топливная композиция
Классы МПК: | C10L1/04 на основе смесей углеводородов C10L1/10 содержащее присадки C10L1/18 содержащие кислород C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16 |
Автор(ы): | Усакова Н.А., Зязин В.А., Задко И.И., Емельянов В.Е., Демина Л.В. |
Патентообладатель(и): | Научно-инженерный центр нефтяной компании Лукойл |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-19 публикация патента:
20.09.1999 |
Топливная композиция на основе бензина каталитического риформинга содержит следующие компоненты, мас.%: бензин термического крекинга 2 - 15, бензин коксования 1 - 15, гидрированная фракция С6-8пиролиза 1 - 20, антидетонационная добавка до 1,0, бензин каталитического риформинга -остальное. При этом достигается расширение сырьевой базы при производстве товарных высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Топливная композиция на основе бензина каталитического риформинга, содержащая бензин термического крекинга, бензин коксования и антидетонационную добавку, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит гидрированную фракцию C6 - C8 пиролиза при следующем соотношении компонентов, мас.%:Бензин термического крекинга - 2 - 15
Бензин коксования - 1 - 15
Гидрированная фракция C6 - C8 пиролиза - 1 - 20
Антидетонационная добавка - До 1
Бензин каталитического риформинга - Остальное
2. Топливная композиция по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит фракции прямогонных бензинов в количестве до 15 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и автомобильной, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Известна топливная композиция, содержащая в своем составе: прямогонный бензин НК-98oC 1-10 мас.%, смесь стабилизированных бензинов термического и каталитического крекинга 1-20 мас.%, антидетонационную добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, 8-15 мас.% и бензин каталитического риформинга - остальное. (Патент РФ N 2092527, C 10 L 1/00, 1997 г.)Известна также топливная композиция, содержащая прямогонную бензиновую фракцию НК-62oC в количестве 25-50 мас.%, антидетонационную добавку - продукт этерификации метилового спирта бутиленами в количестве 3-12 мас.% и фракцию ароматических углеводородов C6-C8 - остальное. (Патент РФ N 2092525, C 10 A 1/00, 1997 г.)
Недостатком указанных композиция является их высокая гигроскопичность, а также недостаточно высокие антидетонационные характеристики. Для повышения октанового числа топливных композиции в их составах в качестве антидетонационной добавки используют циклопентадиенилтрикарбонилмарганца (ЦТМ), а также его производные: метил-ЦТМ, хлорметил-ЦТМ, метоксиметил-ЦТМ и другие. (Сборник "Марганцевые антидетонаторы", М, Наука, 1971 г., с.61-67)
Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция, содержащая, бензин прямой перегонки HK-180oC - 5-65 мас.%, антидетонационную добавку, включающую органическое соединение марганца и кислородсодержащее соединение, 0,5-15 мас.%, бензин каталитического риформинга - остальное. Топливная композиция в своем составе может содержать смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию парафиновых углеводородов, выкипающую в интервале HK-160oC, а также N-монометиланилин и/или толуол. (Патент РФ N 2114900, C 10 L 1/30, 1998 г.)
Недостатком известной топливной композиции является то, что вовлечение в ее состав металлорганическиx добавок в указанных количествах приводит к повышенному нагарообразованию в камере сгорания и на электродах свечей зажигания. Кроме того, эти добавки являются дорогостоящими компонентами, что значительно удорожает стоимость товарных автомобильных бензинов. Настоящее изобретение направлено на расширение сырьевой базы при производстве товарных высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов, соответствующих требованиям охраны окружающей среды, и на снижение их стоимости. Для решения этой задачи предлагается топливная композиция на основе бензина каталитического риформинга, содержащая бензин термического крекинга, бензин коксования, гидрированную фракцию C6-C8 пиролиза и антидетонационную добавку при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Бензин термического крекинга - 2 - 15
Бензин коксования - 1 - 15
Гидрированная фракция C6-C8 пиролиза - 1 - 20
Антидетонационная добавка - До 1
Бензин каталитического риформинга - Остальное
Причем топливная композиция может также содержать фракции прямогонных бензинов в количестве до 15 мас.%. Отличие заявляемого технического решения от известного состоит в том, что топливная композиция дополнительно содержит гидрированную фракцию C6-C8 пиролиза в заявленном количестве. Это отличие позволяет вырабатывать широкий ассортимент экологически чистых автомобильных бензинов с улучшенными эксплуатационными характеристиками при снижении в них содержания антидетонационной добавки вплоть до исключения ее из состава топливной композиции. Это значительно удешевляет их стоимость, а также уменьшает количество металлов в отработавших газах, что способствует снижению нагарообразования в камере сгорания и на электродах свечей зажигания. Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов при перемешивании. Характеристика компонентов, используемых в составе топливной композиции, приведена в таблице 1. Гидрированная фракция C6-C8 пиролиза представляет собой продукт, получаемый из жидких продуктов пиролиза бензиновой фракции прямой перегонки нефти. Продукты пиролиза (пироконденсат) гидрируют, полученный гидрогенизат подвергают дистилляции с отбором фракций: C5 (HK-70oC), C6-C8 (70-150oC) и C9 (150-180oC). Фракцию C6-C8 направляют на вторую ступень гидрирования для глубокой очистки от непредельных углеводородов и сернистых соединений. Продукт выпускается в соответствии с ТУ 5126-034-00206428-98. В качестве антидетонационной добавки в составе топливной композиции может быть использован Фэтерол, МТБЭ, Автовэм или N-монометиланилин. Эти добавки являются товарными продуктами. Для приготовления образцов предлагаемой топливной композиции использовали добавку Автовэм, выпускаемую по ТУ 38.401-58-185-97, представляющую собой смесь N-метиланилина с МЦТМ (метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца). В качестве фракций прямогонных бензинов были использованы фракции HK-62oC, HK-180oC, а также узкие фракции прямогонного бензина по СТП 019902-401043-94. Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 4 образца топливной композиции, состав которых приведен в таблице 2. Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на товарные бензины А-76 и АИ-92. Результаты испытаний приведены в таблице 3. Из приведенных данных следует, что все приготовленные образцы соответствуют требованиям технических условий на эти бензины.
Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов
Класс C10L1/10 содержащее присадки
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах 1/16