сиденье оператора подъемно-транспортных машин

Классы МПК:B60N2/02 с подвижными сиденьями или подвижными элементами сидений, например регулируемыми (регулируемые опоры для них (подлокотники)  2/46; регулируемые опоры для головы  2/48)
B66C13/54 посты оператора или кабины машиниста 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Приоритеты:
подача заявки:
1998-03-12
публикация патента:

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов. Сиденье оператора подъемно-транспортных машин содержит плоскорычажной механизм, состоящий из двух параллельно расположенных четырехзвенных параллелограммов, составленных из шарнирно соединенных звеньев. Через середину нижнего звена одного из параллелограммов проходит ось, на которой закреплен полый рычаг с размещенным в нем подпружиненным фиксатором, фиксирующий элемент которого может занимать три положения в пазах червячного колеса, установленного на оси, что позволяет регулировать положение сиденья в позициях "работа с наклоном" - "работа без наклона" - "отдых" дискретно. Для обеспечения плавного регулирования положения сиденья в его конструкции предусмотрено червячное колесо, взаимодействующее с червяком, управляемым маховиком, закрепленным на горизонтальной оси, причем два четырехзвенных параллелограмма и червячная пара смонтированы на раме, установленной в вертикальной стойке, соединенной с полом кабины через виброзащитный торообразный элемент, что снижает воздействие вибрации на оператора через сиденье. Технический результат - улучшение условий труда оператора за счет использования сиденья в положениях "работа с наклоном" - "работа без наклона" - "отдых". 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Сиденье оператора подъемно-транспортных машин, содержащее каркас сиденья, связанный с плоскорычажным механизмом, который составлен из пар шарнирно связанных между собой звеньев, отличающееся тем, что плоскорычажной механизм выполнен в виде двух параллельно расположенных четырехзвенных параллелограммов, через середину нижнего звена одного из параллелограммов проходит ось, на которой жестко закреплен полый рычаг с размещенным в нем подпружиненным фиксатором, который может занимать три положения в пазах червячного колеса, и последнее взаимодействует с червяком, управляемым маховиком, при этом два четырехзвенных параллелограмма и червячная пара смонтированы на раме, установленной в вертикальной стойке, соединенной с полом кабины через виброзащитный торообразный элемент.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подъемно-транспортному и строительному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах грузоподъемных кранов.

Известна подвеска сиденья транспортного средства, cодержащая вибрационное пневматическое устройство и устройство для регулирования положения сиденья по высоте, виброзащитное устройство размещено между сиденьем и потолком и включает в себя полый шар, опирающийся верхним полюсом на размещенные в полости шара втулку, упорную манжету и тороидальную пневматическую камеру, через которые пропущен прикрепленный к потолку центральный стержневой крепежный элемент, в нижней части которого установлены указанная упорная манжета и сегментная шайба, при этом шар с боковых сторон обхвачен разъемным ободом, выполненным в виде усеченного с полюсов шара и закрепленным подвижно на шаре виброзащитного устройства, стропы, которыми сиденье прикреплено к разъемному ободу, причем диаметр внутренней поверхности обода больше диаметра шара на две толщины фрикционной прокладки, которая прикреплена к внутренней поверхности обода, а в зоне верхнего полюса шара закреплено ограничительное кольцо, при этом сиденье присоединено к полу транспортного средства гофрированным упругим элементом. Подвеска сиденья по п.1, стропы выполнены регулируемыми по длине (а. с. N 1252204, М. Кл. В 60 N 1/02).

Подвеска позволяет повысить комфортабельность и технику безопасности путем удержания сиденья в стабильном положении в одной горизонтальной плоскости при подвешивании сиденья к потолку транспортного средства, а также регулировать положение сиденья по высоте в зависимости от роста оператора.

К недостаткам подвески сиденья следует отнести наличие вертикальных строп, ограничивающих свободу движения оператора и управления машиной; отсутствие средств регулирования положения сиденья по глубине кабины и по углу наклона относительно горизонтальной плоскости, что затрудняет беспрепятственно осуществлять обзор за наблюдаемыми объектами.

