лебедка (варианты)
Классы МПК: | B66D1/14 силовые передачи между приводными двигателями и барабанами лебедок |
Автор(ы): | Шпади А.Л., Миронов Л.А. |
Патентообладатель(и): | Ашмарин Александр Юрьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-09-12 публикация патента:
10.09.1999 |
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к лебедкам, и может быть использовано в качестве автомобильной лебедки для самовытаскивания и вытаскивания автомобилей, а также при подтягивании грузов или их погрузки. Лебедка содержит промежуточный вал механического привода, тросовый барабан, смонтированный на подшипниковой опоре, установленной в корпусе лебедки, волновой редуктор, установленный соосно с барабаном. Лебедка для передачи вращения от привода на барабан имеет фрикционную передачу между тросом и промежуточным валом, выполненным в виде многогранного съемного вала, проходящего через аналогичные отверстия втулки, запресованной в храповик коленвала двигателя, и согласно первому варианту лебедки отверстие шлицевой муфты генератора волн редуктора, у которого ведомая шестерня связана с торосовым барабаном через трубчатый вал, проходящий внутри консольно закрепленной подшипниковой опоры, перпендикулярно которой на корпусе лебедки установлен вертикальный ролик тросоукладчика. Согласно второму варианту второй конец промежуточного вала размещается в отверстии внутренней обоймы центробежной муфты. Причем в первом варианте выполнения трос одним концом закрепляется на грунтозацепе и натягивается со стороны второго конца. Технический результат заключается в упрощении кинематической связи лебедки с двигателем автомобиля и облегчении ее использования. 2 с.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Лебедка, содержащая корпус, тросовый барабан, связанный с промежуточным валом привода, волновой редуктор, установленный соосно с барабаном, и подшипниковую опору, отличающаяся тем, что промежуточный вал привода выполнен съемным и многогранным с возможностью размещения в выполненных многогранными отверстиях втулки, запресованной в храповик, расположенный на коленвале двигателя автомобиля, и отверстии шлицевой муфты генератора волн редуктора, у которого ведомая шестерня связана с тросовым барабаном через трубчатый вал, установленный внутри подшипниковой опоры, которая консольно закреплена на корпусе, а перпендикулярно подшипниковой опоре установлен вертикальный ролик тросоукладчика, при этом лебедка снабжена валом ручного привода, имеющим хвостовик для соединения с упомянутой шлицевой муфтой генератора волн, а трос охватывает барабан, имеющий конические реборды, с возможностью закрепления одного его конца на грунтозацепе и натяжения этого троса со стороны его другого свободного конца. 2. Лебедка, содержащая корпус, тросовый барабан, связанный с промежуточным валом привода, волновой редуктор, установленный соосно с барабаном, и подшипниковую опору, отличающаяся тем, что она снабжена фрикционной передачей, включающей в себя центробежную муфту с наружной и внутренней обоймами, а промежуточный вал выполнен съемным и многогранным с возможностью размещения в выполненных многогранными отверстиях втулки, запресованной в храповик, расположенный на коленвале двигателя автомобиля, и внутренней обоймы муфты, при этом наружная обойма муфты соединена с шлицевой муфтой генератора волн редуктора, у которого ведомая шестерня связана с тросовым барабаном через трубчатый вал, установленный внутри подшипниковой опоры, которая консольно закреплена на корпусе, а перпендикулярно подшипниковой опоре установлен вертикальный ролик тросоукладчика, причем лебедка снабжена валом ручного привода, имеющим хвостовик для соединения с упомянутой шлицевой муфтой генератора волн.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к лебедкам, и может быть использована в качестве автомобильной лебедки для самовытаскивания и вытаскивания автомобилей, а также при подтягивании грузов или их погрузки. Известна лебедка по а.с. СССР N 757462, содержащая привод в виде конической вала-шестерни, волновой редуктор с закрепленным на неподвижной оси генератором волн, снабженным коническими зубьями, а жесткое колесо волнового редуктора установлено посредством подшипника на опорной внутренней поверхности тросового барабана, который также имеет подшипниковые опоры, установленные на раме. В отсутствие неподвижного соединения между тросовым барабаном и жестким колесом барабан имеет возможность свободно вращаться, а жесткое колесо получает вращение при включении привода. Принудительное вращение тросового барабана обеспечивает соединение барабана и жесткого колеса посредством пальца. Известная лебедка имеет недостаточную конструкционную и теологическую проработку механизма. В