быстроходное судно
Классы МПК: | B63B1/18 корпуса глиссирующего типа B63B1/20 с несколькими глиссирующими поверхностями |
Автор(ы): | Баганин А.А., Бочагов В.И., Нечаева Н.В., Сидоров В.П. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт низких температур при Московском государственном авиационном институте - техническом университете |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-05-06 публикация патента:
10.09.1999 |
Изобретение относится к судостроению и касается быстроходных судов с управляемыми интерцепторами, движущихся в переходном режиме или режиме глиссирования. Судно имеет корпус с транцем и транцевой плитой. Последняя установлена на транце с образованием редана. Судно имеет кормовые управляемые интерцепторы, установленные с возможностью выдвига из-за задней кромки редана путем поворота относительно осей, параллельных его задней кромке. Редан выполнен с высотой не менее высоты интерцепторов. Транцевая плита выполнена составной из двух частей. Передняя ее часть является продолжением днища. Вдоль задней ее кромки, расположенной в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной и основной плоскостям судна, жестко закреплен вертикальный пояс с подкрепляющими кницами. На нем выше плоскости днища разъемно закреплена задняя часть транцевой плиты с вышеуказанными интерцепторами. Они установлены снизу в районе ее задней кромки. Редан образован задней частью транцевой плиты. Задняя часть транцевой плиты вместе с элементами крепления электроизолирована от передней части транцевой плиты и корпуса судна. Технический результат от реализации изобретения заключается в упрощении технологии изготовления, сборки, монтажа и электроизолирования интерцепторов и транцевой плиты судна, а также в расширении класса судов, на которые могут быть установлены интерцепторы. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Быстроходное судно, содержащее корпус с транцем и транцевой плитой, установленной на транце с образованием редана, и оборудованное кормовыми управляемыми интерцепторами, установленными с возможностью выдвига из-за задней кромки редана путем поворота относительно осей, параллельных его задней кромке, при этом редан выполнен с высотой не менее высоты интерцепторов, отличающееся тем, что транцевая плита выполнена составной из двух частей, причем продолжением днища является передняя часть транцевой плиты, а вдоль ее задней кромки, расположенной в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной и основной плоскостям судна, жестко закреплен вертикальный пояс подкрепляющими кницами, на котором выше плоскости днища разъемно закреплена задняя часть транцевой плиты с вышеупомянутыми интерцепторами, установленными снизу в районе ее задней кромки, причем редан образован задней частью транцевой плиты. 2. Быстроходное судно по п.1, отличающееся тем, что задняя часть транцевой плиты вместе с элементами крепления электроизолирована от передней части транцевой плиты и корпуса судна.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к быстроходным судам, оборудованным управляемыми интерцепторами и движущимися в переходном режиме или в режиме глиссирования. Известны быстроходные суда, у которых для уменьшения угла дифферента (для преодоления горба сопротивления или уменьшения перегрузки при движении на волнении) используются управляемые транцевые плиты. Недостатком таких судов является то, что транцевые плиты должны быть достаточно больших размеров и иметь мощный привод для их быстрого отклонения (Справочник по малотоннажному судостроению. Л.: Судостроение, 1988, с. 278 - 280). Известно быстроходное судно, принятое за прототип, содержащее корпус с транцем и транцевой плитой и оборудованное кормовыми управляемыми интерцепторами (патент России N 2096240, 6 В 63 В 1/18, 1/20, 1996). При этом транцевая плита установлена на транце выше днища с образованием редана, а интерцепторы установлены под транцевой плитой с возможностью выдвига из - за задней кромки редана путем поворота относительно осей, параллельных задней кромке редана и закрепленных снизу на транцевой плите в районе ее задней кромки, а редан выполнен с высотой не менее высоты интерцептора. Недостатком прототипа является то, что при приварке к транцу и транцевой плите подкрепляющих книц в условиях стапеля происходят значительные деформации днища и транцевой плиты в районе их задних кромок, из - за чего приходится выполнять большой объем доработок и доводок, чтобы обеспечить требуемый зазор![быстроходное судно, патент № 2136534](/images/patents/335/2136004/916.gif)
![быстроходное судно, патент № 2136534](/images/patents/335/2136004/916.gif)
![быстроходное судно, патент № 2136534](/images/patents/335/2136004/916.gif)