Другое сиденье транспортного средства cодержит закрепленные на кронштейнах подушку сиденья, спинку и рычаги, шарнирно соединенные одними концами с кронштейнами подушки и спинки, а противоположными - с опорной стойкой, рычаги выполнены в виде кривошипов, установленных на противоположных концах полой оси, закрепленной на опорной стойке, и несущих поворотные втулки, соединенные с кронштейнами соответственно спинки и подушки сиденья, при этом кривошипы связаны с осью и втулками кронштейнов через торцовые зубчатые полумуфты. Сиденье по п. 1 снабжено устройством для управления торцовыми зубчатыми муфтами, состоящими из рычага, шарнирно закрепленного на одной полумуфте и связанного шарнирно с тягой, несущей упор, взаимодействующий с другой полумуфтой (а. с. N 467847, М. Кл. В 60 N 1/02). Сиденье позволяет осуществлять регулирование по высоте и углу наклона.

Недостатками известного сиденья являются сложность конструкции и управление ею, ограниченные возможности перемещения сиденья по высоте и глубине кабины, что снижает обзорность с рабочего места оператора, а также отсутствие демпфирующего устройства, позволяющего гасить колебания, передающиеся оператору через сиденье при работе подъемно-транспортного средства.

Известным изобретением является подвеска сиденья транспортного средства, содержащая подпружиненную опору, связывающую каркас сиденья с его основанием, включающую в себя плоскорычажной механизм, составленный из пар шарнирно связанных между собой звеньев, одно из которых шарнирно закреплено на каркасе сиденья, а другое - на основании, и тяги переменной длины, соединяющей шарниры, связывающие звенья. Конструкция подвески позволяет с помощью тяги переменной длины бесступечато регулировать положение сиденья по высоте (а.с. N 548461, М.Кл. В 60 N 1/02).

Недостатком известной подвески сиденья является отсутствие регулирования его положения по горизонтали и углу наклона.

Наиболее близкой к изобретению является подвеска сиденья транспортного средства, cодержащая подпружиненную опору, связывающую каркас сиденья с его основанием, включающую в себя плоскорычажной механизм, составленный из пар шарнирно соединенных между собой звеньев, одно из которых шарнирно закреплено на каркасе сиденья, а другое - на основании, и тяги переменной длины, соединяющей шарниры, связывающие звенья, указанный механизм снабжен регулировочными подпружиненными элементами, одним из которых шарнир, расположенный между звеньями, шарнирно связан со средней частью противоположно расположенного ему звена, присоединенного к каркасу сиденья, а другим шарнир, соединяющий звено с основанием, шарнирно связан с противолежащим ему звеном в средней его части. Подвеска по п.1, шарниры соединения звеньев с основанием соединены между собой поперечиной (а.с. N 1041334, М.Кл. В 60 N 1/02). Устройство обеспечивает бесступенчатое регулирование положения сиденья по высоте, по горизонтали и углу наклона в зависимости от антропометрических данных оператора.

Указанное изобретение также не лишено недостатков:

cложность и ненадежность управления конструкцией плоскорычажного механизма, состоящего из нескольких пар шарнирно соединенных между собой звеньев;

ограниченные возможности регулирования положения сиденья двумя подпружиненными винтами: только по высоте или только по углу наклона;

ограниченный угол наклона сиденья, а также ограниченные возможности перемещения сиденья по высоте и глубине кабины;

сиденье не рассчитано на использование его в положении "отдых".

Задачей изобретения является улучшение обзора за объектами наблюдения путем увеличения диапазона регулирования сиденья по углу наклона, по высоте и горизонтали, а также улучшение условий труда оператора за счет использования сиденья в положениях "работа с наклоном" - "работа без наклона" - "отдых".