частности, имеется промежуточный вал усложненной конструкции - это вал-шестерня с коническими зубьями. Сложная эксплуатация лебедки объясняется тем, что включение и выключение лебедки прямо связано с включением и выключением двигателя автомобиля. Техническая задача настоящего изобретения состоит в упрощении кинематической связи лебедки с двигателем автомобиля и облегчении ее применения в тяжелых условиях бездорожья. Поставленная задача решается предложенными двумя вариантами лебедки. Лебедка по первому варианту содержит корпус, тросовый барабан, связанный с промежуточным валом привода, волновой редуктор, установленный соосно барабану, и подшипниковую опору. В отличие от прототипа промежуточный вал привода лебедки выполнен съемным и многогранным с возможностью размещения в выполненных многогранными отверстии втулки, запрессованной в храповик, расположенный на коленвале двигателя автомобиля, и отверстии шлицевой муфты генератора волн редуктора. Ведомая шестерня генератора волн связана с тросовым барабаном через трубчатый вал, установленный внутри подшипниковой опоры, которая консольно закреплена на корпусе. При этом лебедка снабжена валом ручного привода, имеющим хвостовик для соединения с упомянутой шлицевой муфтой генератора волн. Трос охватывает барабан, имеющий конические реборды, с возможностью закрепления одного его конца на грунтозацепе и натяжения этого троса со стороны его другого свободного конца. Перпендикулярно подшипниковой опоре установлен вертикальный ролик тросоукладчика. Лебедка по второму варианту содержит корпус, тросовый барабан, связанный с промежуточным валом привода, волновой редуктор, установленный соосно барабану, и подшипниковую опору. В отличие от прототипа лебедка снабжена фрикционной передачей, включающей в себя центробежную муфту с наружной и внутренними обоймами, а промежуточный вал выполнен съемным и многогранным с возможностью размещения в выполненных многогранными отверстиях втулки, запрессованной в храповик, расположенный на коленвале двигателя автомобиля, и внутренней обоймы муфты, при этом наружная обойма муфты соединена со шлицевой муфтой генератора волн редуктора, у которого ведомая шестерня связана с тросовым барабаном через трубчатый вал, установленный внутри подшипниковой опоры, которая консольно закреплена на корпусе. Лебедка снабжена валом ручного привода, имеющим хвостовик для соединения с упомянутой шлицевой муфтой генератора волн. Перпендикулярно подшипниковой опоре установлен вертикальный ролик тросоукладчика. Для пояснения сущности изобретения приведены фигура 1, на которой показан продольный разрез лебедки с фрикционной передачей, образованной тросовым барабаном с коническими ребордами и свободно уложенными витками троса, фигура 2, на которой показано поперечное сечение лебедки с фрикционной передачей, включающей в себя центробежную муфту, фигура 3-храповик коленвала, фигура 4 - сечение А-А фиг. 3. Лебедка содержит неподвижный корпус 1, приваренный к основанию 2, установленному на переднем бампере автомобиля вблизи отверстия для пусковой рукоятки. Передняя часть корпуса 1 выполнена в виде консольно закрепленной подшипниковой опоры тросового барабана 3, на который свободно укладываются витки буксирного троса 4. Трос охватывает барабан 3, имеющий конические реборды, с возможностью закрепления одного его конца на грунтозацепе и натяжения этого троса со стороны его другого свободного конца. Внутри корпуса установлен волновой редуктор, у которого овальный подшипник 5 генератора волн 6 взаимодействует с гибкой шестерней 7, находящейся внутри неподвижной шестерни 8, закрепленной на крышке корпуса 9, и ведомой подвижной шестерни 10, соединенной с трубчатым выходным валом 11. При помощи стопорного кольца 12 и шпонки 13 выходной вал 11 соединен с тросовым барабаном 3, снабженным своей крышкой 14, которая обеспечивает осевую фиксацию вала ручного привода 15 с тормозом квадратичного сечения для одевания внешней ручки (на чертеже не показана). Внутренний торец вала ручного привода 15 также снабжен хвостовиком квадратичного сечения для кинематического соединения с шлицевой муфтой 16 генератора волн 6, которая имеет многогранное, например, квадратное, выходное отверстие трапецеидального продольного сечения для соединения со съемным валом 17 такого же квадратичного сечения (А-А). Противоположный конец съемного вала 17 заходит в квадратное отверстие промежуточной втулки 18 с аналогичным трапецеидальным продольным сечением, которая запрессована в храповик 19 коленвала двигателя 20 автомобиля. Кроме корпуса 1 лебедки на основании 2 за пределами габаритных размеров лебедки установлен ролик тросоукладчика 21, обеспечивающий изменение направления протяжки троса 4 в пределах