многоштуцерный разъемный агрегат
Классы МПК: | F16L37/22 в которых соединение поддерживается посредством шариков, роликов или спиральных пружин, обеспечивающих радиальное давление между частями |
Автор(ы): | Медведев Н.И., Мордвинников И.А., Демидов Е.Б., Мартынов В.М. |
Патентообладатель(и): | Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им.С.П.Королева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-09-02 публикация патента:
10.09.1999 |
Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем и может быть использовано в машиностроении. Многоштуцерный разъемный агрегат содержит бортовую и сменную платы с размешенными в их корпусах продольными каналами с запорными клапанами и центрирующими элементами. Платы соединены запорным устройством. Бортовая и сменная платы выполнены в виде основного и дополнительного корпусов с возможностью вращения относительно друг друга. В дополнительных корпусах бортовой и сменной плат выполнены дополнительные продольные каналы с запорными клапанами, причем каждый дополнительный канал в дополнительном корпусе сменной платы сообщен с ее основным каналом через промежуточную полость, выполненную между основным и дополнительным корпусами. Изобретение повышает надежность устройства. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую и сменную платы с размещенными в их корпусах продольными каналами с запорными клапанами и центрирующими элементами и соединенными запорным устройством, отличающийся тем, что на корпусах бортовой и сменной плат установлены с возможностью вращения относительно основных дополнительные корпуса с дополнительными центрирующими элементами и дополнительными каналами с запорными клапанами, при этом каждый дополнительный канал дополнительного корпуса сменной платы сообщен с ее основным каналом через промежуточную полость, выполненную между основным и дополнительным корпусами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем и может быть использовано в машиностроении. Известен многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную платы с заправочными магистралями, скрепленные запорными элементами (см. патент РФ N 2023629 C1, кл. F 16 L 37/00). Недостатком данной конструкции является невозможность ее использовать в гидравлических магистралях, подвижных в радиальном направлении, т.к. при повороте необходимо прервать поступающий гидравлический поток, что нарушает процесс работы агрегатов космического аппарата. Близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является многоштуцерный разъемный агрегат, состоящий из бортовой и сменной плат с размещенными в них продольными каналами с запорными клапанами и запорного устройства (см. патент СССР N 1825406 A3, кл. F 16 B 2/16; F 16 L 37/22). Данная конструкция имеет тот же недостаток, что и вышеуказанная. Техническим результатом предлагаемой конструкции является наличие дополнительного гидравлического контура, состоящего из нескольких продольных каналов с запорными клапанами, выполненных в дополнительных корпусах бортовой и сменной плат, которые имеют возможность вращения относительно основных корпусов бортовой и сменной плат, что обеспечивает возможность использования гидравлических магистралей, подвижных в радиальном направлении и осуществляющих поворот перекачиваемой жидкости в различных направлениях. Сущность изобретения заключается в том, что в многоштуцерном разъемном агрегате содержащим бортовую и сменную платы с размещенными в их корпусах продольными каналами с запорными клапанами и центрирующими элементами и соединенные запорным устройством на корпусах бортовой и сменной плат установлены с возможностью вращения относительно основных дополнительные корпуса с дополнительными центрирующими элементами и дополнительными каналами с запорными клапанами, при этом каждый дополнительный канал дополнительного корпуса сменной платы сообщен с ее основным каналом через промежуточную полость, выполненную между основным и дополнительным корпусами. На фиг. 1 изображен разрез общего вида многоштуцерного разъемного агрегата. На фиг. 2 изображена бортовая плата. На фиг. 3 изображена сменная плата. Конструкция многоштуцерного разъемного агрегата состоит из основного 1 и дополнительного 2 корпусов бортовой платы с размещенными в них продольными каналами 3 и 4 с запорными клапанами 5 и 6 и основного 7 и дополнительного 8 корпусов сменной платы с размещенными в них продольными каналами 9 и 10 с запорными клапанами 11 и 12. Каждый дополнительный канал 10 дополнительного корпуса 8 сменной платы