Поставленная задача достигается тем, что сиденье оператора подъемно-транспортных машин, содержащее каркас сиденья, связанный с плоскорычажным механизмом, который составлен из пар шарнирно связанных между собой звеньев, при этом плоскорычажной механизм выполнен в виде двух параллельно расположенных четырехзвенных параллелограммов, через середину нижнего звена одного из параллелограммов проходит ось, на которой закреплен полый рычаг с размещенным в нем подпружиненным фиксатором, который может занимать три положения в пазах червячного колеса, взаимодействующего с червяком, управляемым маховиком, при этом два параллелограмма и червячная пара смонтированы на раме, установленной в вертикальной стойке, соединенной с полом кабины через виброзащитный торообразный элемент.

Новые существенные признаки.

1. Плоскорычажной механизм выполнен в виде двух параллельно расположенных четырехзвенных параллелограммов.

2. Через середину нижнего звена одного из параллелограммов проходит ось.

3. На этой оси закреплен полый рычаг с размещенным в нем подпружиненным фиксатором, который может занимать три положения в пазах червячного колеса.

4. На этой же оси установлено червячное колесо, взаимодействующее с червяком, управляемым маховиком.

5. Два четырехзвенных параллелограмма и червячная пара смонтированы на раме.

6. Рама установлена в вертикальной стойке.

7. Стойка соединена с полом кабины через виброзащитный торообразный элемент.

Перечисленная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

За счет выполнения плоскорычажного механизма в виде двух параллельно расположенных четырехзвенных параллелограммов возможны расширение эксплуатационных возможностей и увеличение надежности конструкции путем регулирования положения сиденья по высоте и глубине кабины на величину 2R, где R - длина боковых звеньев параллелограмма, сохраняя при этом параллельность сиденья по отношению к основанию, и уменьшения количества звеньев механизма.

Сиденье снабжено полым рычагом с размещенным в нем подпружиненным фиксатором, который может занимать три положения в пазах червячного колеса, установленного на оси, проходящей через середину нижнего звена одного из параллелограммов, причем на этой же оси закреплен полый рычаг, что позволяет улучшить условия труда оператора и увеличить обзорность, обеспечивая дискретность регулирования положения сиденья по углу наклона в трех позициях: "работа с наклоном" - "работа без наклона" - "отдых".

Плавное регулирование положения сиденья по углу наклона осуществляется за счет работы червячной пары: червячного колеса и червяка, управляемого маховиком, закрепленным на горизонтальной оси, вращающейся в подшипниках.

Для снижения воздействия вибрации на оператора через сиденье два четырехзвенных параллелограмма и червячная пара смонтированы на раме, установленной в вертикальной стойке, соединенной с полом кабины через виброзащитный торообразный элемент.

На фиг. 1 изображено сиденье - общий вид; на фиг. 2 - вид А.

Сиденье содержит каркас 1, на котором закреплены спинка 2, подушка 3. Каркас 1 установлен на верхние звенья 4, 5 двух параллельных четырехзвенных параллелограммов, составленных из шарнирно соединенных звеньев 4-11. На шарнире 12 четырехзвенного параллелограмма установлен регулируемый фиксатор 13. Нижние звенья 6, 7 четырехзвенных параллелограммов через шарниры 14, 15 закреплены на раме 16, жестко соединенной с вертикальной стойкой 17, которая через виброзащитный торообразный элемент 18 посредством резьбового соединения 19 закреплена в полу кабины. На раме 16 в подшипниках 20 установлена горизонтальная ось 21, на которой закреплены червяк 22 и приводящий его в движение маховик 23. Взаимодействующее с червяком 22 червячное колесо 24 подвижно установлено на горизонтальной оси 25, проходящей через середину нижнего звена 6 одного из параллелограммов. С осью 25 жестко связан полый рычаг 26, последний снабжен подпружиненным пружиной 27 фиксатором 28 с кнопкой 29 и фиксирующим элементом 30, который входит в пазы червячного колеса 24.

