буксировочная вагонетка
Классы МПК: | B61D11/00 Шахтные (рудничные) вагонетки E21F13/04 в бремсбергах; в слепых шахтных стволах или наклонных шахтах |
Автор(ы): | Груздев И.Н., Смирнов М.И., Тверской М.Л., Ястремский С.И., Таран В.Д. |
Патентообладатель(и): | Груздев Игорь Николаевич, Смирнов Михаил Иванович, Тверской Михаил Леонидович, Ястремский Станислав Иосифович, Таран Виктор Дмитриевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-02-03 публикация патента:
20.09.1999 |
Изобретение относится к транспортным средствам, используемым в горном деле, преимущественно для канатных напочвенных дорог. Вагонетка содержит раму, установленную на ходовую часть, выполненную из колесных пар, и тормозную систему двухстороннего действия, включающую приводное устройство и ловитель, выполненный в виде тормозной каретки с упорами и снабженный амортизаторами с тормозными канатами. Рама выполнена из отдельных частей, верхней и нижней, скрепленных между собой с образованием свободного пространства для размещения тормозной каретки с упорами и возможности ее перемещения относительно рамы за пределы базы ходовой части. За счет выполнения рамы из двух частей увеличивается улавливающая способность вагонетки. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Буксировочная вагонетка, преимущественно для канатных напочвенных дорог, содержащая раму, установленную на ходовую часть, выполненную из колесных пар, и тормозную систему двухстороннего действия, включающую приводное устройство и ловитель, выполненный в виде тормозной каретки с упорами и снабженный амортизаторами с тормозными канатами, отличающаяся тем, что рама выполнена из отдельных частей, верхней и нижней, скрепленных между собой с образованием свободного пространства для размещения тормозной каретки с упорами и возможности ее перемещения относительно рамы за пределы базы ходовой части.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области рельсового транспорта горных выработок и касается конструкции буксировочных средств канатных напочвенных дорог. Известна вагонетка для перевозки людей по наклонным выработкам, содержащая раму, установленную на ходовую часть, выполненную из колесных пар, парашютное устройство, состоящее из тормозной каретки с захватами и тормозных канатов с подвижными сухарями, контактирующими с закрепленными на раме копирными линейками заданного профиля (1). Недостатками данного решения являются невозможность его применения в выработках, имеющих знакопеременную гипсометрию пласта, поскольку парашютное устройство одностороннего действия, а также то, что перемещение тормозной каретки относительно рамы осуществляется только в пределах базы ходовой части, так как увеличение базы ходовой части при необходимости увеличения хода тормозной каретки ограничивает область применения буксировочной вагонетки по фактору прохождения закруглений рельсового пути. Известна буксировочная вагонетка, преимущественно для напочвенных канатных дорог, содержащая раму, установленную на ходовую часть, выполненную из опорных катков, барабан с запасом тягового каната и ловитель двустороннего действия, установленный подвижно в направляющих на раме и снабженный канатными амортизаторами, вынесенными из зоны его перемещения. Причем ловитель, выполненный в виде тормозной каретки с упорами, совместно с приводным устройством и канатными амортизаторами составляют тормозную систему (2). Недостатком конструкции данной вагонетки является то, что перемещение тормозной каретки по раме осуществляется только в пределах базы ходовой части, а это ограничивает улавливающую способность тормозной системы вагонетки. Техническая задача, решаемая заявляемым изобретением, заключается в повышении улавливающей способности тормозной системы при сохранении величины базы ходовой части вагонетки. Поставленная задача решается тем, что в буксировочной вагонетке, преимущественно для канатных напочвенных дорог, содержащей раму, установленную на ходовую часть, выполненную из колесных пар, и тормозную систему двустороннего действия, включающую приводное устройство и ловитель, выполненный в виде тормозной каретки с упорами и снабженный амортизаторами с тормозными канатами, согласно изобретению рама выполнена из отдельных частей, верхней и нижней, скрепленных между собой с образованием свободного пространства для размещения тормозной каретки с упорами и возможности ее перемещения относительно рамы аз пределы ходовой части. В сравнении с известным уровнем техники заявляемое изобретение позволит создать буксировочную вагонетку с повышенной улавливающей способностью ее тормозной системы за счет обеспечения возможности перемещения тормозной каретки с упорами за пределы базы ходовой части при сохранении ее величины. Достигается это тем, что рама выполнена из отдельных частей, скрепленных между собой с образованием свободного пространства для размещения тормозной каретки с упорами и обеспечения возможности ее перемещения относительно рамы за пределы базы ее ходовой