высокозащищенный танк с экипажем два человека
Классы МПК: | F41H7/02 сухопутные, например танки |
Автор(ы): | Конокотин А.В., Попов Н.С., Миронов В.И., Боев В.М., Гудима Р.Я., Дук Л.П., Бетенев Л.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения" (ОАО "Спецмаш") |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-10-14 публикация патента:
20.09.1999 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к танкостроению. Техническим результатом изобретения является повышение защищенности членов экипажа. Сущность изобретения: экипаж размещается в сильнобронированной капсуле, со всех сторон рассчитанной на размещение командира и наводчика с необходимыми приборами наблюдения, слежения за целью, управления стрельбой и работой автоматизированного механизма заряжания, танковой информационно-управляющей системой и органами управления машиной. Капсула дополнительно защищена тем, что впереди ее размещена моторно-трансмиссионная установка, носовая часть танка снабжена дополнительным блоком бронирования, а задняя стенка капсулы образует переднюю стенку орудийного отделения с люком для экипажа. 11 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Высокозащищенный танк с экипажем два человека, имеющий бронированный корпус с элементами динамической защиты, моторно-трансмиссионную установку, гусеничную ходовую часть, отделение управления с рабочими местами командира и водителя, орудийное отделение, артиллерийское орудие, возимый комплект боеприпасов, систему управления огнем с устройствами наведения и автоматического слежения за целью, средства дневного и ночного технического зрения, танковую информационно-управляющую систему, устройство противодействия радиоэлектронным средством разведки, средства активной защиты, отличающийся тем, что отделение управления с экипажем два человека выполнено в виде отдельной сильнобронированной со всех сторон герметизированной капсулы, при этом передняя стенка капсулы образует заднюю стенку моторно-трансмиссионного отделения, а задняя стенка капсулы - переднюю стенку орудийного отделения с люком для экипажа. 2. Танк по п.1, отличающийся тем, что распределение масс компонентов, составляющих общую массу машины, осуществлено с обеспечением размещения капсулы в районе центра масс машины. 3. Танк по п.1, отличающийся тем, что носовая часть корпуса снабжена дополнительным носовым блоком бронирования. 4. Танк по п.1, отличающийся тем, что капсула снабжена средствами жизнеобеспечения экипажа, достаточными для нормальной боевой работы без выхода из танка до 72 часов. 5. Танк по п.1, отличающийся тем, что передняя сильнобронированная стенка капсулы выполнена с плавным переходом в крышу, снабженную люком для экипажа. 6. Танк по п.1, отличающийся тем, что артиллерийское орудие установлено на полноповоротной герметизированной платформе. 7. Танк по п.1, отличающийся тем, что в нем установлено артиллерийское орудие с поворотной зарядной каморой. 8. Танк по п.1, отличающийся тем, что на полу пространства под орудийной платформой установлен полноповоротный стол механизма автоматического заряжания. 9. Танк по п.1, отличающийся тем, что на поворотном столе механизма заряжания размещен магазин боеприпасов в виде двух рядов вертикально установленных кассет с боеприпасами, образующих два симметричных кольца. 10. Танк по п.1, отличающийся тем, что механизм заряжания снабжен устройством подъема снаряда, подачи его в камору и досылки, функционально синхронизированный в действии с поворотом каморы орудия для приема боеприпаса. 11. Танк по п.1, отличающийся тем, что задняя стенка орудийного отделения с люком технического обслуживания выполнена с возможностью разрушения при аварийном взрыве боеприпасов. 12. Танк по п.1, отличающийся тем, что казенная часть ствола снабжена наружным герметизированным кожухом с люком для загрузки боеприпасов, осуществляемым обратным действием механизма заряжания.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бронетанковой технике. Известно конструктивное решение шведского танка с экипажем два человека (справочник Jane"s Armor and Artillery 1987 - 88, p. 63) с передним размещением моторно-трансмиссионной установки, за которой размещается экипаж из двух человек - командир и водитель, выполняющих всю боевую работу. Предусмотрено третье свободное место (за командиром) для дублера водителя. Танк казематного типа - наведение по горизонтали поворотом корпуса танка, по вертикали за счет опускания подвески. Имеется механизм автоматического заряжания с магазином боеприпасов, размещенным в кормовой части танка. Основными недостатками такого конструктивного решения являются: невозможность точной наводки орудия на цель; невозможность вести стрельбу с ходу; отсутствие средств жизнеобеспечения; боевое отделение, где размещается экипаж, не герметизировано и не имеет высокой защищенности, так как размещено в общем корпусе танка. Известно конструктивное решение израильского танка типа Меркава с передним расположением моторно-трансмиссионной установки (справочник Jane"s Armor and Artillery 1987 - 88, p. 40),Основными недостатками танков серии Меркава являются недостаточная баллистическая защита экипажа; нет герметизации отделения управления, а также общего заброневого пространства; экипаж состоит из 4-х человек; нет средств жизнеобеспечения экипажа в условиях зараженной местности; нет механизма автоматического заряжания орудия. В указанных выше типах танков применяются орудия с клиновыми затворами с зарядной каморой за одно целое со стволом. В настоящее время применение современных средств технического зрения, приборов