Устройство работает следующим образом: положение подушки сиденья 3 по высоте и глубине кабины можно регулировать за счет изменения положения боковых пар звеньев 8, 10 и 9, 11 четырехзвенных параллелограммов с помощью регулируемого фиксатора 13, расположенного в зоне досягаемости оператора, сохраняя при этом параллельность подушки 3 по отношению к основанию, причем регулирование положения сиденья возможно в пределах величины 2R, где R - длина боковых звеньев 8-11 четырехзвенных параллелограммов. Кроме того, положение сиденья можно изменять по углу наклона относительно горизонтального уровня дискретно и плавно. Дискретное управление подушки сиденья 3 осуществляется с помощью полого рычага 26, жестко закрепленного на горизонтальной оси 25. Горизонтальное положение подушки сиденья 3 обеспечивается, когда фиксирующий элемент 30 полого рычага 26 находится в срединном пазу червячного колеса 24. При работе оператора, связанной с наблюдением за объектами, расположенными в нижней зоне обзора, непосредственно под кабиной, оператор может перевести сиденье 3 в наклонное положение относительно горизонтального уровня, равное углу +сиденье оператора подъемно-транспортных машин, патент № 2137624, выполнив следующие действия: оператор нажимает на кнопку 29 подпружиненного фиксатора 28, пружина 27 сжимается, фиксатор 28 выводит фиксирующий элемент 30 из паза червячного колеса 24. Оператор, наклоняясь вперед, переносит тяжесть тела, помогая подушке сиденья 3 занять наклонное положение. Оператор поворачивает полый рычаг 26 вокруг горизонтальной оси 25 вниз на угол + сиденье оператора подъемно-транспортных машин, патент № 2137624 и отпускает кнопку 29, пружина 27 восстанавливается, а фиксирующий элемент 30 занимает положение в нижнем пазу червячного колеса 24. Аналогичные действия необходимо выполнить оператору, чтобы перевести сиденье 3 в положения "работа без наклона" и "отдых", но при этом оператор переносит тяжесть тела, опираясь на спинку сиденья 2, а фиксирующий элемент 30 полого рычага 26 занимает положение соответственно в срединном или в верхнем пазу червячного колеса 24. Сиденье, зафиксированное в положении "отдых", соответствующем углу -сиденье оператора подъемно-транспортных машин, патент № 2137624, позволяет оператору разгрузить позвоночник и освободить мышцы спины от нагрузок, вызванных вынужденными позами во время работы.

В случае необходимости плавного регулирования положения сиденья по углу наклона, оператор может настроить рабочее место с учетом своих антропометрических данных. Регулирование производится с помощью маховика 23, вращающего через ось 21 червяк 22, который взаимодействуя с червячным колесом 24, поворачивает его, а вместе с ним и сиденье на требуемый угол.

Для снижения воздействия вибрации на оператора через сиденье 3 вертикальная стойка 17 соединена с полом кабины через виброзащитный торообразный элемент 18.

Класс B60N2/02 с подвижными сиденьями или подвижными элементами сидений, например регулируемыми (регулируемые опоры для них (подлокотники)  2/46; регулируемые опоры для головы  2/48)

регулирующее устройство с механизмом привода шпинделя -  патент 2526543 (27.08.2014)
сиденье, система управления и контролирования сидений, способ управления и контролирования сидений -  патент 2514308 (27.04.2014)
усовершенствованная кабина экипажа самолета -  патент 2499731 (27.11.2013)
погрузочно-разгрузочная машина и способ снижения нагрузки -  патент 2453449 (20.06.2012)
моторедуктор -  патент 2387553 (27.04.2010)
виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства -  патент 2360806 (10.07.2009)
способ фиксации верхней части спинки заднего сиденья и устройство для его реализации -  патент 2274558 (20.04.2006)
устройство для регулирования угла наклона сиденья транспортного средства -  патент 2182087 (10.05.2002)
сиденье оператора подъемно-транспортных машин -  патент 2180623 (20.03.2002)
виброзащитная подвеска сиденья -  патент 2159188 (20.11.2000)

Класс B66C13/54 посты оператора или кабины машиниста 

Наверх