части. Также конструктивное исполнение рамы вагонетки позволяет увеличить величину хода тормозной каретки при сохранении величины базы ее ходовой части. Увеличение же хода тормозной каретки при тех же значениях других параметров процесса торможения позволит повысить улавливающую способность тормозной системы заявляемой вагонетки. Таким образом, предлагаемая совокупность признаков заявляемого изобретения обеспечит технический результат, который явным образом не следует из сведений об известном уровне технически и поэтому изобретение имеет изобретательский уровень. На фиг. 1 изображена описываемая вагонетка, продольный разрез; на фиг. 2 - вагонетка, вид с торца; на фиг. 3 - тормозная каретка, вид сверху; на фиг. 4 - то же, что на фиг. 3, вид по стрелке A (повернуто на 90o); на фиг. 5 - вагонетка с положением тормозной каретки после торможения. Буксировочная вагонетка содержит раму, выполненную из отдельных частей, например нижней 1 и верхней 2, скрепленных между собой с помощью осей 3 и болтов 4, и установленную на ходовую часть, выполненную из колесных пар 5, и тормозную систему двустороннего действия, состоящую из приводного устройства 6 и ловителя в виде тормозной каретки 7 с упорами, например с двумя парами упоров 8, 9 (как показано на фиг. 1), связанного с тормозными канатами 10 и амортизаторами 11. Кроме того, тормозная каретка 7 имеет включающую вилку 13, связанную системой рычагов 13 с защелками 14, 15 упоров 8 и 9, а приводное устройство 6 - тягу 16 с закрепленным на ней кулаком 17, пружину 18 и шарнирное звено 19. Нижняя и верхняя части 1 и 2 скреплены между собой так, что между ними образуется свободное пространство 20, в котором размещена тормозная каретка 7 с возможностью перемещения в этом пространстве 20 вдоль рамы вагонетки (фиг. 1)Чтобы обеспечить перемещение тормозной каретки 7 вдоль рамы за пределы базы ходовой части "L" во время аварийного торможения вагонетки, обе пары упоров 8 и 9 расположены по ширине вагонетки так, что расстояние между упорами в каждой паре больше габаритного размера "B" колесных пар 5 (фиг. 2). Для изменения длины дороги на раме установлен барабан 21 с запасом тягового каната. Подвижной состав перемещается по рельсовой колее с помощью замкнутого тягового каната буксировочной вагонеткой, при этом последняя, например, при превышении установленной величины скорости движения независимо от направления этого движения осуществляет аварийное торможение. В транспортном положении упоры 8 и 9 тормозной каретки 7 расположены над рельсами 22, а сама каретка 7 находится в центральной части вагонетки. При включении тормозной системы под воздействием пружины 18 приводного устройства 6 происходит раскрытие шарнирного звена 19, приводящее к перемещению тяги 16, которая своим кулаком 17 отклоняет включающую вилку 12 и защелки 14 и 15, связанные между собой системой рычагов 13, что приводит к одновременному освобождению обеих пар упоров 8 и 9. Эти упоры под собственным весом перемещаются и в зависимости от направления движения подвижного состава одна из пар упоров вступает во взаимодействие с верхним строением рельсового пути, что приведет к остановке тормозной каретки 7, в то время как буксировочная вагонетка с подвижным составом по инерции продолжает двигаться дальше, протягивая тормозные канаты 10 через амортизаторы 11, при этом происходит погашение кинетической энергии и плавная остановка подвижного состава. В процессе торможения тормозная каретка 7 меняет свое положение от середины вагонетки, перемещаясь в свободном пространстве 20 (фиг. 5). При этом упомянутое перемещение тормозной каретки 7 в обоих направлениях осуществляется за пределы ходовой части "L" вагонетки. В результате повышается улавливающая способность тормозной системы вагонетки при сохранении величины базы ходовой части этой вагонетки. Предлагаемая конструкция буксировочной вагонетки расширяет ее область применения и эксплуатационные возможности по массе транспортируемого груза, скорости транспортирования, а также углу наклона трассы. Источники информации, принятые во внимание при составлении описания изобретения:
1. Авторское свидетельство СССР N 352028, кл. E 21 F 13/04, 1969. 2. Авторское свидетельство СССР N 460204, кл. B 61 D 11/00, 1973.
Класс B61D11/00 Шахтные (рудничные) вагонетки
устройство для предотвращения налипания транспортируемого материала на днище вагонеток (варианты) - патент 2503563 (10.01.2014) | |
рудничный локомотив - патент 2494900 (10.10.2013) | |
шахтная вагонетка для транспортирования налипающей горной массы - патент 2478504 (10.04.2013) | |
самоходный вагон - патент 2464190 (20.10.2012) | |
вагон шахтный самоходный - патент 2205120 (27.05.2003) | |
вагонетка - патент 2072928 (10.02.1997) | |
вагонетка - патент 2051821 (10.01.1996) | |
вагонетка - патент 2048335 (20.11.1995) | |
вагонетка - патент 2048334 (20.11.1995) | |
вагонетка - патент 2048333 (20.11.1995) |
Класс E21F13/04 в бремсбергах; в слепых шахтных стволах или наклонных шахтах