соединен через полость 13 с основным каналом 9 основного корпуса 7 сменной платы. Полости 13 разделены между собой уплотняющими элементами 14. В центральной полости 15 основного корпуса 1 бортовой платы находится захватываемый упор 16, с ним взаимодействует захватывающий механизм в виде центрального штока 17 и цанги 18, находящийся в основном корпусе 7 сменной платы. Резьбовой конец штока 17 взаимодействует с резьбой гайки 19, установленной в основном корпусе 7 сменной платы и имеющей возможность вращения без осевого перемещения. Запорное устройство агрегата состоит из захватываемого упора 16 центрального штока 17 с цангой 18 и стягивающей гайки 19. В центральном штоке 17 выполнен продольный паз 20, в котором расположена шпонка 21, неподвижно закрепленная в основном корпусе 7 сменной платы. Дополнительный корпус 2 бортовой платы установлен на основном корпусе 1 на подшипниках 22 и имеет возможность вращения относительно основного. Дополнительный корпус 8 сменной платы установлен на основном корпусе 7 на подшипниках 23 и 24 и имеет возможность вращения относительно основного. Центрирующие элементы 25 и 26 основного 7 и дополнительного 8 корпусов сменной платы взаимодействуют с направляющими отверстиями 27 и 28 основного 1 и дополнительного 2 корпусов бортовой платы. Дополнительный корпус 2 бортовой платы соединен неподвижно с бортом, а основной корпус 1 бортовой платы соединен с приводным вращающим механизмом 29. Соединение многоштуцерного разъемного агрегата осуществляется следующим образом: перемещают сменную плату к бортовой, при этом центральный шток 17 основного корпуса 7 сменной платы входит в центральную полость 15 основного корпуса 1 бортовой платы, одновременно центрующий элемент 25 основного корпуса 7 сменной платы входит в направляющее отверстие 27 основного корпуса 1 бортовой платы, происходит центрирование положения запорных клапанов 5 основного корпуса 1 бортовой платы с запорными клапанами 11 основного корпуса 7 сменной платы. После этого цанга 18 захватывает упор 16 основного корпуса 1 бортовой платы. Затем центрирующий элемент 26 дополнительного корпуса 8 сменной платы входит в направляющее отверстие 28 дополнительного корпуса 2 бортовой платы. Происходит центрирование положения запорных клапанов 6 дополнительного корпуса 2 бортовой платы с запорными клапанами 12 дополнительного корпуса 8 сменной платы. Далее вращают гайку 19, которая перемещает шток 17 вдоль оси основного корпуса 7 благодаря продольному пазу 20, взаимодействующему с неподвижной шпонкой 21, при этом шток 17 прижимает цангу 18 к захватываемому упору 16 основного корпуса 1 бортовой платы, происходит закрытие цангового замка, а шток 17 через цангу 18 и захватываемый упор 16 упирается в основной корпус 1 бортовой платы. Продолжают вращать гайку 19, которая перемещаясь по резьбовой части ставшего неподвижным штока 17 перемещает основной корпус 7 и соединенный с ним через подшипники 23 и 24 дополнительный корпус 8 сменной платы. Сцентрированные по положению запорные клапаны 5 и 6 бортовой платы и запорные клапана 11 и 12 сменной платы начинают взаимодействовать друг с другом, образуя гидравлические разъемные соединения. Происходит раскрытие гидравлических магистралей. Вращают гайку 19 до упора торцов бортовой и сменной плат. В таком положении бортовая и сменная платы стянуты между собой. При этом гидравлический поток из дополнительного гидравлического контура, образованного продольными каналами 4 и 10 через запорные клапаны 6 и 12, выполненные в дополнительных корпусах 2 и 8 бортовой и сменной плат, остающихся неподвижными благодаря креплению дополнительного корпуса 2 бортовой платы к борту через полость,13 непрерывно поступает в основной гидравлический контур, образованный продольными каналами 3 и 9 через запорные клапаны 5 и 11, выполненные в основных корпусах 1 и 5 бортовой и сменной плат. При необходимости направить гидравлический поток перекачиваемой жидкости в ту или иную сторону основной корпус 1 бортовой платы перемещают приводным механизмом 29 на определенный угол, при этом продольные каналы 3 и 9 с запорными клапанами 5 и 11, выполненные в основных корпусах 1 и 7 бортовой и сменной плат перемещаются в радиальном направлении на тот же угол, причем гидравлический поток продолжает непрерывно поступать из дополнительных продольных каналов 4 и 10 в основные каналы 3 и 9.Класс F16L37/22 в которых соединение поддерживается посредством шариков, роликов или спиральных пружин, обеспечивающих радиальное давление между частями