5 нагрузка передается через рычаг 6 на торсионный пластический амортизатор 7. Под действием нагрузки происходит скручивание тарированных участков 9 относительно торцов стержня, закрепленных в кронштейне 10. Торсионный пластический амортизатор рассчитан таким образом, что до заданной нагрузки амортизатор работает в пределах упругих деформаций, а при увеличении нагрузок амортизатор начинает работать в пределах пластических деформаций. При этом большая часть энергии поглощается за счет пластической деформации стержня. Конструкция рычага 6 и кронштейна 10 такова, что она обеспечивает работу амортизатора только на кручение, полностью исключая его изгиб, включая в работу - кручение всю длину тарированных участков 9 торсионного пластического амортизатора. Конструкция предложенного кресла обеспечивает выполнение требования норм летной годности по прочности в условиях динамического нагружения при аварийной посадке. Применение предлагаемой конструкции кресла позволит снизить действующие на пассажира нагрузки, обеспечивая его безопасность в аварийной ситуации, ослабить усилия, передаваемые на пол, и снизить вес кресла. Кроме того, при воздействии нагрузок, превышающих расчетные, опоры кресла-прототипа сложатся и кресло упадет на пол, a в предлагаемой конструкции при срезе тарированных участков 9 амортизатора рычаг 6 развернется относительно цапф 11 в одну линию с подкосом 5 и удержит кресло от падения.Класс B60N2/42 для защиты человека от чрезмерных перегрузок, например аварийные или безопасные сиденья
Класс B64D11/06 конструктивные особенности сидений
Класс B64D25/04 модификация сидений