- обойти проблему сварочных деформаций и на порядок уменьшить объем доводочных работ по обеспечению требуемого зазора 0,5 мм и менее между рабочей выпуклой цилиндрической поверхностью интерцептора и вертикальной полкой Т- или Г-образного профиля второй задней части транцевой плиты и облегчить монтаж. Это достигается тем, что к танцу приваривается только первая передняя часть транцевой плиты и вертикальный пояс, а вторая задняя часть транцевой плиты, на которой снизу крепятся интерцепторы полностью изготавливается, собирается и регулируется по зазору в механическом цехе, а затем в собранном виде поступает на стапель и крепится болтами к вертикальному поясу на первой передней части транцевой плиты;
- существенно упростить работы по обеспечению электроизоляции между интрцепторами и транцем, в случае выполнения их из разных материалов. Это достигается за счет того, что электроизоляция легко может быть обеспечена с помощью электроизоляционных пластин, устанавливаемых между двумя неподвижными частями (первой передней и второй задней) транцевой плиты, и электроизоляционных втулок и шайб, которые изолируют крепежные элементы, соединяющие обе части транцевой плиты;
- устанавливать комплекс управляемых интерцепторов на транце судна, даже в том случае, когда он является скругленным или ступенчатым по ширине, например, в случае вварки в транец вертикальных коробов водометов, которые затем выступают из транца на 60 и более мм. Это достигается тем, что ступенчатость транца приходится на первую переднюю часть транцевой плиты, а ее строго вертикальный пояс уже лежит в одной плоскости, пригодной для установки интерцепторов, закрепленных на второй задней части транцевой плиты. На фиг. 1 и 2 на видах сзади и сверху соответственно показан фрагмент транца предлагаемого быстроходного судна, оборудованного водометными движителями. На фиг. 3 на виде сбоку вдоль задней кромки транца представлен фрагмент транца быстроходного судна, на котором установлена транцевая плита с управляемыми интерцепторами. На фиг. 4 на виде сверху (перпендикулярно днищу) представлен фрагмент транцевой плиты с интерцепторами, показанной на фиг.3. На фиг.5 показано сечение интерцептора и транцевой плиты по плоскости Б - Б (фиг.3), параллельной днищу. На фиг.6 на виде сбоку представлен вариант выполнения второй задней задней части транцевой плиты в виде Г-образного профиля. На фиг. 7 показано сечение ножа интерцептора по плоскости В-В на фиг.6 (в месте подсоединения серьги). Предложенное устройство содержит следующие элементы: корпус 1 с транцем 2 и транцевой плитой 6, установленной на транце выше плоскости днища 5 судна с образованием редана, кормовыми управляемыми интерцепторами 17 и 18, установленными под транцевой плитой с возможностью выдвига из-за задней кромки редана путем поворота относительно осей, параллельных его задней кромке и закрепленных снизу под транцевой плитой в районе ее задней кромки, причем редан при этом выполнен с высотой не менее высоты интерцепторов. Транцевая плита выполнена составной из двух частей, причем продолжением днища является первая передняя часть 10 транцевой плиты, вдоль задней кромки которой, расположенной в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной и основной плоскостям судна, жестко закреплен вертикальный пояс 11 с подкрепляющими кницами 12, на котором выше плоскости днища разъемно закреплена вторая задняя часть 16 транцевой плиты с интерцепторами 17 и 18, которые установлены снизу в районе ее задней кромки, причем редан образован второй задней частью 16 транцевой плиты. Вторая задняя часть транцевой плиты вместе с элементами крепления электроизолирована от первой передней части транцевой плиты и корпуса судна при помощи электроизоляционных элементов. Пример реализации. Предлагаемое быстроходное судно, содержит остроскулый корпус 1 с плоскокилеватым днищем и транцем 2 и оборудовано водометными движителями (водометами) 3. Транец 2 может быть плоским или выпуклым, вертикальным или наклонным. Днищевые листы 4 водометов 3 вварены в днище судна 5 заподлицо с ним и с выходом за нижнюю кромку транца в виде транцевой плиты 6 (Г"Г""Д""Д"), а транцевые короба 7 - в транец 2 судна с образованием выступов, повышающих жесткость конструкции. При этом участки днища 5 слева и справа от днищевых листов 4 водометов 3 также продлены за транец 2 в виде частей 8 (ОО"Г""Т - килевая часть) и 9 (ДД""Е"Е - бортовая часть) (фиг. 2 и 4) транцевых плит. Таким образом участки 6, 8 и 9, сваренные своими боковыми кромками вместе, являются продолжением днища 5 и образуют первую переднюю часть 10 транцевой плиты правого борта (при необходимости детали, узлы и устройства левого