водопропускное сооружение под насыпью
Классы МПК: | F16L1/028 в грунте E01F5/00 Отвод воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью кюветов или водоотводных канав; водопропускные устройства |
Автор(ы): | Бурдейный В.М., Яковлев А.Я., Лисин В.Н. |
Патентообладатель(и): | Предприятие по добыче, переработке и транспорту газа "Севергазпром" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-03-19 публикация патента:
20.09.1999 |
Изобретение используют при сооружении, ремонте трубопроводов и возведении насыпей. Вдоль русла ручья укладывают плети труб для пропуска воды. С одной из плетей посредством сварки соединены вертикальные перфорированные трубы, обернутые фильтрующим материалом и закрытые сверху крышками. Водопропускные трубы засыпают грунтом с образованием насыпи. Пересекающий ручей газопровод располагается в насыпи. Выполняют обваловку газопровода с формированием вдоль трассового проезда. Паводковые воды через вертикальные трубы отводят в плети труб и удаляют совместно с протекающей по ручью водой. Снижает водонасыщение грунта обваловки газопровода и повышает его надежность. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Водопропускное сооружение под насыпью, содержащее каналы для пропуска воды, фильтрующую часть, отличающееся тем, что каналы для пропуска воды выполнены в виде криволинейной плети труб, повторяющих русло ручья и проложенных под трубопроводом, а фильтрующая часть выполнена в виде перфорированных вертикальных труб, обернутых фильтрующим материалом, закрытых съемной крышкой и соединенных с криволинейной плетью труб для пропуска дренажных паводковых вод, при этом фильтрующая часть, каналы для пропуска воды, трубопровод выполнены засыпанными грунтом, причем над трубопроводом выполнен валик обваловки. 2. Водопропускное сооружение по п.1, отличающееся тем, что в качестве фильтрующего материала использован, например, нетканый синтетический материал.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к прокладке магистральных трубопроводов при их строительстве и ремонте и может быть использовано при возведении водопропускных сооружений под насыпями. Известно водопропускное сооружение, включающее ряды из автомобильных покрышек, расположенные вплотную один к другому с образованием замкнутого контура. Ряды покрышек соединены размещенными по концам рядов жесткими несущими элементами, стянутыми между собой стержнями (см. авторское свидетельство N 1719528 Мкл E 01 F 5/00, опубл. 15.03.92 г.)Недостатком известного устройства является то, что заявленное выше водопропускное сооружение содержит материалоемкие и значительных объемов автомобильные покрышки, что затрудняет их использование в естественных условиях. Кроме того, соединение покрышек жесткими элементами, например, в русле ручья глубиной меньше их диаметра не имеет технического смысла, а заполнение полости покрышек твердеющим материалом приводит к снижению пропускной способности сооружения. Известно водопропускное сооружение под насыпью, содержащее выполненную из камня и расположенную на подушке фильтрующую часть, размещенный на ее поверхности изоляционный слой и каналы для пропуска воды (см. авторское свидетельство N 1740528, Мкл. E 01 F 5/00, опубл. 15.06.92). Недостатками вышеприведенного водопропускного сооружения, взятого в качестве прототипа следует считать то, что высокая насыпь из камня в многониточном коридоре трубопроводов требует большого количества привозного камня, во время длительной эксплуатации трубопровод подвержен заиливанию, способствует повышению уровня зеркала воды, во время обводнения затрудняет вдольтрассовый проезд, размывает обваловку газопроводов, создает дополнительные нагрузки на трубопроводы и происходит разрушение изоляции. Задачей изобретения является сохранение изоляции, предотвращение размыва русловой части и ослабления валика обваловки, обеспечение вдольтрассового проезда, исключение затрат по обеспечению пропуска воды при наличии уложенного в насыпи трубопровода для транспортирования среды с положительной температурой. Поставленная задача решается тем, что в водопропускном сооружении под насыпью, содержащем каналы для пропуска воды, фильтрующую часть, изоляционный слой, каналы для пропуска воды выполнены в виде криволинейной плети труб, повторяющих русло ручья и пропущенных под трубопроводом с последующей вваркой перфорированных вертикальных труб, находящихся в грунте и выполненных обернутыми фильтрующим материалом и закрытых съемной крышкой, засыпаны грунтом совместно с трубопроводом, при этом над трубопроводом выполнен валик обваловки, а в местах установки дренажных труб высота насыпного грунта выполнена за счет угла естественного уклона валика обваловки и досыпана до уровня, превышающего глубину естественного промерзания в данной местности, формируя круглогодичный вдольтрассовый проезд. Поставленная задача также решается тем, что в качестве фильтрующего материала используют, например, нетканный синтетический материал. Заявителю неизвестны из патентной и научно-технической информации, обладающие новизной следующие признаки изобретения:
- водопропускной канал выполнен в виде криволинейной плети труб, повторяющих русло ручья;
- водопропускной канал пропущен под трубопроводом с последующей вваркой перфорированных вертикальных труб, находящихся в грунте и выполненных обернутыми фильтрующим материалом и закрытых съемной крышкой;
- засыпаны грунтом совместно с трубопроводом, при этом над трубопроводом выполнен валик обваловки;
- в местах установки дренажных труб высота насыпного грунта выполнена за счет угла естественного уклона валика обваловки и досыпана до уровня, превышающего глубину естественного промерзания в данной местности, формируя круглогодичный вдольтрассовый проезд;
- в качестве фильтрующего материала используют, например, нетканный синтетический материал. На основании изложенного считаем, что изобретение является новым. Перечисленные существенные признаки являются неочевидными для среднего специалиста в данной области техники, и поэтому соответствует критерию - изобретательский уровень. Изобретение может быть легко внедрено при строительстве и ремонте участков газопровода при возведении водопропускных сооружений под насыпями. В связи с изложенным считаем, что изобретение соответствует критерию "Промышленная применимость". Схема водопропускного сооружения под насыпью приведена на фиг. 1 - 6. На фиг. 1 показаны водопропускное сооружение и три нитки газопровода до обваловки. На фиг. 2 представлены поперечные разрезы A-A - сочленение водопропускных и дренажных труб. На фиг. 3 показаны разрезы по B-B и C-C оголовок. На фиг. 4 - 5 показаны профиль ручья и водопропуски под рабочей трубой до обваловки. На фиг. 6 показано водопропускное сооружение после обваловки. Водопропускной канал 1 с жестким оголовком 2 уложен под газопроводами 3 в русло ручья 4, по верху канала 1 уложен сухотруб 5, в который вертикально вварены перфорированные трубы 6 для дренажных паводковых вод с поверхности земли, выполненные обернутыми фильтрующим материалом, например нетканным синтетическим материалом 7, закрытые крышкой 8 и предназначенные для предотвращения попадания посторонних предметов и засыпаны грунтом 9 с формированием валика над трубой 3 и формируя вдольтрассовый проезд (на чертеже не показан). Водопропускное сооружение монтируют следующим образом. Предварительно, вдоль ручья 4 сваривают в плети расчетное количество водопропускных каналов 1 необходимой длины, которые с помощью трубоукладочной техники (на схеме не показанной) укладывают в русло ручья 4. Затем аналогичным образом монтируют сухотруб 5 поверх каналов 1, после чего все каналы 1 с обеих концов соединяют оголовками 2. В смонтированный и уложенный в ручей сухотруб 5 вваривают необходимое количество вертикальных перфорированных труб 6, на которые наматывают фильтрующий материал, например нетканный синтетический материал 7, а верхнюю часть трубы 6 закрывают крышкой 8. Затем выполняют обваловку грунтом 9 водопропускных труб с помощью экскаватора (на чертеже не показано) и при достижении насыпи верхней образующей газопровода 3 засыпку водопропускника и обваловку газопровода выполняют формируя вдольтрассовый проезд с помощью бульдозера. Утрамбовку вдольтрассового проезда производят многократным прогоном колесной или гусеничной техники (на схеме не показано). Ремонт открытых участков с использованием описанного водопропускного сооружения позволяет привести их в соответствие с требованиями СНиП 02.05.06-85, предъявляемыми к подземной прокладке трубопроводов, без остановки и стравливания газа. Кроме того, при ремонте и новом строительстве исключают затраты по заглублению трубопровода, уменьшают набор кривых, а также снижают вероятность воздействия от разрыва кусков металла при разрушении одного из оголенных трубопроводов, эксплуатирующихся в многониточном коридоре. Способ реализован и успешно зарекомендовал себя в эксплуатации на газопроводах Ухта-Торжок 1, II, III н. км 635,2 через р. Либеньга Нюксенское ЛПУ, Предприятия "Севергазпром". Заявленное изобретение в сравнении с прототипом позволяет сохранить изоляцию, предотвращает размыв русловой части и ослабление обваловки, обеспечивает вдольтрассовый проезд, исключает затраты по обеспечению пропуска воды при наличии уложенного в насыпь трубопровода для транспортирования среды с положительной температурой.
Класс E01F5/00 Отвод воды от основания шоссейных дорог или от балластного слоя железных дорог с помощью кюветов или водоотводных канав; водопропускные устройства