Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет увеличения высоты изгибно-гравитационных волн. Для этого во время движения подводного судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна, с помощью насоса. Насос расположен внутри судна в водопроточном канале. Водозаборная часть канала располагается в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны. Выход канала - в кормовой части судна. 1 ил.
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что во время движения судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного внутри судна в водопроточном канале, при этом водозаборная часть канала располагается в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала - в кормовой части судна.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду. Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), определенной высоты, возбуждаемыми подводным судном (В.М.Козин, А.В.Онищук. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяной покрове от движения подводного судна. -ПМТФ, Новосибирск, ВО "Наука", 1994, N2, 78-81) [1]. Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью Vр, т.е. со скоростью, при которой высота возбуждаемых ИГВ максимальна. Недостатком способа является ограниченность высоты ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности, которая при резонансной скорости судна определяется заглублением и водоизмещением последнего [1]. Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности разрушения ледяного покрова. Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в увеличении высоты ИГВ при не меняющихся резонансной скорости и величины заглубления судна. Существенные признаки, характеризующие изобретение. Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при движении судна подо льдом с резонансной скоростью. Отличительные: во время движения судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с помощью насоса, расположенного в водопроточном канале; водозаборная часть канала расположена в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, а выход канала - в кормовой части судна. Отсос забортной воды увеличивает скорость обтекания корпуса, что в свою очередь в соответствии с законом Бернулли p+v2/2=cоnst, где P - давление в жидкости, - плотность воды, V -скорость жидкости), приведет к уменьшению давления в области формирования подошвы ИГВ. Понижение давления под ледяным покровом в месте расположения подошвы ИГВ увеличит прогиб льда, т.е. высоту ИГВ. Способ осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью [1] . Если высота возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос, расположенный внутри судна в водопроточном канале. Водозаборную часть канала выполняют в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ. Выход канала располагают в кормовой части судна, что позволит использовать реакцию отбрасываемой насосом воды для получения дополнительного упора. Расположение водозаборной части канала под подошвой ИГВ увеличит скорость обтекания корпуса судна в этом месте и приведет к падению давления, что в свою очередь увеличит высоту ИГВ и уровень изгибных напряжений в ледяном покрове, т.е. ледоразрушающая способность судна возрастет. Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 показана схема реализации предлагаемого решения. Под ледяным покровом 1 начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью Vр. Если высота возбуждаемых ИГВ h1 окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос 3, расположенный внутри судна в водопроточном канале 4. Отсос забортной воды внутрь судна увеличит скорость обтекания верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, что вызовет увеличение высоты ИГВ до значения h2, т.е. повысит ледоразрушающую способность судна.