борта будут обозначаться той же позицией со штрихом). При этом участки 8 и 9 имеют длину L2 (ОО" = ЕЕ"), а участок 6 - длину L1 (Г"Г""=Д"Д"") (фиг.2 и 4). К задней кромке первой передней части участок 6 - длину L1 (Г"Г""=Д"Д"") (фиг.2 и 4). К задней кромке первой передней части 10 транцевой плиты в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной (ДП) и основной (ОП) плоскостям судна, сверху приварен вертикальный пояс 11, который со стороны транца 2 подкреплен кницами 12. К этому вертикальному поясу 11 с помощью болтов 13, винтов 14 и гаек 15 (фиг.3-5) прикреплена вторая задняя часть 16 транцевой плиты, которая в сечении имеет Т образный (фиг. 3-4) или Г-образный (фиг.7) профиль. Снизу к условно горизонтальной полке (эта полка параллельна днищу и является горизонтальной только в поперечных сечениях, перпендикулярных задней кромке днища этого профиля 16 (второй задней части транцевой плиты) шарнирно прикреплены интерцепторы 17 (бортовой) и 18 (килевой) (фиг. 1, Ж"" - граница между интерцепторами). Каждый интерцептор 17 состоит из ножа 19 и проушин подвески 20 (фиг.4 и 5), которые соединены друг с другом с помощью винтов 21, ввернутых со стороны рабочей цилиндрической поверхности ножей 19 в крылья проушин 20 и законтренные гайками 22 (при обработке рабочей поверхности интерцепторами по радиусу R относительно единой оси И - И", пропускаемой при обработке через осевые отверстия всех проушин, которые закреплены на интерцепторе, головки винтов 21 попадают в зону обработки и частично срезаются). Проушины 20 с помощью осей 23 шарнирно установлены в опорах - вилках 24, которые в свою очередь жестко закреплены на условно горизонтальной полке профиля 16. Для этого использованы болты 25 (фиг.3 и 7). С тем, чтобы до минимума уменьшить зазор (между рабочей поверхностью интерцептора 17 (ножа 19) и противолежащей поверхностью транцевой плиты в пространстве между вертикальной полкой профиля 16 с интерцептором 17 установлен на винтах 26 вкладыш 27 (фиг.3, 5, 7). Этот вкладыш имеет вогнутую цилиндрическую поверхность, выполненную с радиусом R+
![быстроходное судно, патент № 2136534](/images/patents/335/2136004/916.gif)
![быстроходное судно, патент № 2136534](/images/patents/335/2136004/916.gif)
Исходное положение всех интерцепторов - полностью убранное(фиг.3), т.e.
![быстроходное судно, патент № 2136534](/images/patents/335/2136009/948.gif)
упростить операции монтажа и демонтажа интерцепторов на транцевой плите судна, поскольку вторая задняя часть 16 транцевой плиты, на которой установлены с минимальными зазороми (интерцепторы 16, 17), изготавливается вне стапеля (в механическом цехе), поступает на сборку в полностью готовом виде и подсоединяется к вертикальному вертикальный поясу 11 с помощью болтов, при этом на порядок сокращается время установки и регулировки интерцепторов;
существенно упростить работы в случае необходимости по электроизоляции интерцепторов от корпуса, поскольку зона электроизоляции переносится из зоны зазоров (на неподвижный стык между первой передней и задней частями транцевой плиты и легко достигается с помощью пластин 30, втулок 32 и прокладок 31;
производить установку интерцепторов на транце судна даже в тех случаях, когда транец является скругленным или в него вварены с выступом вертикальные плиты водометных движителей и нельзя использовать прототип, т.е. расширяется круг судов, на которых могут быть установлены интерцепторы.
Класс B63B1/18 корпуса глиссирующего типа
быстроходное судно - патент 2488510 (27.07.2013) | ![]() |
спортивная моторная лодка - патент 2471670 (10.01.2013) | ![]() |
корпус судна - патент 2461488 (20.09.2012) | ![]() |
корпус судна - патент 2457974 (10.08.2012) | ![]() |
судно - патент 2437797 (27.12.2011) | ![]() |
быстроходное судно - патент 2396180 (10.08.2010) | ![]() |
скоростное глиссирующее судно - патент 2387569 (27.04.2010) | ![]() |
корпус глиссирующего судна - патент 2381946 (20.02.2010) | ![]() |
быстроходное судно - патент 2369516 (10.10.2009) | ![]() |
быстроходное судно - патент 2356776 (27.05.2009) |
Класс B63B1/20 с несколькими глиссирующими поверхностями
быстроходное судно - патент 2396180 (10.08.2010) | ![]() |
универсальный глиссер - патент 2394718 (20.07.2010) | |
быстроходное судно - патент 2386567 (20.04.2010) | |
быстроходное судно - патент 2369516 (10.10.2009) | ![]() |
быстроходное судно - патент 2356776 (27.05.2009) | |
быстроходное глиссирующее судно - патент 2211167 (27.08.2003) | |
корпус глиссирующего судна - патент 2172697 (27.08.2001) | |
быстроходное судно - патент 2163554 (27.02.2001) | |
быстроходное судно - патент 2163553 (27.02.2001) | |
глиссирующее судно - патент 2131822 (20.06.1999) |