автоматического слежения за целью, механизмов автоматического заряжания орудия, систем управления огнем и танковых информационно управляющих систем, позволяют уменьшить количество членов экипажа до двух человек - водителя и командира, выполняющего также роль стреляющего наводчика. При этом стало возможным отказаться от башенной конструкции танка и применить установку орудия на орудийной платформе, а экипаж разместить в отдельно сформированной герметизированной капсуле с рабочими местами командира и водителя с приборами и дисплеями отображения внешней обстановки, поиска целей, автоматического слежения за целью и стрельбы по цели без непосредственного визуального контакта с оптическими приборами. Высокая защищенность членов экипажа достигается тем, что капсула, благодаря ее сравнительно небольшим размерам, может быть дифференцированно максимально баллистически защищена со всех сторон, герметизирована и снабжена средствами жизнеобеспечения. Устройство высокозащищенного танка показано на чертеже. Перечень обозначений на чертеже
1. Бронированный корпус с элементами динамической защиты. 2. Моторно-трансмиссионная установка. 3. Дополнительный носовой блок бронирования. 4. Передняя сильнобронированная стенка капсулы отделения управления, переходящая в крышу с люком для экипажа. 5. Герметизированная капсула отделения управления с рабочими местами командира и водителя. 6. Устройство жизнеобеспечения экипажа. 7. Задняя стенка капсулы с люком в орудийное отделение. 8. Бронированная герметизированная полноповоротная орудийная платформа. 9. Артиллерийское орудие. 10. Полноповоротный стол автоматического механизма заряжания с кассетами боеприпасов. 11. Двухкольцевое симметричное устройство механизма заряжания с вертикальными кассетами для боеприпасов. 12. Рычажное устройство подъема и досылания боеприпаса в камору ствола орудия. 13. Кассеты боеприпасов наружного кольца поворотного стола. 14. Аккумуляторные батареи. 15. Комплект аппаратуры управления автомата заряжания. 16. Комплект аппаратуры информационно-управляющей системы. 17. Тепловизионный прибор наблюдения. 18. Оптический прибор наблюдения. 19. Дополнительный прибор наблюдения. 20. Основной тепловизионный прицел. 21. Телевизионная камера наблюдения. 22. Ходовая часть. 23. Кожух казенной части орудия с люком для загрузки боеприпасов
24. Стенка орудийного отделения, выполненная с возможностью разрушения при аварийном взрыве боеприпасов. Моторно-трансмиссионная установка 2 размещена в носовой части корпуса танка 1, который снабжен дополнительным съемным блоком бронирования 3. Непосредственно за моторно-трансмиссионной установкой 2 размещена отдельно формируемая сильнобронированная со всех сторон герметизированная капсула 5 для размещения рабочих мест командира и водителя с необходимыми приборами отображения на дисплеях внешней обстановки, поиска целей, автоматического слежения за целью, системой управления стрельбой и информационно управляющей танковой системой, а сенсорные устройства этих приборов размещены (на чертеже показано ориентировочно) на внешних участках корпуса танка и орудийной платформы. Передняя стенка 4 капсулы 5, образующая заднюю стенку отделения моторно-трансмиссионной установки, выполнена с плавным переходом в крышу капсулы с люком для экипажа. За креслами экипажа предусмотрено пространство для размещения средств жизнеобеспечения 6, рассчитанное на непрерывное нахождение экипажа в капсуле в течение до 72 часов. Артиллерийское орудие 9 установлено на полноповоротной герметизированной платформе 8. Для минимизации пространства для размещения механизма заряжания 10, магазина боеприпасов 11 и осуществления операций заряжания применено орудие с поворотной камерой заряжания (на чертеже не показано), при этом магазин боеприпасов размещен на поворотном столе механизма заряжания и выполнен в виде двух кольцевых симметричных рядов вертикальных кассет внутреннего и внешнего кольцевого ряда 13. Подъем боеприпаса и разворот его для помещения в камору ствола осуществляется рычажным механизмом 12 (устройство механизма заряжания на чертеже не показано). Задняя стенка 7 капсулы 5 образует переднюю стенку пространства под орудийной платформой и снабжена люком для доступа экипажа к механизму заряжания и магазину боеприпасов. При этом задняя стенка капсулы выполнена с требованием ее неразрушения при аварийном взрыве боеприпасов. Задняя стенка 24 пространства с механизмом заряжания и магазином боеприпасов снабжена люком для технического обслуживания механизма заряжания с пультом исполнительных органов 15 и магазина боеприпасов и выполнена с расчетом разрушения при аварийном взрыве боеприпасов. Танк снабжен гусеничной ходовой частью 22 с торсионной подвеской. Казенная часть ствола снабжена герметизированным кожухом с люком для загрузки боеприпасов 23. Возможность реализации изобретения высокозащищенного танка с экипажем два человека с размещением экипажа в отдельно формируемой высокобронированной капсуле обусловливается наличием в настоящее время больших достижений в области технического зрения, эффективного в любых погодных условиях днем и ночью, усовершенствованных систем дистанционного отображения внешней обстановки без непосредственного визуального контакта наблюдателя с оптическими приборами, высоким уровнем автоматизации процесса заряжания артиллерийского орудия, устройств распознавания образов (целей), их выбора и автоматического слежения. Моторно-трансмиссионные установки и ходовая часть могут быть использованы из хорошо отработанных существующих моделей.
Класс F41H7/02 сухопутные, например танки